В) Педагогическая технология, педагогическая задача и педагогическая ситуация
Одна из педагогических категорий - педагогическая технология - фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.
Педагогическая технология - это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
· целевой (стратегические и тактические цели и задачи);
· содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности);
· деятельностный (способы и приемы освоения содержания);
· результативный (достигнутые результаты);
· ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).
Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью» (Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 75).
Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:
· структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;
· преобразование содержания образования в учебный материал;
· анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
· выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
· анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация - это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.