Терминологический минимум модуля
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.
ВОСПИТАНИЕ– целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны.
ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ – наглядный метод обучения, применяемый с целью создания в сознании учащихся наглядного образа предмета, явления, процесса, действия и т. П.
ДИДАКТИКА - раздел педагогики, изучающий теорию обучения. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Разрабатывает принципы, определяющие объем и структуру содержания, а также адекватную ему систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих его усвоение.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство целей, форм, методов содержания.
ИГРА – 1) форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; 2) одно из средств активизации учебного процесса; 3) форма учебно-воспитательной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и условие общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.
ЛЕКЦИЯ - систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
ОБУЧЕНИЕ – 1) Процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) Процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования. Обеспечить эффективность обучения можно не только путем оптимизации деятельности педагога, но и за счет средств оптимизации учебной деятельности обучаемого. В связи с развитием информационных технологий (локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения и др.) наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования в будущем должно явиться дистанционное обучение, которое позволит расширить географические и временные границы образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
ПРИНЦИП (лат. principium - начало, основа) – 1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. 3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п. 4) Основные правила деятельности, установившиеся, укоренившиеся, общепринятые.
САМОВОСПИТАНИЕ– выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно самовоспитание осуществляется в подростковом возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
УЧЕБНИК – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ – обычно дополняют существующие учебники по данной дисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебного курса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала; специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.
УЧЕНИЕ– действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – рассматривается, как правило, с двух позиций: в глобальном выражении – идеал совершенного человека (идеал достижения) с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане – предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – вопросительная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам.
6.2.3. Модуль 3. Общие основы педагогики профессионального образования (22 ч.)
Цель: дать представление студентам: о системе профессионального образования, об особенностях организации образовательного процесса в учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Задачи:
- определить основные научные категории профессиональной педагогики: ее объект и предмет, методологическую базу; ее основные понятия;
- раскрыть особенности среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- овладеть умениями отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения и воспитания;
- ознакомить с современными требованиями к подготовке рабочих и специалистов;
- выявить специфику профессионально-педагогической культуры педагога.