Конституционные основы взаимоотношений государства и личности

§ 1. Понятие и принципы правового положения' граждан в Российской Федерации

Конституция РФ 1993 года в содержание основ конституционного строя Российской Федерации включи-


о5

ла новое для конституционного законодательства Рос­сийского государства положение об отношении госу­дарства к человеку, гражданину. Согласно ст.2 Консти­туции, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу­дарства".

В соответствии с этим положением по-новому по­строена структура самой Конституции РФ и главы, по­священные правам и свободам человека и гражданина. Кроме главы 1, в которой содержатся нормы, устана­вливающие главное во взаимоотношениях государства и личности, глава 2 закрепляет права и свободы человека и гражданина. В Конституции РФ 1993 года значитель­но расширен круг прав и свобод с учетом конституцион­ного опыта зарубежных стран и содержания междуна­родно-правовых актов о правах человека.

В ст. 5 5 Конституции РФ закрепляется, что "пере­числение в Конституции Российской Федерации основ­ных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

Необходимо отметить, что все ранее действовавшие конституции России закрепляли права и обязанности граждан, но понятие прав человека появилось впервые в-Конституции РФ 1993 года. В науке конституционного права права человека рассматриваются как основа кон­ституционализма. Главный смысл существования кон­ституций, по мнению ученых и политиков большинства стран мира, заключается в обеспечении свободы и без­опасности человека от произвола государства, его орга­нов и должностных лиц.

В основу первых конституционных актов, приня­тых в результате победы буржуазно-демократических революций, были заложены идеи о врожденных и неот­чуждаемых правах каждого человека (право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т.д.).

Так, Декларация независимости США 1776 года гласит: "Мы считаем очевидными следующие истины:

все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремле-


ние к счастью. Для обесйечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою спра­ведливую власть из согласия управляемых". В Деклара­ции прав человека и гражданина Франции (1789) отме­чается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъем­лемых прав человека. Таковы свобода,* собственность, безопасность и сопротивление угнетению!

Общественное устройств? каждого государства со­четает в себе гражданское и политическое общество. В гражданском обществе все люди равноправны и в рав­ной мере пользуются правами и свободами человека. В политическом, государственно организованном обществе равными нравами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без граж­данства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, нахо­дят свое закрепление в самом содержании норм консти­туции, устанавливающих права и свободы. Примени­тельно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", "каждый", "все", "каждый человек" и т.п. Для определения прав гражданина используются термины "гражданин", "все граждане", "каждый граж­данин" и т.д.

Под основами правового положения граждан пони­мается совокупность прав, свобод и обязанностей, за­крепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право - это юридическая возмож­ность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти дей­ствия направлены на удовлетворение интересов, мате­риальных и духовных потребностей человека и гражда­нина. Реализация субъективного права зависит от жела­ния человека, субъективногоотношения к нему.

Провести юридическое различие между субъек­тивным правом и свободой невозможно, так как свобода - это также мера возможного поведения лица. Как пра­вило, термин "свобода" в конституциях и других право­вых актах традиционно используется для обозначения


некоторых субъективных прав (слова, передвижения, печати и т.д.).

Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно не­обходимого поведения лица. В отличие от права, кото­рым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведе­ния, личного желания. Характеризуя юридические обя­занности, следует отметить, что большинство граждан исполняет их добровольно и активно на основе правосо­знания и убеждения в их целесообразности и необходи­мости. Если же тот или иной человек, гражданин не исполняет юридические обязанности или исполняет их ненадлежащим образом, то к нему могут быть примене­ны меры государственного принуждения.

Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основ­ными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокуп­ность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

Принципами правового положения граждан в Рос­сийской Федерации являются:

1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст.б п.2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Фе­дерации обладает на ее территории всеми правами и сво­бодами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Данное положение дополняется также ст. 19 Кон­ституции РФ, которая устанавливает, что все равны пе­ред законом и судом. Государство, подчеркивается в пункте 2 этой статьи Конституции, гарантирует равен­ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других


обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлеж­ности. С учетом исторических традиций Конституция РФ дополнительно закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.

Следует подчеркнуть, что нормами конституцион­ного права закрепляется формально-юридическое равен­ство граждан, равенство правовых возможностей.

2. Неотчуждаемость как принцип правового поло­жения состоит в том, что основные права и свободы че­ловека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (ст.17 п.2 Конституции РФ). Этот прин­цип проявляется также в конституционной норме, за­крепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (ст.6 п.З Конституции РФ). Статья 55 пункт 2 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и граждани­на.

3. Непосредственное действие прав и свобод. Впер­вые этот принцип закреплен в Конституции РФ 1993 года. Согласно ст. 18, "права и свободы человека и граж­данина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди­ем'-'. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в госу­дарстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоре­чащие конституционным или ограничивающие их.

4. Гарантированность прав. свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предостав­лены, ноих реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.


Статья 2 Конституции РФ устанавливает правило о том, что государство берет на себя признание, соблюде­ние и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федера­цию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст.17 п.1 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и га­рантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции РФ также закрепляет, что "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье главы 2 Кон­ституции РФ, устанавливающей отдельные права и сво­боды человека и гражданина. Содержание этих гарантий рассматривается в следующей главе учебника. В ст. 8 О п.2 Конституции РФ установлено, что Президент Рос­сийской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и граж­данина.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осу­ществления прав, свобод и обязанностей граждан яв­ляется важной составной частью работы правоохрани­тельных органов.

5. Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой си­стемы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного до­говора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ).


Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "обще­признанным принципам и нормам международного пра­ва".

Статья 46 п.З Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны »се имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты.

6. Запрет на незаконное ограничение конституци­онных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В об­щем виде этот принцип закреплен в ст. 5 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федера­ции не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (ст. 15 п.З Конституции РФ).

Конституция как основной закон государства не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них. В этой связи статья 55 Конституции РФ подчеркивает:

"Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как от­рицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе, и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. По­этому в ст. 17 п.З Конституции РФ подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других .лиц". Эти ограничения возможны, но только в случаях, устано­вленных законодательством. Как закрепляется в ст. 5 5 п.З Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако-


ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства". На основании этой нормы, например, в ёст. 56 Конститу­ции РФ определяется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и за­щиты конституционного строя в соответствии с феде­ральным конституционным законом могут устанавли­ваться отдельные ограничения прав и свобод с указани­ем пределов и срока их действия.

Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст.32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст.35 - ограничения в -а»» части пользования имущественными правами и т.д.

§ 2. Гражданство Российской Федерации

Характерным признаком государства является ус­тановление института гражданства (подданства). Нали­чие гражданства влечет за собой многочисленные право­вые последствия для данного человека, и в частности определяет объем прав и свобод, которыми он пользует­ся. в государстве.

Подгражданством в науке конституционного пра­ва понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государствен­ная власть как в пределах данного государства, так и

вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 года, закрепив институт гражданства Российской Федерации, включила его в содержание главы 1, устанавливающей основы консти-


туционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст.6 Конституции РФ установлено: "1. Граждан­ство Российской Федерации приобретается и прекра­щается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобрете­ния. 2. Каждый гражданин Российской Федерации об­ладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конститу­цией Российской Федерации^ 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".

Нормы института гражданства содержатся и в гла­ве 2, закрепляющей права и свободы человека и граж­данина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципи­альное положение о том, что гражданин Российской Фе­дерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и по­кровительство за ее пределами.

Впервые в истории конституционного законода­тельства России в Конституции РФ 1993 года закреплен институт двойного гражданства. В ст.б2 Конституции РФ устанавливается: "Гражданин Российской Федера­ции может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Конституционные основы института гражданст­ва развиваются и конкретизируются в Законе РФ "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с изменения­ми от 23 января 1992 г. В тексте Преамбулы Закона подчеркивается, что он призван обеспечить осущест­вление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам че­ловека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граж­дан, находящихся за пределами Российской Федера­ции.

В первой главе Закона о гражданстве сформулиро­ваныпринципы российского гражданства.


1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Россий­ской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его из­менить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность ли­шения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и на­носящие ущерб престижу или государственной безопас­ности СССР.

Конституция РФ, Закон о гражданстве не только закрепили положение о том, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, но и включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой по­вышенную правовую защиту этого принципа.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ ино­странному государству. Как уже отмечалось, этот прин­цип сформулирован в ст.61 Конституции РФ. В ст.1 п.З Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора. Данное положение выте­кает из общеправового принципа ответственности граж­данина перед своим государством. В силу этого гражда­нин РФ, совершив правонарушение за границей, под­лежит ответственности по законам Российской Федера­ции.

4. Недопустимость высылки гражданина РФ за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст.61. Предшествующее законодательство и ранее не устана­вливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Принцип глубоко гума­нен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.


5. Равенство гражданства. Этот принцип также за­креплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержа­ние основ конституционного строя. Он означает равен­ство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства. Принцип обусловлен фе­деративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедераль­ным гражданством существует гражданство республик как субъектов Федерации. Он закреплен также в ст.6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновре­менно является гражданином России.

Статья 71 пункт "в" Конституции РФ относит граж­данство Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Обязательным условием для приобретения гражданства субъекта Федерации является постоянное или преимущественное проживание на его территории.

7. Допущение двойного Гражданства. Ранее дей­ствовавшие законодательства СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Закон о граж­данстве 1991 г. устанавливал, что приобретение граж­данства России иностранным гражданином возможно только при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором. В ст.З Закона устанавливалось, что гражданину РФ мо­жет быть разрешено по его Ходатайству иметь одновре­менно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. Статья 62 Конститу­ции РФ 1993 года внесла серьезные коррективы, уста­новив, что "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Необходимо подчеркнуть, что наличие у граждани­на РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вы­текающих из российского гражданства, если инее не предусмотрено федеральным законом или международ­ным договором Российской Федерации (ст.62 п.2 Кон­ституции РФ).


8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживаю­щими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пре­делами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей. Как отмечалось, наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со -стороны государства как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст.61 Конституции РФ, раз­вивается в ст. 5 Закона о гражданстве, в которой устана-вливается,что'государственные органы РФ, дипломати­ческие представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, между­народными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к граж­данству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Растор­жение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. По­ложения этой статьи Закона находятся в полном соот­ветствии с Конвенцией о гражданстве замужней жен­щины, принятой ООН в 1957 г., и отражают юридиче­ское равноправие женщин в Российской Федерации.

11. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, име­нуемых лицами без гражданства. Основываясь на гума­низме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности Конвенции о сокраще­нии безгражданства 1961г., статья 7 Закона о граж­данстве устанавливает, что Российская Федерация по­ощряет приобретение гражданства РФ лицами без граж-


»0

данства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положе-ния.имеющие общеправовой характер и -назначение. В частности, статья 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статье лицам, не являю­щимся гражданами РФ и имеющим выдающиеся заслу­ги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено ^почетное гражданство РФ. Почетные граждане пользуются всеми правами граж­дан РФ в соответствии с Положением о почетном граж­данстве РФ.

При решении вопросов гражданства кроме нацио­нального законодательства часто применяются междуна­родные договоры РФ. В этой связи Закон устанавливает приоритет международного договора РФ.