Нанесение на продольный профиль проектной линии

 

Литература: [2, § 75].

 

Проектную (красную) линию наносят в соответствии с заданием (исходные данные, п. 3 на с. 47). Все необходимые расчеты следует произвести в «Тетради для выполнения контрольной работы № 2».

 

1. Заполняют графу 2 уклонов, прочерчивая в ней в местах переломов (изме­нений уклона) проектной линии вертикальные перегородки. У каждой перегородки, слева и справа вдоль нее, вертикально записывают расстояния в метрах на мест­ности от места данного изменения уклона до ближайших заднего и переднего пи­кетов. Если это изменение происходит на пикете, то с обеих сторон пишут нули.

Внутри каждого узкого прямоугольника, на которые будет разбита графа ук­лонов, проводят диагональ: из верхнего левого угла в нижний правый, если уклон отрицательный (линия идет на понижение), или из нижнего левого в верхний пра­вый, если уклон положительный. На горизонтальных отрезках трассы посередине графы проводят горизонтальную черту. Над диагональю или горизонтальной чер­той указывают значение проектного уклона в тысячных, а под ней — длину зало­жения в метрах, на которое этот уклон распространяется.

 

2. Вычисляют проектные (красные) отметки точек ПК О, ПК 1+80, ПК 4 и ПК 5, в которых запроектированы переломы проектной линии. В начале трассы на ПК 0, на котором запроектирована насыпь высотой 0,50 м, записывают проектную отметку, равную фактической отметке ПК 0 плюс 0,50 м. Отметки остальных то­чек вычисляют по формуле Нn = Нn – 1 + id,

где Нn — определяемая проектная отметка; Нn – 1 — известная проектная отметка предыдущей точки; i — проектный уклон; d — горизонтальное расстояние (зало­жение) между точкой, в которой определяется отметка, и предыдущей.

Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу 3 проектных отметок.

3. По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную (крас­ную) линию наносят на профиль.

 

4. Вычисляют проектные отметки всех остальных пикетов и плюсовых точек профиля (по той же формуле, что и в п. 2). Во избежание лишних ошибок в вы­числениях рекомендуется за предыдущую точку с отметкой Нn – 1 всегда брать на­чало данного элемента проектной линии, учитывая расстояние от этой начальной точки до точки, отметка которой вычисляется. Вычисленные отметки записывают в графу 3.

Чтобы убедиться в правильности расчетов и графических построений, це­лесообразно все вычисленные проектные отметки использовать для контроля построения проектного профиля трассы. Очевидно, что если и вычисления, и построения выполнены верно, то точки ПК1, ПК 14-44, ПК2, ПК2 + 56, ПК 2 + 70, ПК 2+91, ПКЗ, построенные по их проектным отметкам, должны точно попасть на проектную линию, проведенную раньше.

 

5. Вычисляют отметку точки ПК 1+80, которая нивелированием на местно­сти не определялась. Для этого вычисляют уклон ската местности на участке от ПК 1+44 до ПК 2: i = h/d,

где h — разность фактических отметок ближайших к ПК 1+80 передней и зад­ней точек профиля, т. е. ПК 2 и плюсовой точки ПК 1+44; d — горизонтальное расстояние между этими точками.

По вычисленному уклону ската и по горизонтальному расстоянию d' от точ­ки ПК 1+80 до ближайшей задней точки профиля и находят искомую отметку.

Найденную расчетным путем отметку точки ПК 1+80 записывают в скобках в графу 4 профиля.

 

6. На каждом пикете и плюсовой точке профиля вычисляют рабочие отметки (высоты насыпей или глубины выемок) как разность проектной и фактической отметок. На выемках рабочие отметки записывают под красной линией (см. рис. 11), а на насыпях — над ней. Над точками пересечений черной линии профиля с проектной, называемыми точками нулевых работ (или переходными), записыва­ют рабочие отметки 0,00.

 

7. Из точки нулевых работ опускают перпендикуляр (ординату) на линию условного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профиля (рис. 12). Вычисления выпол­няют но формулам:

в которых х и у — горизонтальные расстояния до точки нулевых работ от бли­жайших к ней соответственно задней и передней точек (пикетных или плюсовых) профиля; а и b — рабочие отметки на этих же, задней и передней, точках профи-

 

Рис. 12. К вычислению расстояний до точки нулевых работ

 

ля, между которыми находится точка нулевых работ; d — горизонтальное рас­стояние между теми же ближайшими к точке нулевых работ точками профиля.

Вычисления расстояний х и у контролируются соблюдением равенства x + y = d.

Отметку H точки нулевых работ вычисляют по формуле для нахождения проектных отметок и, округлив ее до сотых долей метра, записывают вдоль ор­динаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта про­филя. Слева и справа от этой ординаты над линией условного горизонта запи­сывают расстояния х и у до точки нулевых работ от ближайших задней и перед­ней точек профиля (см. рис. И).

 

Оформление профилей. Все надписи и построения аккуратно выполняют тушью тонкими линиями.

Красной тушью оформляют проектную линию и все рабочие отметки (кроме нулевых), ось дороги в графе 1, все линии и цифры в графе уклонов, разделительную линию между графами 2 и 3, проектные отметки, все линии и надписи в графе 6 (кроме номеров пикетов).

 

Синей тушью показывают перпендикуляры из точек нулевых работ на линию условного горизонта, рабочие отметки 0,00, синие отметки (высоты) точек нулевых работ, горизонтальные расстояния х и у, а также линию пикетажа (нижнюю линию графы 5).

Все остальные линии, надписи и цифры выполняют черной тушью.

Насыпи окрашивают кармином (красной краской), выемки — гумми­гутом (желтой краской).

На рецензирование представляются:

1) ответы на контрольные вопросы;

2) решения задач на вычисление отметки точки через превышение и через гори­зонт инструмента;

3) пикетажный журнал;

4) журнал геометрического нивели­рования;

5) продольный и поперечный профили трассы дороги.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.