Покрытие гроба
а) Гроб выносят открытым (заколачивают после панихиды) (арханг., Еф., 136)
б) гроб везут закрытым: «если посмотрит мертвец, весь свет умрет» (пинск., Булг., 186)
в) гроб покрывают холстом — «погробщиной» (витеб., Ник., 289)
г) гроб мужчины покрывают кафтаном, женщины — сарафаном (костр., См., 14) или: мужчины — зипуном, женщины — холстом (вятск., Архив, 411)
д) перевязывают гроб вожжами (витеб., Ш., 513)
е) перевязывают красной ниткой (минск., Ш., 539)
ж) кладут на крышку соль и хлеб (минск., Ш., 513; укр., Ч., 708).
Гроб во время погребальной процессии
а) На возу с гробом никто не должен сидеть (обычно)
б) фiрман сидит на домовине (надв., Гн., 246)
в) подают «через гроби» милостыню (влад., Зав., 95).
Гроб опускают в могилу:
а) на холсте (полт., олон., Архив, 1103; курск., Гн., 413; укр., Ч., 709)
б) на полотенцах (или только детей и девушек (только богатых) на полотенцах) (полес., гомел., ПА-74)
в) на веревках (обычно). Веревки вешают на могильные деревья (минск., Ш., 542)
г) на веревках опускать гроб нельзя, так как на них вешаются: гроб детей опускают на рушниках, взрослых — на полотне (полес, бреет., ПА-74).
Й день
Колода величиной с гроб кладется на могилу (минск., Булг., 187).
Могила и погост как реалии погребального обряда
I. Общая семантика могилы и погоста
Основная функция могилы и погоста в обряде — выделенное, ограниченное, ритуально узаконенное «пространство смерти», свяченая земля. Кладбище противопоставлено местам погребения «нечистых» покойников: полям, перекресткам, болотам, придорожным местам, лесу, границам полей и сел, воротам двора, двору, гумну, подызбице, подпорожью. Кладбище располагается обычно на сухом возвышенном месте («выморочные» места влажные и низменные). Кладбище непременно засажено деревьями (ср. термины кладбища борок, рóщение).