Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции

11. Основы бюджетного устройства и принципы построения бюджетной системы РФ. Принципы:1. Принцип единства бюджетной системы-означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории РФ. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы-Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов-он означает: а)право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов-означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированности бюджета-означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств-означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов-означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 8. Принцип гласности-означает: 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. 9. Принцип достоверности бюджета-означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 

 

45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.

Финансовое планирование

ФИН.ПЛАНИРОВАНИЕ – проектирование финансовых показателей на будущий плановый период, деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе

Основная задача ФП – достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Специфические задачи: 1)Определение источников денежных средств и их объемов; 2)Выявление резервов роста денежных доходов; 3)Установление оптимальных пропорций в распределении денежных фондов; 4)Определение размеров затрат и конкретных источников финансирования.

Объект ФП - все звенья фин. отношений, фин.деят-ть орг-ий и гос-ва.

Результат ФП - составление фин.планов.

КЛАС-Я ФОРМ ФИН.ПЛАНОВ:

1.По принципу добровольности: обязательные и добровольные;

2.В зависимости от периода, на который составляется план: оперативные(краткосрочные, до 1 года); годовые, 3-х и 5-ти летние, долгосрочные(10-15).

3. По субъекту:

-для органов гос. власти и управления разных уровней (бюджеты и СФБ);

-для комм. орг-ий (балансы дох-в и расх-в, плат. календарь);

-д/бюдж-х орг-ий – смета расходов;

-д/неком. орган-ий– опер. планы.

У смет только расходная часть, у остальных ф.планов-доходная и расходная.

4. По широте охватываемых планов эконом.отношений: первичные планы и сводные фин.планы.

К методам бюджетного планирования можно отнести:

- экономического анализа;индексный, балансовый,нормативный, программно-целевой,

- бюджетирование, ориентированное на результат и др.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.[9]

Принципы бюджетного планирования:

-регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

-адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

-непрерывность планирования годового бюджета;

-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод

 

Ключевым моментом совершенствования бюджетного планирования должны стать:

· повышение надежности и достоверности макро- и микроэкономических прогнозов на основе дальнейшего развития государства и его субъектов;

· разработка системы мониторинга, которая позволит сопоставить полученные результаты с планируемыми, а также провести анализ причин их несоответствия;

· реализация мер по усилению контроля над целевым использованием государственных денежных средств, в том числе направленных на реализацию государственных программ;

· упорядочивание механизма перераспределения бюджетных средств между различными субъектами и пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.