Построение продольного профиля трассы

 

Продольный профиль строят по данным пикетажного и нивелирного журналов ([1, § 122; 2, § 74]).

Для построения берут лист миллиметровой бумаги размером 65x30 см. Сна­чала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис. 11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами* (рис. 11):

 

 

* Профильная сетка приведена с сокращением и некоторыми поскольку выполняемая студентом работа — учебная.

 

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметро­вой бумаги; начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщен­ных вертикальных линий миллиметровки.

 

Рис. 11. Образец оформления части продольного профиля

 

2. По данным пикетажного и нивелирного журналов заполняют графу рас­стояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1 :2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1 : 2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на

утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы рас­стояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетаж­ные значения плюсовых точек не подписывают, по между вертикальными отрез­ками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК 1—ПК 2 на рис. 11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

 

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая в нее из графы 11 ниве­лирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактиче­ские отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

 

4. По фактическим отметкам строят черную линию профиля, откладывая вы­соты точек в масштабе 1 : 200 вверх от линии условного горизонта. Отметку ус­ловного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и притом такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не ближе чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отметку (на рис. 11 — ПО м) записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1 : 200 соответствующие разно­сти фактических отметок и отметки линии условного горизонта. Для удобства по­строений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный мас­штаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

 

5. Графы 1 и 6 заполняют по данным пикетажного журнала. В графе 1, по­середине ее, проводят ось дороги, условно развернутую в прямую линию, и в мас­штабе 1 : 2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе. Вместо изо­бражения условных знаков угодий обычно пишут соответствующие названия: «луг», «выгон» и т. п. Короткими стрелками показывают направления основных скатов местности.

Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения ПК и КК откладывают также в масштабе 1 : 2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю ли­нию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляров записывают рас­стояния от начала или конца кривой до ближайших заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо — выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево — выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней — ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК 0) от линии пикетажа опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают окруж­ность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.

 

6. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых — слева и справа — записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

 

7. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с об­разцом (см. рис. 11).