Вопрос 62

Отметим, что термин «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое содержание этих платежей, так как в соответствии с действующим законодательством это более общее понятие, включающее как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым в редакции Налогового кодекса относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог. Часть платежей за природные ресурсы, как мы указали выше, относится к неналоговым доходам бюджета: платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесными ресурсами. Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов. Поэтому в настоящей главе излагается порядок взимания как налоговых, так и неналоговых поступлений со ссылками на соответствующее законодательство. В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. Х» 7ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:

• право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

• сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• воспроизводство и охрану природных ресурсов. Источник

Платежи за пользование природными ресурсами представляют собой федеральный, региональный, местный сбор в пользу государства.

Платежность природопользования включает в себя:

- плату за использование природных ресурсов;

- за загрязнение окружающей среды;

- за иные воздействия на окружающую среду.

Плата за природные ресурсы (землю, воду, недра) взимается:

- за право пользоваться природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное использование природных ресурсов;

- за не воспроизводство и не охрану природных ресурсов;

Плата за загрязнение окружающей среды взимается по следующим правилам:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ;

- за другие виды загрязнений в пределах лимита и сверх лимита.

Платежи за пользование природными ресурсами не освобождают от соблюдения закона “об охране окружающей среды”

Плательщиками данного вида налога являются организации, предприятия и их объединения, а так же иностранные юридические и физические лица, которые ведут добычу, разведку полезных ископаемых на территории РФ.

Нормативная база:

1. Налоговый кодекс РФ ст. 13 ч. 1;

2. закон от 1992г. “о недрах”;

3. постановление правительства РФ от 1992 за № 828.

Освобождаются от уплаты налогов следующие лица:

1. Собственники участков, осуществляющие добычу и использование широко распространенных полезных ископаемых и используемых для собственных нужд.

2. Геологи, осуществляющие разведку полезных ископаемых.

3. Геологические рабочие, осуществляющие прогнозирование землетрясений, извержения вулканов, а так же изучение движения подземных вод.

4. Пользователи недр, получившие участки для образования наиболее охраняемых геологических объектов имеющих научно-культурно-социальное значение.

Порядок расчета и уплаты платежей:

1. Разовый взнос – величина взноса и время его уплаты указана в лицензии.

2. Регулярные платежи – осуществляются в течении всего срока эксплуатации природных недр.

Ставки:

Уровень платежей в % от стоимости

Вид полезного ископаемого добытого полезного ископаемого

1. Нефть, природный газ 6 – 16%

2. Уголь, торф, горючие сланцы 3 – 6%

3. Черные металлы (железо, хром) 1 – 5%

4. Цветные и редкие металлы

(медь, цинк) 2 – 6%

5. Благородные металлы

(золото, серебро) 4 – 10%

6. Алмазы, драгоценные камни 4 – 8%

7 Цветные камни, самоцветы 4 – 6%

 

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.


 

Вопрос

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.

Особенности исчисления налога:

налоговыми агентами

отдельными категориями физических лиц в отношении отдельных видов доходов

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:

отдельные категории физических лиц

физические лица в отношении отдельных видов доходов

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.