Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений, направления его реформирования.

Содержание действующей системы бюджетных учреждений осуществлялось в основном вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг и не создает условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Основными причинами такой низкой эффективности их функционирования являлись:

• отсутствие прозрачности в работе государственных (муниципальных) учреждений;

• высокая степень закрытости управления как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от граждан, которые являются непосредственными потребителями государственных (муниципальных) услуг;

• отсутствие стимулов и мотивации у государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества своей работы;

• что базируется на сметном финансировании и невозможности организации системы полного контроля за распоряжением имуществом и доходами бюджетных учреждений.

А сеть этих учреждений огромна. Общее количество государственных (муниципальных) учреждений в России в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и др., которых касается действие закона, достаточно велико - свыше 250.000 учреждений, из них:

на федеральном уровне – почти 10.000 учреждений, оказывающих услуги физическим и юридическим лицам (без закрытой части),

на региональном и муниципальном уровнях – свыше 240.000 учреждений, в том числе на территории Республики Башкортостан – около 6.000 учреждений, из них основная масса на муниципальном уровне – свыше 5000 учреждений и на республиканском – 600 учреждений.

При этом большинство бюджетных учреждений фактически уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от этой деятельности.

9.Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.

Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах" (подп. 1 п. 5 ст. 6 Закона № 83-ФЗ). Определение автономного учреждения, данное в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", полностью совпадает с вышеприведенным определением бюджетного учреждения (в ред. Закона № 83-ФЗ). Начиная с 1 января 2011 года финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах – субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (ст. 78.1и 79БК РФ). Состав, порядок перечисления и расходования данных средств для бюджетных и автономных учреждений не одинаковы и будут рассмотрены далее. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БКРФ). Вступившая в силу с 1 января 2011 года редакция данного приказа применяется к казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период осуществляется на основе сметы. Показатели бюджетной сметы отражают весь объем финансирования учреждения и включают в себя осуществляемые учреждением бюджетные инвестиции, а также публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное учреждение. Особым видом бюджетных доходов всех типов учреждений являются средства, полученные от выполнения государственных или муниципальных заказов. Федеральный закон от 21.05.2005 № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не препятствует учреждениям участвовать в конкурсах, котировках и аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов1. Следовательно, государственные учреждения могут получать бюджетные средства, в том числе средства учредителя, и в форме оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Эта категория доходов является формой приносящей доход деятельности, учет и распоряжение ими осуществляются в общем для соответствующего типа учреждения порядке.

Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, можно выделить еще одну форму финансирования из бюджета учредителя – перечисление трансфертов в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения. Данная форма используется в субъектах РФ, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств. При этом согласно п. 19 ст. 31 Закона № 83‑ФЗ (уточненная редакция) учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть казенными.


 

10. Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.Гос. финансы являются важнейшим элементом финансовой системы государства. Через них гос-во воздействует на экономическое и социальное развитие страны в целом и отдельных её регионов и социальных групп населения. В состав гос. финансов входят: гос. бюджет (с помощью государственного бюджета государство мобилизует средства, необходимые для обеспечения развития страны и тратит их с целью выполнения своих функций), фонды целевого назначения (это централизованные фонды денежных средств, образующихся за государственным бюджетом для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение и социальное страхование), гос. кредит (предусматривает привлечение средств государством на заемной основе), финансы гос. сектора (объединяют финансы государственных предприятий и муниципального хозяйства). Государственные финансы на федеральной ступени должны обеспечивать реализацию функций, которые возложены на органов государственной власти. Государственные финансы на федеральном уровне состоят из государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд ОМС) и федерального бюджета. Государственные финансы на региональном уровне включают в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные гос. внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ характеризуются разными видами: бюджетами республик, бюджетами краев, бюджетами областей, бюджетами автономных округов, бюджетом автономной области, бюджетами городов федерального назначения (Москва, Санкт-Петербург). К территориальным государственным внебюджетным фондам относят территориальные фонды ОМС.