Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Осуществление государственных заимствований, а также предоставление гарантий по обязательствам третьих лиц (государственных гарантий) приводит к образованию государственного долга.

Государственный долг (словарь) – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты.

Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов государственной власти и МСУ с юридическими и физическими лицами, Правительствами иностранных государств, Международными финансовыми организациями по поводу формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения общественных потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Классификация государственного долга:

1) Государственный и муниципальный долг может быть внутренним и внешним в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств.

Внутренний согласно БК представляет собой долговые обязательства, выраженные в рублёвом эквиваленте или национальной валюте.

Внешний долг – обязательства, выраженные в иностранной валюте. БК делит только по валюте (гл. 14 Ст. 97-128).

Учет задолженности такого рода осуществляет МинФин.

Ряд авторов в основу данной классификации закладывает признак сферы заимствований, а не валюты.

Аналогичные требования выдвигает и МВФ.

Внешний долг – долговые обязательства на внешнем рынке.

В соответствии с рекомендациями МВФ деление долга в зависимости от рынка заимствований осуществляет ЦБ РФ.

2) Государственный и муниципальный долг бывает капитальным и текущим в зависимости от степени охвата совокупности обязательств.

Капитальный долг- это вся совокупность долговых обязательств на определенную дату, включая проценты.

Текущий включает расходы по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

В Бюджете на текущий год указывают расходы на обслуживание текущего года (выплату процентов).

Основной долг – номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночноймодели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.

Реструктуризации долга – изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидациейгосударственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Рефинансирование долга – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.