Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя.

Ответ на вопрос о взаимоотношениях се­мьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополне­ния их воспитательной деятельности. И то и другое - это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в пе­риод детства и отрочества. Не разграничение функций, не сниже­ние ответственности семьи, а углубление воспитательного про­цесса за счет включения в него педагогического коллектива - вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разра­ботке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя:

· в ресурсном обеспечении нормальной деятельности учебного заведения (исполь­зуя свои личные возможности);

· в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эс­тетики, основ права);

· в воспитательной работе (осуществляя согласованное со учебным заведением воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой ин­формации);

· в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей и подростков, которые его утратили;

· в работе с выпускниками с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений - предупредить переход к нетрудовому образу жизни.

Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педа­гогика выделяет два противоположных типа семейного воспита­ния - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальнос­тью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и же­ланиями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитив­ного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В боль­шей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой «методики» у детей слабо развивают­ся самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родите­лями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Вза­имоотношения мужа и жены, а также других членов семьи харак­теризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и забо­той взрослых и детей друг о друге. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обра­щаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициа­тиву, уважают его личность. Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей ак­тивного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окру­жающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются иници­атива, находчивость, начала творческого подхода при выполне­нии порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не при­меняются - для детей достаточно порицания или огорчения ро­дителей.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрос­лых. Встречаются родители, которые организуют та­кой авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авто­ритетов, относятся следующие.

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздража­ются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ре­мень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, вызывает детскую ложь и че­ловеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Этот дикий сорт авторитета бывает только у некультур­ных родителей.

Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеж­дены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о ко­торых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит ника­кой воспитательной пользы.

Авторитет чванства. Подобный авторитет строится на пред­ставлении некоторых родителей, что они самые заслуженные, самые главные и важные, и это они демонстрируют на каждом шагу, причем и своим детям. Они без конца толкуют о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям.

Авторитет педантизма. Некоторые родители уверены в том, что дети должны каждое их слово выслушивать с трепетом, и ве­дут себя с детьми как бюрократы. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Жизнь ребенка проходит мимо таких родите­лей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внут­ренней жизни ребенка.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально за­едают ребенка бесконечными поучениями и назидательными раз­говорами, так как они уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость.. Родители изо всех сил стараются быть добродетель­ными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, при­знания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. Такая семья погру­жается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что к лю­дям можно подыгрываться и извлекать из этого выгоду. В результате он приучается к интригам и манипулированию чужой любовью.

Авторитет доброты. В этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими кап­ризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пыта­ются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата.

Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми - ве­ликое воспитательное средство, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети начинают потешаться над родителями, бабушкой или де­душкой, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все дела­ют не так, как надо. Однако в таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. В этом случае послушание просто покупа­ется подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители заплатили им за хорошие поступки. Все негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми.

Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагоги­ческих мероприятий охотно сваливают все на на­следственность, на прирожденную испорченность детской нату­ры или же в утешение себе и другим ссылаются на объективные условия или какие-то неуловимые влияния, которые будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать. Однако такие объяснения ровно ничего не стоят. Семейная педагогика - ее теория и прак­тика - убедительное тому доказательство.