Вопрос 53

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса - Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

глава государства;органы законодательной власти;органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;органы государственного и местного финансового контроля;государственные внебюджетные фонды;главные распорядители бюджетных средств.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета- начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджетаначинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

Президент РФ;Государственная дума Федерального собрания РФ;Совет Федерации Федерального собрания РФ;Правительство РФ;Министерство финансов;Министерство по налогам и сборам;Центральный банк;Счетная палата;

Государственные внебюджетные фонды;Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия — составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третьей стадиейбюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса :

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюд­жетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюд­жетный процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом опре­делять направления их использования;

3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств меж­ду сферами хозяйства, экономическими регионами. Важ­ное условие метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.


53.вариант 2.Исполнение бюджетов как стадия бюджетного процесса, его содержание, задачи, принципы.

Одной из важнейших стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса означает мобилизацию всех запланированных по бюджету доходов и финансирование предусмотренных расходов. Предполагается, что исполнение бюджета, являясь стадией бюджетного процесса, представляет собой совокупность процедур, по прогнозированию и учету поступлений доходов, межбюджетного их распределения, осуществления санкционирования, финансирования расходов бюджетной системы кассовому планированию бюджетных средств, обслуживание государственного долга, предоставление бюджетных кредитов и осуществления их возврата, ведение учета и отчетности, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля.

Цель исполнения бюджета выполнение закона о бюджете в соответствии с утвержденными показателями.

В мировой практике используются различные схемы разработки, принятия (утверждения) бюджетов и их исполнения, включая контроль за его исполнением. Процедура бюджетного процесса регламентируется Бюджетным кодексом РФ, согласно которому бюджетный процесс-это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников составления и рассмотрения проектов федерального, субфедеральных и местных бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения всех бюджетов, а также контроля за их исполнением. Очевидно, что бюджетный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов и процедур, охватывающих все стадии бюджетного цикла от разработки проекта бюджета до принятия закона об его исполнении.

Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач:

1) разработка проектов бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти, ответственными за это;

2) внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти;

3) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов законодательными (представительными) органами власти соответствующих уровней; их утверждение путем принятия соответствующих законов и решений;

4) подписание принятого закона президентом страны (только бюджет федерального уровня);

5) исполнение бюджета;

6) принятие закона (решения) об исполнении бюджета;

7) предварительный, текущий и последующий контроль за обеспечением законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.

Таким образом, бюджетный процесс представляет собой цикл, включающий ряд последовательных этапов, стадий и процедур, охватывающих длительный период времени. Непосредственное исполнение бюджета (бюджетный год) охватывает период с 1 января по 31 декабря. Ясно, что прежде чем исполнять бюджет, он должен быть составлен, рассмотрен и утвержден. Бюджетный процесс - область публичного финансового менеджмента, реализующего функции управления бюджетными потоками, охватывающими все доходы и расходы бюджета, а также процесс покрытия его дефицита и использования источников такого покрытия, установленных законом.

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить иисполнить бюджет. К этимпринципам относится:

1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном, региональных и местных бюджетах в соответствии с законодательством;

2) реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;

3) гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов, которые выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;

4) соблюдение бюджетной классификации, которое выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;

5) периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджетов на календарный финансовый год;

6) отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.