Погост, могила

Погост расположен в километре от села, на возвышенном месте, засажен соснами и елками, огорожен. Вход на кладбище ориентирован на восток, на восток головами расположены могилы. Насыпи невысокие, почти наравне с землей.

В день погребения на могиле устанавливается маленький крыжык. В годовые поминки ставят большой крыж, но маленький сохраняется и украшается хвартушками в Вэлыкдэнь. Крест делают из дуба. Высота старых крестов — полтора человеческих роста, новые кресты невысокие. Кроме того, на могилу кладут дубовую колоду — прыхором, длиной в человеческий рост. Он лежит вдоль могилы и по форме напоминает ладью: один конец приподнят, иногда его венчает маленький крест, вырезанный из того же куска дерева. У могил сажают кусты, хвойные деревья, на могилах — растение вида мха.

Раньше некрещеных детей и повесившихся хоронили по краю кладбища, теперь — как всех. Некрещеным детям не ставится второй, годовой крыж. Опойц всегда хоронили по общему обряду.

Первого в семье покойника нельзя хоронить на новом кладбище или на новой части кладбища, потому что вся его семья умрет. На новом кладбище первым стараются похоронить кого-нибудь чужого.

На кладбище приходят в годовые поминки, в Намскый Вэлыкдэнь. Если кто жалкуе, приходит на могилу причитать в любое время. Ночью на кладбище ходить опасное там кажуцця покойные.

Песок с могилы варать на зло (колдуны). Чтобы присушить парня, девушка привязывает на кладбищенское дерево клочки ткани. Мать, у которой дети болеют лихорадкой, должна в полночь, не оглядываясь, прийти на кладбище, взять песка со свежей могилы и, не оборачиваясь, бежать домой. Этот песок варят в воде и купают больных детей. С кладбища ничего нельзя уносить, нельзя рвать цветов и ломать ветки. Если сломаешь ветку з зелена на моглицах и будешь ей выметать золу из печи — всю ночь будут в доме и под окном лыкати мэрлы. Вообще вера в магическую силу кладбища и кладбищенских предметов настолько жива, что рассказывать об этом сильно остерегаются.

Если возвращаются мимо кладбища с крестин, слезают с телеги и проходят мимо него пешком. Кума в это время несет ребенка на руках. Если мимо кладбища проезжает свадьба, пешком идут молодые. Девушка-сирота должна перед свадьбой пойти на могилу родителей — позвать их на свадьбу.

Могилу разрывают только тогда, когда покойник ходить. Тогда читают над могилой Писание (?), осóвым колкóм подбрасывають ўгóру (тело), убивают осóвый колок у рот и снова закапывают. Считается, что если в могиле обнаруживаются старые кости, хоронить там нехорошо: кости будúти.

Поверья, связанные со смертью, похоронами, покойным

Умершие родные часто являются во сне: ознаймляють обо всех несчастьях, обманах, постирóгу дають. Иногда их душа является в виде хвойной птички.

После смерти ходять (т. е. являются живым и вмешиваются в их жизнь) кульки пэрэвэдуть, той и ходить; видьмарú — мóжэ вун знау да ны пэрэдау никому; видьмари, кольких пэрэвэдуть сильнийшии од йих; матка к дитям (кормить грудью); хто повúсиуся чи утопыуся, то ходить и лякаить; муж к жене (муж сталкивает жену с кровати, вредит; впрочем, он может и помогать в хозяйстве, но от этого жена вскоре умрет). Все эти нечистые покойники называются: злый (это ужэ ни мужык, это злый), чорт (на йогó мисци чорт хóдить), злúдни (йих нэчиста сила ужэ нэсэ). Мальчик, умерший некрещеным, называется Адамом, девочка — Евой. От ходячих мертвецов избавляются, прибегая к тем действиям на могиле, которые мы описали выше, а также осыпая дом лушчыком (самосейным льном).

Человек, убитый громом, и утонувший считаются сватьми: их не вызовут на Страшный Суд, потому что Страшный Суд над ними уже совершился. Святой считается и женщина, умершая родами.