Конституционные основы взаимоотношений государства и личности
§ 1. Понятие и принципы правового положения' граждан в Российской Федерации
Конституция РФ 1993 года в содержание основ конституционного строя Российской Федерации включи-
о5
ла новое для конституционного законодательства Российского государства положение об отношении государства к человеку, гражданину. Согласно ст.2 Конституции, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
В соответствии с этим положением по-новому построена структура самой Конституции РФ и главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Кроме главы 1, в которой содержатся нормы, устанавливающие главное во взаимоотношениях государства и личности, глава 2 закрепляет права и свободы человека и гражданина. В Конституции РФ 1993 года значительно расширен круг прав и свобод с учетом конституционного опыта зарубежных стран и содержания международно-правовых актов о правах человека.
В ст. 5 5 Конституции РФ закрепляется, что "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Необходимо отметить, что все ранее действовавшие конституции России закрепляли права и обязанности граждан, но понятие прав человека появилось впервые в-Конституции РФ 1993 года. В науке конституционного права права человека рассматриваются как основа конституционализма. Главный смысл существования конституций, по мнению ученых и политиков большинства стран мира, заключается в обеспечении свободы и безопасности человека от произвола государства, его органов и должностных лиц.
В основу первых конституционных актов, принятых в результате победы буржуазно-демократических революций, были заложены идеи о врожденных и неотчуждаемых правах каждого человека (право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т.д.).
Так, Декларация независимости США 1776 года гласит: "Мы считаем очевидными следующие истины:
все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремле-
ние к счастью. Для обесйечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых". В Декларации прав человека и гражданина Франции (1789) отмечается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода,* собственность, безопасность и сопротивление угнетению!
Общественное устройств? каждого государства сочетает в себе гражданское и политическое общество. В гражданском обществе все люди равноправны и в равной мере пользуются правами и свободами человека. В политическом, государственно организованном обществе равными нравами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", "каждый", "все", "каждый человек" и т.п. Для определения прав гражданина используются термины "гражданин", "все граждане", "каждый гражданин" и т.д.
Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.
Субъективное право - это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективногоотношения к нему.
Провести юридическое различие между субъективным правом и свободой невозможно, так как свобода - это также мера возможного поведения лица. Как правило, термин "свобода" в конституциях и других правовых актах традиционно используется для обозначения
некоторых субъективных прав (слова, передвижения, печати и т.д.).
Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания. Характеризуя юридические обязанности, следует отметить, что большинство граждан исполняет их добровольно и активно на основе правосознания и убеждения в их целесообразности и необходимости. Если же тот или иной человек, гражданин не исполняет юридические обязанности или исполняет их ненадлежащим образом, то к нему могут быть применены меры государственного принуждения.
Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.
Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:
1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст.б п.2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в пункте 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С учетом исторических традиций Конституция РФ дополнительно закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.
Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права закрепляется формально-юридическое равенство граждан, равенство правовых возможностей.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (ст.17 п.2 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (ст.6 п.З Конституции РФ). Статья 55 пункт 2 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Непосредственное действие прав и свобод. Впервые этот принцип закреплен в Конституции РФ 1993 года. Согласно ст. 18, "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием'-'. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.
4. Гарантированность прав. свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, ноих реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает правило о том, что государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ст.17 п.1 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции РФ также закрепляет, что "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье главы 2 Конституции РФ, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина. Содержание этих гарантий рассматривается в следующей главе учебника. В ст. 8 О п.2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.
5. Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ).
Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права".
Статья 46 п.З Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны »се имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст. 5 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (ст. 15 п.З Конституции РФ).
Конституция как основной закон государства не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них. В этой связи статья 55 Конституции РФ подчеркивает:
"Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе, и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в ст. 17 п.З Конституции РФ подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других .лиц". Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в ст. 5 5 п.З Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако-
ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". На основании этой нормы, например, в ёст. 56 Конституции РФ определяется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст.32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст.35 - ограничения в -а»» части пользования имущественными правами и т.д.
§ 2. Гражданство Российской Федерации
Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется. в государстве.
Подгражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и
вне его границ.
Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.
Конституция РФ 1993 года, закрепив институт гражданства Российской Федерации, включила его в содержание главы 1, устанавливающей основы консти-
туционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.
В ст.6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации^ 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".
Нормы института гражданства содержатся и в главе 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Впервые в истории конституционного законодательства России в Конституции РФ 1993 года закреплен институт двойного гражданства. В ст.б2 Конституции РФ устанавливается: "Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе РФ "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с изменениями от 23 января 1992 г. В тексте Преамбулы Закона подчеркивается, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
В первой главе Закона о гражданстве сформулированыпринципы российского гражданства.
1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.
2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.
Конституция РФ, Закон о гражданстве не только закрепили положение о том, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, но и включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа.
3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Как уже отмечалось, этот принцип сформулирован в ст.61 Конституции РФ. В ст.1 п.З Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.
4. Недопустимость высылки гражданина РФ за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст.61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.
5. Равенство гражданства. Этот принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.
6. Единство гражданства. Принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов Федерации. Он закреплен также в ст.6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.
Статья 71 пункт "в" Конституции РФ относит гражданство Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Обязательным условием для приобретения гражданства субъекта Федерации является постоянное или преимущественное проживание на его территории.
7. Допущение двойного Гражданства. Ранее действовавшие законодательства СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Закон о гражданстве 1991 г. устанавливал, что приобретение гражданства России иностранным гражданином возможно только при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором. В ст.З Закона устанавливалось, что гражданину РФ может быть разрешено по его Ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. Статья 62 Конституции РФ 1993 года внесла серьезные коррективы, установив, что "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Необходимо подчеркнуть, что наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если инее не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 п.2 Конституции РФ).
8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.
9. Защита государством граждан РФ за границей. Как отмечалось, наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со -стороны государства как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст.61 Конституции РФ, развивается в ст. 5 Закона о гражданстве, в которой устана-вливается,что'государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.
10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения этой статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957 г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.
11. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без граж-
»0
данства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положе-ния.имеющие общеправовой характер и -назначение. В частности, статья 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статье лицам, не являющимся гражданами РФ и имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено ^почетное гражданство РФ. Почетные граждане пользуются всеми правами граждан РФ в соответствии с Положением о почетном гражданстве РФ.
При решении вопросов гражданства кроме национального законодательства часто применяются международные договоры РФ. В этой связи Закон устанавливает приоритет международного договора РФ.