Бюджетный дефицит - бюджетный недостаток, превышение расходов над доходами.
Причины:
1. Падение доходов в результате спада производства и уменьшение прироста НД.
2. Рост гос. расходов без учета финансовых возможностей, высокий уровень непроизводительных расходов (например, военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятия, социальные программы и др.(
3. Крупномасштабный оборот целевого капитала
4. Инфляция
5. Нарушение денежного обращения и системы расчетов
6. Нерациональная налоговая полтика
7. Нерациональная финансово-экономическая политика.
Виды дефицита:
· циклический дефицит отражает изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах, вызванные изменением фазы экономического цикла, он порожден экономической нестабильностью и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.
· структурный дефицит (дефицит полной занятости) отражает влияние фискальной политики, например величину и порядок взимания налогов. При вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости, а не реальные их размеры.
Методы финансирования:
1. Эмиссия денег, при которой государство получает сеньораж - доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, превышающего прирост реального ВНП. Сеньораж усиливает инфляцию и обуславливает выплату инфляционного налога в виде потерь, которые несут владельцы денежных средств в связи с ростом инфляции через возросшие цены.
2. Выпуск гос. займов, при котором увеличивается рыночная ставка процента, дорожает кредит, сокращается объем инвестиций, происходит эффект "вытеснения инвестиций", что ведет к снижению темпов экономического роста.
3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет путем проведения комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения, изменение методов налогообложения.
31. Гос. долг - задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг, выпущенных для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
Виды:
· внутренний - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;
· внешний - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Гос. долг является важным инструментом управления экономикой страны. Именно через него органы власти оказывают влияние на финансовые рынки, денежное обращение, инвестиции и сбережения.
К негативным последствиям гос. долга следует отнести теоретическую возможность банкротства государства переложение бремени уплаты долга на последующие поколения.
Методы управления гос. долгом:
1. Рефинансирование - погашение старой гос. задолженности путем выпуска новых займов.
2. Конверсия - изменение условий займа и процентов, выплачиваемых по нему, или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
3. Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные.
4. Пролонгирование - продление срока займа с увеличением суммы процентов.
5. Продажа безнадежных долгов.
32. Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, выражающего стоимость всех других товаров.
Деньги как всеобщий эквивалент должны обладать следующими свойствами:
● стабильность, или устойчивость;
● портативность;
● износостойкость;
● однородность;
● делимость;
● узнаваемость
Деньги обладают пятью основными функциями:
1. Средство платежа.Функцию средства платежа деньги выполняют в процессе обмена между субъектами рынка
2. Мера стоимости.Как мера стоимости деньги являются мерой ценности благ, т. е. с помощью денег выражаются цены всех товаров. 3. Средство накопления и сохранения ценности. 4. Средство обращения.
5. Мировые деньги.
Названные функции денег необходимы и важны при взаимодействии товарного и денежного рынков.
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.
Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты. Каждый следующий денежный агрегат:
1) включает в себя предыдущий;
2) является менее ликвидным, чем предыдущий;
3) является более доходным, чем предыдущий.
М0 - наличные деньги в обращении;
М1 - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;
М2 - М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады ( до 100 000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;
М3 - М2 плюс срочные вклады свыше 100 000 долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;
L - М3 плюс краткосрочные казначейские облигации, коммерческие бумаги и пр.