Бюджетный дефицит - бюджетный недостаток, превышение расходов над доходами.

Причины:

1. Падение доходов в результате спада производства и уменьшение прироста НД.

2. Рост гос. расходов без учета финансовых возможностей, высокий уровень непроизводительных расходов (например, военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятия, социальные программы и др.(

3. Крупномасштабный оборот целевого капитала

4. Инфляция

5. Нарушение денежного обращения и системы расчетов

6. Нерациональная налоговая полтика

7. Нерациональная финансово-экономическая политика.

Виды дефицита:

· циклический дефицит отражает изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах, вызванные изменением фазы экономического цикла, он порожден экономической нестабильностью и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

· структурный дефицит (дефицит полной занятости) отражает влияние фискальной политики, например величину и порядок взимания налогов. При вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости, а не реальные их размеры.

Методы финансирования:

1. Эмиссия денег, при которой государство получает сеньораж - доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, превышающего прирост реального ВНП. Сеньораж усиливает инфляцию и обуславливает выплату инфляционного налога в виде потерь, которые несут владельцы денежных средств в связи с ростом инфляции через возросшие цены.

2. Выпуск гос. займов, при котором увеличивается рыночная ставка процента, дорожает кредит, сокращается объем инвестиций, происходит эффект "вытеснения инвестиций", что ведет к снижению темпов экономического роста.

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет путем проведения комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения, изменение методов налогообложения.

 

 

31. Гос. долг - задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг, выпущенных для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Виды:

· внутренний - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;

· внешний - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Гос. долг является важным инструментом управления экономикой страны. Именно через него органы власти оказывают влияние на финансовые рынки, денежное обращение, инвестиции и сбережения.

К негативным последствиям гос. долга следует отнести теоретическую возможность банкротства государства переложение бремени уплаты долга на последующие поколения.

Методы управления гос. долгом:

1. Рефинансирование - погашение старой гос. задолженности путем выпуска новых займов.

2. Конверсия - изменение условий займа и процентов, выплачиваемых по нему, или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

3. Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные.

4. Пролонгирование - продление срока займа с увеличением суммы процентов.

5. Продажа безнадежных долгов.

 

 

32. Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, выражающего стоимость всех других товаров.

Деньги как всеобщий эквивалент должны обладать следующими свойствами:

● стабильность, или устойчивость;

● портативность;

● износостойкость;

● однородность;

● делимость;

● узнаваемость

Деньги обладают пятью основными функциями:

1. Средство платежа.Функцию средства платежа деньги выполняют в процессе обмена между субъектами рынка

2. Мера стоимости.Как мера стоимости деньги являются мерой ценности благ, т. е. с помощью денег выражаются цены всех товаров. 3. Средство накопления и сохранения ценности. 4. Средство обращения.

5. Мировые деньги.

Названные функции денег необходимы и важны при взаимодействии товарного и денежного рынков.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты. Каждый следующий денежный агрегат:

1) включает в себя предыдущий;

2) является менее ликвидным, чем предыдущий;

3) является более доходным, чем предыдущий.

М0 - наличные деньги в обращении;

М1 - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;

М2 - М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады ( до 100 000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

М3 - М2 плюс срочные вклады свыше 100 000 долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;

L - М3 плюс краткосрочные казначейские облигации, коммерческие бумаги и пр.