Особенности сценарного творчества

Что нужно сделать для того, чтобы наше искусство было со­звучным и необходимым своей эпохе? Как найти тот кратчайший путь, который приведёт нас к сердцу и разуму современников? Эти вопросы всегда волновали и волнуют сценаристов, режиссёров, художников, тех, кому не безразлична судьба людей, для которых они создают свои произведения. Ответы на эти вопросы ищут те, У кого есть что сказать своим современникам, своим потомкам; те, кто не может не говорить о волнующих их проблемах, о том со­кровенном и наболевшем, что волнует многих; те, у кого есть чем поделиться с другими. И каждый ищет свой путь, свои тропинки к сердцам и разуму читателей, зрителей, аудитории. Но важно по­мнить о том, предостерегает нас известный режиссёр-практик, один из наиболее глубоких теоретиков режиссуры Г. А. Товстоногов, что «зритель сегодня становится интеллигентнее. И на него надо работать, на этого зрителя. Не на неуча, не на невежду, а на челове­ка, живущего чувством сопричастности всему, что происходит в мире. Время диктует новую формулу: сколько будет режиссеров-художников, столько будет и театров! То есть художественных орга­низмов, достойных этого имени» (66, 31). В связи с этим Г.А. Тов­стоногов обращает наше внимание на то, что сегодня сценическое искусство, основной целью которого является формирование ду­ховного мира современников, обязано быть не только человечным, но и умным. И если режиссёр в своём творчестве идёт верным путём, то он не должен бояться оказаться непонятым, так как к нему пришёл умный зритель. «Мы можем спорить с ним, расхо­диться во взглядах и вкусах, идти к признанию разными и неожи­данными дорогами. Но есть одна великая истина и великая загад­ка: все вкусы сходятся, все симпатии объединяются перед лицом большого искусства» (66, 17). Эти высказывания великого теат­рального режиссёра ГА. Товстоногова сегодня особенно современ­ны. И несмотря на то, что не все разновидности современных те­атрализованных действ, в силу своей специфичности, требуют создания целостного художественного образа праздничного собы­тия, сценаристу, работая над созданием театрализованного пред­ставления или праздника, необходимо помнить об этом и стремить­ся в своих помыслах к высокому, прекрасному и великому. А для этого необходимо познать путь к великому искусству, выявить и понять закономерности художественного творчества.

Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назна­чение? Исходя из толкований данного понятия такими известны­ми мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Соглас­но данной трактовке, главным смыслом искусства является вос­произведение тех или иных сторон окружающей нас действитель­ности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Глав­ное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной по­требности человека - восприятию окружающей действительнос­ти в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).

Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эсте­тической практики, пришла к выводу, что значение искусства со­стоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного вос­произведения, в развитии на этой основе эстетических потребно­стей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художествен­ное произведение имеет самостоятельную идейно-художествен­ную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой при­водит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск.

Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - беско­нечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режис­сёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, де­лать выводы. Искусство - это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.

Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творче­ства» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:

«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие ха­рактеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, автор­ское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомне­нию. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению док­тора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из осно­вателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой сис­темой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идей­но-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих опре­деленную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и тво­рят единство объективного и субъективного, сливаясь в органи­ческую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:

- познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;

- возникновение художественного замысла;

- реализация замысла, его воплощение в произведение искус­ства;

Все эти этапы составляют творческий процесс создания сце­нариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество ху­дожника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.

Художественный тип мышления определяют следующие ка­чества:

- мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;

- художественные способности;

- природная одарённость с её чувственно-эстетическим вос­приятием мира.

Быть творческой личностью - значит иметь определённые ду­ховные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблю­дательность, воображение, фантазию. Истинный художник от дру­гих людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить са­мое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внима­тельны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все вни­мательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внима­тельны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оцени­вает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне - вся жатва», по деви­зу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет коме­дию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потреб­ностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.

Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бес­плодны. И только труд даёт общественную ценность любому при­родному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчас­ти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому бу­дущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жиз­ненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, резуль­тат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эсте­тическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поля­ков говорит о том, что «система взаимоотношений между художе­ственным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами худо­жественного творчества. ...Произведение как некий идейно-худо­жественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определен­ные явления действительности (объективный момент) и, во-вто­рых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станислав­ский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копи­рует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально зна­чимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты со­циально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смот­рит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).

Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истин­ное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение доб­ра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное про­изведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это не­справедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдате­лю: цемент, который связывает всякое художественное произведе­ние в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нрав­ственного отношения автора к предмету» (67, 18).

Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковле­вич Поляков утверждает, что смысл художественного произведе­ния в отношении автора к изображаемым им явлениям действи­тельности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгако­ва «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).

Таким образом, в искусстве нравственные принципы творчес­кой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть—значит быть бессильным».

Константин Сергеевич Станиславский не признавал профес­сионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистичес­кой этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режис­сёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «не­обходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспита­ние художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).

Следовательно, быть сценаристом - значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, ко­торая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и ду­ховное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также оп­ределит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходи­мо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого ре­жиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каж­дый шаг, каждое движение во время творчества должны быть ожив­лены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаёт­ся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отде­лывать и доводить до возможного в человеческой природе изяще­ства свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта - то же, что трудиться над душою своей».

Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «ду­шою своей», И когда для художника это не три разных вида дея­тельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержа­щаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, бу­дет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человечес­кой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).

Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста теат­рализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой дра­матургии праздничного действа, которая в момент её сценическо­го воплощения создаст особый художественный мир празднуемо­го события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собрав­шихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагоги­чески спрограммированное массовое действо, представляющее со­бой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

Таким образом, сценарное творчество, помимо особых при­родных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высо­кой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образа­ми. И, главное — умение подчинять все части сценического произ­ведения единому идейно-художественному решению, которое воз­никло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружаю­щих его людях, в мире.

Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел каче­ственный результат, необходимо познать закономерности художе­ственного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде все­го, должен:

- изучить законы классической драматургии;

- выявить разновидности и особенности драматургии театра­лизованных представлений и праздников;

- изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;

- познать «технологию» работы над сценариями;

- уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, оп­ределить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;

- познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского за­мысла театрализованного представления;

- понять сущность сценарно-режиссёрского хода;

- знать принципы отбора сценарного материала;

- понять принципы выстраивания конфликта в сценариях те­атрализованных представлений и праздников;

- овладеть законами композиции;

- изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;

- освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;

- уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;

- научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;

- постичь принципы соотношения номеров различных жан­ров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;

- научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталки­вая различные, порой противоположные, явления;

- научиться мыслить не только плавно развивающимся непре­рывным действием, но и последовательностью отдельных, само­стоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;

- научиться находить яркую форму выражения документаль­ному факту, историческому событию;

- научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;

- уметь осуществить литературную запись сценария и т.д.
Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания

сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сце­нарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приоб­ретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Станов­ление, совершенствование сценариста происходит с каждым твор­ческим процессом.

И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.

Вопросы для самопроверки;

1. Каковы сущность и назначение искусства?

2. Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления.

3. Назовите основные этапы творческого процесса.

4. Каковы особенности сценарного творчества?

5. Перечислите требования к художественному произведению.

6. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сце­нарист?

7. Назовите основные составляющие сценарной культуры режис­сёра театрализованных представлений и праздников.

 

Литература:

1. Вершковский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

2. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

3. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. — М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

5. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с.

6. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.

2. Разновидности современных праздничных программ

 

Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично­го, коллективного и общественного характера, которые вызывают праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род­ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом, послушать выступления известных политиков, писателей, худож­ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах, потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест­ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга­низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения, форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази­тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со­бытия. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории, для которой организуется праздничное событие, объём имеющихся финансовых средств, количество и уровень исполнительского мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей­ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав­ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника. Анализ практики художественной организации праздничных событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар­ного материала и разную степень участия в программе зрительс­кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность современных праздничных программ:

- игровые;

- развлекательно-игровые;

- зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;

- информационно-развлекательные;

- конкурсные;

- зрелищные;

- художественные и литературно-художественные;

- документально-художественные;

- документально-публицистические;

- церемониально-обрядовые;

- комплексные программы.

Данная разновидность программ предложена исходя из сце­нарного материала, который преобладает в той или иной програм­ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую­щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.

Так, игровые программысоздаются на основе различных игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма­ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про­за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей­ство. Обязательное условие организации таких программ - акти­визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника­ми программы.

Само название развлекательно-игровых программговорит о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече­ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, головоломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч­но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося многообразия художественного материала, который будет способ­ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей­ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз­влекательно-игровых программ представляют собой художествен­но организованную программу действий аудитории.

Несмотря на то, что само действие участников любой програм­мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про­грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм­мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но­мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред­ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых форм и художественного материала - во втором случае, в одина­ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не только прямым участником предложенных программой форм дей­ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще­му, что способствует удовлетворению и формированию более ши­рокого спектра её потребностей.

Информационно-развлекательные программывыстраива­ются на основе документального материала, развлечений и игро­вых форм. Художественный материал может использоваться как равный среди вышеназванного основного сценарного материала, так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ­ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив­ного отдыха Информационный материал такого рода программ не должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле­кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант, когда в программе игровые и развлекательные формы помогают донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс­лению.

Структуру конкурсных программсоставляют самые разно­образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз­ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо­жественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципа­ми организации сценарного материала и разновидностью конкур­сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина­кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие -зрителями, активно им сопереживающими.

В основе сценариев зрелищных программможет лежать толь­ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена­рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а мо­жет преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол­нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм­мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ­ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар­ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.

Художественные и литературно-художественные програм­мывыстраиваются на основе художественного материала и пред­полагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, ис­ходя из принципов организации сценариев таких программ сте­пень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных про­грамм могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преоб­ладать над другим. Сценарным материалом художественной про­граммы может выступать и какой-то один вид искусства и цен­ность её от этого не снизится. Литературно-художественная про­грамма требует в равном соотношении литературного и художе­ственного материала, возможно и преобладание литературного материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа будет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, уме­ющего думать, анализировать.

Документально-художественные программыв своей осно­ве содержат документальный материал. Художественный матери­ал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный, местный материал тре­бует образного решения. Местный материал в отдельных програм­мах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Также в документально-художествен­ных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В од­них программах она максимальна, в других лишь на уровне сопе­реживания.

Документально-публицистические программытребуют максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. В центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художествен­ный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организа­ции сценарного материала.

Сценарии церемониально-обрядовых программв одном слу­чае в основе своей содержат документальный местный материал. Как и в документально-публицистических программах здесь сце­нарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развива­ющегося действия находятся реальные герои. В другом случае в основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и другие программы предусматривают максимальную активность аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых действ. Здесь обязательно использование художественного мате­риала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом случае художественный материал может лечь в основу сценарно­го замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.

Комплексные программымогут вбирать в себя весь выше­названный сценарный материал: документальный, публицистичес­кий, местный, художественный, фольклорный. В комплексных формах широко используются церемониально-обрядовые действа, различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные программы представляют собой сложную систему, состоящую из многообразия перечисленных выше программ, которые и являют­ся их составляющими. Так, одна комплексная программа может вбирать в себя документально-художественную программу, зрелищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, раз­влекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных про­грамм основывается на широкой организации деятельности учас­тников праздничного действа и использовании всего многообра­зия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразитель­ности.

В связи с драматургическими принципами организации сце­нарного материала каждый вид программы имеет свои внутрен­ние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисмент­ными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрали­зованными.

Дивертисментные программы иначе называют сборными. Та­кие программы включают в себя, согласно своей разновидности, определённый набор сценарного материала: игровых форм, раз­влечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они не требуют от сценарного материала тематического единства. От­бор сценарного материала для дивертисментных программ про­исходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их орга­низаторами, и существующих принципов отбора сценарного ма­териала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным особенностям аудитории, принцип соответствия его художествен­но-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и достоверности сценарного материала. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места прове­дения программы и подчиняться принципам зрительского вос­приятия.

Тематические программы, помимо соблюдения вышеназванных принципов отбора и организации сценарного материала, тре­буют строгого подчинения отбираемого сценарного материала за­данной или выбранной теме будущего сценария. Организацию сценарного материала в сценарий программы необходимо осуще­ствлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.

Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в них сюжетного хода, который организует отобранный в соответ­ствии с разновидностью конкретной программы сценарный мате­риал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-тематической направленностью программы, психолого-педагоги­ческими и возрастными особенностями аудитории и особеннос­тями сценической площадки или места проведения программы, в соответствии с художественно-эстетическим качеством материа­ла, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и законов зрительского восприятия.

Театрализованные программы требуют, помимо всех вышепе­речисленных принципов отбора сценарного материала, соответ­ствующего определённой разновидности программы соблюдения принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режиссёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художе­ственная организация отобранного сценарного материала осуще­ствляется методом театрализации. В свою очередь, метод театра­лизации требует организации сценарного материала по законам драматургии - создания художественного образа программы и организации деятельности аудитории.

Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница, даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении мето­да театрализации и метода иллюстрации в массовых действах. Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, кото­рый широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им грамотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой вне­сение элемента художественности (музыки, песни, танца, кино­фрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в празд­ничную программу (дивертисментную, тематическую) без видо­изменения её формы. Использование метода иллюстрации способ­ствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию.

Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, орга­ничного вплетения используемых средств выразительности в раз­вивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а не сводится к костюмированию персонажей или иллюстрирован­ному использованию в праздничном действе отрывка драматур­гии или любого другого вида искусств. Театрализация представ­ляет собой сложный творческий метод, который может быть ис­пользован лишь в особых социально- психологических условиях и представляет собой синтез художественного вымысла и реаль­ной действительности, который рождает новое неповторимое до­кументально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации.

Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использова­нии метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценарис­ту необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.

Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-иг­ровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных (концертных) программ больше характерны три первых принци­па организации сценарного материала.

Театрализованные программы данных разновидностей в прак­тике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-художественных, документально-художественных, художе­ственно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплек­сных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными. Комплексная программа может вбирать в себя все разновидности программ: дивертис­ментные, тематические, сюжетно-тематические и театрали­зованные.

Каждая из перечисленных разновидностей программ представ­лена конкретными формами.

Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести иг­ровые программы как таковые, а также утренники, детские конкурсыи т.д.

Развлекательно-игровые - это вечера отдыха, вечера зна­комств, посиделки, балы ит.п.

Зрелищно-игровые программы утренники, детские празд­ники, конкурсыи т.д.

Зрелищно-развлекательные программы - это «огоньки», по­сиделки, праздники, карнавалы, конкурсы, ток-шоуи т.д.

Информационно-развлекательными программами можно на­звать дискотеки, ток-шоу, конкурсы эрудитови т.д.

Конкурсные программы представляют собой различные кон­курсы: «КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, бабушки!», кон­курсы Красоты, конкурсы допризывников, профессиональные конкурсыи т.п.

К зрелищным программам относятся такие формы, как кон­церты, гала-концерты, массовые театрализованные пред­ставления, светозвукоспектакли,а также цирковые, эстрад­ные, лазерные, спортивно-бальные, водные и другие шоу, спортивно-художественные представления на стадионах, кар­навалыи т.д.

К художественным и литературно-художественным про­граммам можно отнести театрализованные представления, ли­тературно-музыкальные композиции, литературно-художе­ственные вечера, поэтические композиции, музыкальные вечера, литературно-художественные праздники, фестивали Искусств ит.д.

Документально-художественные программы - театрализо­ванные представления, тематические театрализованные вече­ра, государственные праздники, региональные праздники, мемориально-художественные праздники, праздники профес­сий, праздники Искусстви т.д.

Документально-публицистическими программами могут быть тематические вечера, марафоны, театрализованные представ­ления, публицистические представления, митинги-концерты, вечера-митинги, вечера-памятии т.д.

К церемониально-обрядовым программам относятся семейно-бытовые, гражданские и трудовые обряды, народные празд­ники, презентации, вечера-чествоваиия, вечера-ритуалы, праз­дники коллективов, личностные праздникии т.д.

Комплексные программы — это массовые праздники, фести­вали, декады, дни семейного отдыхаи другие формы.

Таким образом, одна и та же программа может быть представ­лена несколькими формами в зависимости от сценарного матери­ала и степени включённости аудитории в действие. При этом каж­дая форма требует своей композиционной структуры.

Все театрализованные формы имеют общие структурные при­знаки: идейно-тематическое единство, композиционная завершён­ность, наличие сюжетного хода и режиссёрского приёма, созда­ние действенной ситуации, развитие конфликта, использование монтажа как способа организации разнородного сценарного мате­риала, образное развитие мысли и др.

Массовый праздник, как и другие формы комплексных программ, является комплексной формой, так как может вбирать в себя вышеперечисленные программы, представленные всем раз­нообразием форм. В массовом празднике действие может разво­рачиваться на нескольких сценических площадках одновремен­но или поочерёдно, переходя с одной площадки на другую. На­пример, массовый праздник может состоять из театрализован­ного шествия, театрализованного представления, конкурсных и игровых программ, концертов, театрализованного церемониаль­но-обрядового действа, водного шоу. Каждый праздник может включать свой перечень имеющихся форм, объединённых идейно-тематически, выстроенных в порядок согласно законам дра­матургии и создающих атмосферу и образ праздничного собы­тия. Отбор праздничных форм и жанров, которые составят про­грамму праздника, зависит от праздничного события, которому он посвящен, от задач и целей, стоящих перед его организатора­ми, от потребностей аудитории, от финансовых возможностей и множества других условий.

Знание сценарной технологии театрализованных представле­ний, законов их драматургического построения поможет сценари­стам-режиссёрам в работе над созданием различных праздничных программ, при организации любых праздничных событий.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите разновидности современных праздничных про­грамм.

2. Дайте характеристику каждой разновидности современных праз­дничных программ.

3. Назовите принципы организации сценарного материала.

4. Перечислите формы, представляющие каждую разновидность современных праздничных программ.

5. В чём отличие метода театрализации от метода иллюстрации?

6. Почему праздник представляет собой комплексную форму?

 

Литература:

1. Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. - М.: Сов. Россия, 1985.

2. Вершювский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

4. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

5. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 1975.

6. Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. - М.: Просвещение, 1981.

7. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М.,

 

Дополнительная литература:

1.Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной ра­боты. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 93-112.

2.Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политическая ли­тература, 1989. - С. 28-113.

3.Генкин Д., Конович А. Возможности использования художествен­ных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. -Л., 1983. - С. 74-92.