Знаете ли вы, как вам определять свои приоритеты?

Часто планирование и выбор альтернатив - дело нелегкое. Они требуют тщательного обдумывания и принятия решений. Они также требуют от вас определения, какими принципами вы руководствуетесь в выборе приоритетов.

Жена одного талантливого кинопродюсера во время наших консультаций пожаловалась: "Я много времени трачу впустую. Я не успеваю делать то, что мне больше всего бы хотелось".

Оказалось, что ее критерии в выборе приоритетов были связа­ны с потребностями семьи, в то время как она в глубине души хотела перестроить использование времени с учетом собствен­ных потребностей. Она постепенно поняла, что как только она будет больше времени уделять своим потребностям, она будет ощущать больше удобства в решении и семейных забот.

Использование различных критериев может привести к раз­личиям в приоритетах и вызвать противоречия между различны­ми интересами. Однако если вы будете отдавать себе в этом от­чет, как это произошло с женой продюсера в ходе наших кон­сультаций, вы сможете с большей легкостью разрешить возник­шие противоречия.

Выбор: "Что важнее всего?"

Для меня самым ярким примером выбора приоритетов, на что и как лучше потратить свое время, был пример моего образованного, но бедного папы и пример моего богатого папы. Они оба много ра­ботали, оба были энергичными и целеустремленными людьми.

Выбор приоритетов определил в конечном итоге то положе­ние, в котором оказался каждый из них к пятидесяти годам, ко­гда человеку в самый раз подвести итог своих усилий и наслаж­даться жизнью, или с боязнью и неопределенностью смотреть в будущее.

Мой бедный папа решил посвятить свою жизнь изменению системы образования, чтобы она могла лучше служить молодым людям, но система задавила и выбросила его. Мой богатый папа все эти годы создавал свою систему, строил свой бизнес, инвести­ровал, готовил своего сына Майкла к управлению его империей. Результат был очевиден, и мне больше импонировал подход бога­того папы к вопросу распоряжения деньгами и временем.

Многие люди испытывают трудности с планированием, потому что они видят в нем лишь "обдумывание", а под последним они часто подразумевают "взгляд в пустоту" или "пустое мечта­ние". Им необходимо превратить представление о планировании в нечто конкретное.

Планирование - это "письменная работа"

Из опыта общения с тысячами людей я пришел к выводу, что гораздо лучше рассматривать планирование, как "письменную работу", чем "мыслительную". В последующих главах вам будет предложено несколько упражнений, и я попрошу вас написать ответы на некоторые вопросы. Если вы будете записывать отве­ты, вы будете меньше заниматься пустыми мечтаниями, и это поможет вам принять более правильные решения.

Я называю время, потраченное вами на планирование, "Временем Решений", потому что именно этим занимается пла­нирование: принятием решений о том, что, когда и как следует вам сделать.

В ходе долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного пла­нирования, вы должны:

- составить список

- определить приоритеты.

Все предметы, упомянутые вами в списке, являются равно­ценными. Как только вы составите список, распределите дела в порядке их значимости для вас в настоящее время.

По моему мнению, ни один список не является полным, пока он не показывает порядок важности дел. Как только вы состави­ли такой список, завершите его определением приоритетов.

Азбука планирования

Используйте первые буквы азбуки для классификации значи­мости ваших дел: напишите заглавную букву "А" слева листка бумаги и укажите здесь те дела, которые для вас наиболее важ­ны. Соответственным образом в категории "Б" окажутся дела "средней" значимости, а в группе "В" - наименее значимые.

По мере того, как вы будете распределять их по колонкам "А", "Б" и "В", вы увидите, что ваш выбор является отчасти ус­ловным. Вы не совсем уверены в том, насколько правилен ваш выбор. Но сравнение различных дел друг с другом позволит вам постепенно рассортировать их на три группы. Дела, оказавшиеся в колонке "А", будут наиболее ценными для вас. По этой причи­не вам следует уделить максимум своего времени, посвящая в первую очередь свои усилия делам из группы "А", затем из группы "Б", затем из группы "В".

Принимая во внимание время дня и степень актуальности, вы можете распределить дела из группы "А" по порядку - А-1, А-2, А-3, А-4 и т.д. Разумеется, такое распределение дел является ус­ловным и зависит от вашей точки зрения (не забывайте, что вы, и только вы, принимаете решения). Возможно, что дело находится в группе "А", когда вы думаете о тех преимуществах, которые вы получите после завершения работы над ним. Однако, оказав­шись на полпути и столкнувшись с трудностями, вы обнаружи­ваете, что вам претят те неудобства, с которыми связан ваш курс, и вы бросаете свое дело на середине. Принадлежало ли это дело к классу "А" вообще?