Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
Активно-пассивные операции банков — комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату — комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и пр.
Комиссионные операции— это операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.
К данной категории операций относятся:
■ операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение
денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);
■ переводные операции;
■ торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка
и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые,
лизинговые и другие операции);
■ доверительные (трастовые) операции;
■ операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.
Трастовые, или доверительные, услуги выполняются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон.
Трастовые услуги носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Трастовые услуги получили широкое распространение в развитых странах.
В целом к услугам трастовых отделов банков за рубежом обычно относят:
1)хранение ценных бумаг;
2)ведение ежемесячных бухгалтерских записей;
3)получение платежей от имени клиента по доверенности, включая про
центы, дивиденды, арендные платежи;
4)покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение
расчетов с продавцами и покупателями;
5)консультирование:
- предприятий — выбор оптимального портфеля ценных бумаг, налоговое
планирование, приобретение недвижимости и других материальных ценностей,
- частных лиц — по вопросам перевода денежных средств и других активов
родственникам и наследникам в стране и за границей, а также планирование оптимального распределения семейных доходов и т.д.;
6)создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями этих
фондов);
7)принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости, автомобилей.
Факторинг(от англ. factor — агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.
Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора. Цель факторингового обслуживания — своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предпринимателя.
В мировой банковской практике известны два вида факторинга: открытый (конвенционный) факторинг; конфиденциальный (скрытый) факторинг. При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, а при конфиденциальном факторинге никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком. Конвенционный факторинг в свою очередь бывает с правом регресса, т.е-, с правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса.
Форфейтинг (от фр. a forfait) — это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.
Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
■ в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных
финансовых обязательств;
■ в экспортных сделках — для содействия поступлению наличных денег
экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.