Животные в обряде

Баран

жертва мужчине, который перекладывал покойного в гроб (закарп., Бог., 263)

 

Волы

а) Только волы перевозят гроб, конями не вольно (чернов., Гн., 351; скил., Гн.,226; заставн., Гн., 364): т. к. вол идет медленно; т. к. покойный был русин (евреев возят на лошади); т. к. вол лучше (старее) лошади; т.к. лошадь — не чистое животное, не мае дыхане, не вит в бога; т.к. вола нельзя запрячь в телегу (закарп., Бог., 266)

б) только старых возят волами и все саньми (летом — 4 вола). «Такой старый обычай, чтоб старых возить санями» (чернов., Гн., 34-3).

Волов кропят водой; ярмо обвязывают лентами (чернов., Гн., 351). Говорят по-разному:

а) раньше возили и волами, и лошадьми

б) только волами, лошадьми нельзя было, бо волы — божа худоба (том., Сед., 256; волын., Архив, 321; витеб., Ник., 192). О предпочтении волов лошадям см. тж.: Бог., 265; Анучин 136,186; Нидерле 211; Афанасьев I, 782; Крачковский 166; Драгоманов 109; Чубинский 1,49.

 

Домашний скот

Оповещают домашний скот о смерти хозяина или хозяйки сразу же после кончины (черной., Гн.( 349).

Во время выноса весь скот поднимают: которая скотина в это время лежит — умрет (костр., См., 12).

 

Корова

Корова может умереть в один час с хозяйкой или перестать доиться. Тогда вымя ей натирают землей с могилы хозяйки (полес., том., Сед., 261).

Раньше корову с позолоченными рогами на могиле отдавали церковному причту «за головку» (кос. Гн., 281).

 

«коровка покойнику» (обонеж., Кул., 54) — родные на похоронах отдают корову нищему.

 

Кот, кошка

Кидают кошку на грудь — для облегчения кончины умирающего (обонеж., Кул., 44); до выноса гроба отдают кошку соседям. Если она перескочит через мерца — тот будет опир (скил., Гн., 226); при выносе гроба ховають кота, запираютъ у кочку (том., Сед., 260).

 

Курица

Курица, поющая петухом, голову поет, т. е. предвещает смерть хозяину (или только пестрая и белая курица, желтая — на пожар (влад., зап. авт.)). Курицу дают в вознаграждение гробарям через могилу (гуцул., Куз., 151).

 

лошадь (витеб., Ник., 289)

а) взрослого («возрастного») покойника положено не нести, а везти при любом расстоянии от дома до кладбища: смерть не переносит лошадиного запаха и не вернется (витеб., Ник., 292)

б) на лошади везут только безродных. Уважаемых — несут на новине (костр., См., 14 )

в) конем возят «не дай Боже, колеру», в обычном случае везут волами (чернов., Гн., 343)

г) на лошади везут только до церкви, дальше — несут (косов., Гн., 284)

д) лошадь и другую скотину не используют при перевозке гроба: покойный будет вечно ее пасти (снят., Гн., 313)

е) хозяину запрягают любимого коня или того, на котором он последний раз ехал; нябощице ~ кобылу (витеб., Ник., 289)

ж) на кобылах возить покойников нельзя — будут неплодны (тереб., Гн., 375).

Угождают лошади: кланяются ей; ведут на поводке — полотенце; целуют копыта (витеб., Ш., 522; могил., 558; витеб., Ник., 289). Если лошадь бодра — покойный доволен; если испражнится до ворот - везет разгневанного покойника (витеб., Ник., 289).

Хозяин при выносе смотрит на копыта лошадей: чтоб не тосковать (костр.. См., 12).

Лошадь, везущую гроб, с угольков спрыскивают — изо рта, вода не балканная (влад., Зав., 97).

У церкви лошадь выпрягают, обводят кругом саней по солнышку, опять впрягают («легче будет») (влад., Зав., 95).

Лошадь идет от нябощика порожняком, только на двор к старикам, не к другим лошадям (витеб., Ш., 90).

Лошадь эту кормят во время поминок (витеб., Ш., 5/5).

Лошадь, везшая покойника, 3 дня после этого не работает и отводится на гумно, чтобы не томиць души нябощика, которая припадаиць в лошадь (витеб., Ник., 292).

Лошадь, везшая покойника, должна после этого участвовать в свадебном поезде, а то падет (яросл., Кос, 221).

Лошадь после покойника несет более унизительные и тяжкие работы. Если на ней везут улей — пчелы гибнут (витеб., Ник., 145).

 

Птицы

Стук птицы в окно (вар.: в покутное окно) предвещает смерть в доме (повсеместно).

Птиц кормят на могиле в поминальные дни — «птичье поминовение» (бреет., гом.).

Птицей обращается душа умершего (вар.: душа грешного) [Mos-zynsky 1929].

Птичьи следы на рассыпанной золе (муке) оставляют «души», для которых устраивают поминальную баню и угощение.