Конст. Суд РФ и его место в судебной системе РФ. Полномочия суда.

1. Конст. Суд РФ является судебным органом конст. контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конст. судопроизводства. 2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конст. Суда РФ устанавливаются федеральным конст. законом. Конст. Суд РФ - судебный орган конст. контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конст. судопроизводства. Законодательство о Конституционном Суде РФ Полномочия, порядок образования и деятельности Конст. Суда РФ определяются Конституцией РФ и настоящим Федеральным конст. законом. В целях защиты основ конст. строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конст. Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти субъектов РФ; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами гос. власти; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; в) между высшими гос. органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конст. и законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конст. контроля. Компетенция Конст. Суда РФ, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конст. закон. Конст. Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конст. Суд РФ при осуществлении конст. судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конст. Суд РФ принимает Регламент Конст. Суда РФ. Порядок формирования, состав и компетенция Конст. Суда РФ. Конст. контроль относится к одному из средств обес­печения верховенства конституционных предписаний, которое при­нято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конст. контроля в широком смыс­ле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий гос. органов или должностных лиц, противо­речащих конст. предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конст. контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться зако­ны, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантияхих реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфе­ре могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствахих главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (на­лагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конст. предписаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конст. Суд РФ должен состоятьиз названного выше коли­чества судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением уста­новленного порядка. Конст. Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) —конст. контроль (см. ст. 1 Закона о Кон­ституционном Суде). Здесь нет обвиняемых, подсудимыхи их защит­ников, нет истцов и ответчиков,их представителей, нет граждан (иностранцевили лиц без гражданства)или организаций, спорящих с физическими или юридическими лицами, конкретными гос. органами. Гражданин участвует в конституционном су­допроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказать­ся лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, администра­тивному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем судеили ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемля­ющий его конституционные права и свободы. Своеобразие принципов организации и деятельности Конст. Суда РФ проявляется также в том, что они порой напол­няются несколько иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Скажем, принцип коллегиальности конст. судопроизводства не предполагает возможности привле­чения к рассмотрению дел представителей народа, ибо вопросы, по которым Конст. Суд РФ уполномочен принимать реше­ния, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права.