Основы конституционного строя Российской Федерации

§ 1. Понятие основ конституционного строя

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя".

Анализ содержания этой главы показывает, что в ее нормах регулируются общественные отношения, свя­занные с организацией общественного устройства. Из теории государства и права известно, что общественный строй (устройство) любого государства характеризуется экономическими, политическими и социальными обще­ственными отношениями, лежащими в его основе.


Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наибо­лее важные, коренные, имеющие принципиальный ха­рактер - регулируются нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами кон­ституционного строя понимает совокупность конститу­ционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства.

Конституции различных государств по-разному за­крепляют основы конституционного строя. В боль­шинстве конституций нет прямого закрепления этих основ (США, Франция, Великобритания), хотя нормы, закрепляющие Основы строя, содержатся в статьях, по­священных регулированию системы высших органов власти, правового положения граждан.

В конституциях некоторых стран (Италия) имеют­ся главы, закрепляющие основные принципы, которые устанавливают конституционные основы общественного строя. Эти же основы закреплены, например, во вводной главе Конституции Испании, которая. называется "Общие положения". В часть первую этой Конституции "Об основных правах и обязанностях" входит третья глава - "О руководящих принципах социальной и эко­номической политики". В Конституции Бразилии есть часть, называемая "Экономический и финансовый

строй".

Более подробное конституционное регулирование общественного устройства было свойственно конститу­циям социалистического типа. Все они, начиная с Кон­ституции СССР 1936 года, имели специальные разделы и главы, посвященные закреплению основ общественно­го строя. Так, Конституция КНДР именует первые три главы соответственно "Политика", "Экономика", "Культура". Первая глава Конституции Республики Ку­ба называется "Политические, социальные и экономиче­ские основы государства".

В первом разделе Конституции РСФСР 1978 года "Основы общественного строя и политики" имелись главы: 1 - "Политическая система", 2 - "Экономическая система", .3 - "Социальное развитие и культура", 4 -"Внешнеполитическая деятельность и защита социалис-


тического Отечества". Отдельные нормы, регулирующие общественное устройство, содержались и в других разделах и главах этой Конституции.

В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производ­ством, обменом, распределением и потреблением мате­риальных и духовных благ, а также принципы руковод­ства и управления экономикой.

В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и меж­национальные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохране­ния, социального обеспечения и культуры.

В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения, воз­никающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, ко­торые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).

Общественный строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук. Предметом конституционного права России являются лишь те об­щественные отношения, которые закреплены нормами конституционного права, то есть основы конституцион­ного строя Российской Федерации.

§ 2. Содержание основ конституционного строя

Основы конституционного строя Российской Феде­рации закреплены в главе 1 Конституции РФ 1993 года. Как отмечалось выше, в предшествующей Конституции 1978 'года с последующими изменениями и дополнения­ми первый раздел назывался "Основы общественного строя и политики", нормами которого регулировались политическая и экономическая системы, вопросы соци­ального развития и культуры, внешней политики и за-


щиты Отечества. В действующей Конституции РФ не только изменено название главы и сокращено число ста­тей, но и полностью деидеологизированы нормы, посвя­щенные установлению правовых основ государствен­ности. По существу, ликвидированы или коренным об­разом изменены нормы, устанавливающие социалисти­ческий тип конституции.

Российская Федерация - Россия, провозглашается

в ст.1 Конституции РФ, есть демократическое федера­тивное правовое государство с республиканской формой правления. НаименованияРоссийская Федерация и

Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как

известно, означает народовластие.Демократическийхарактер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст.З Конституции РФ, "носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Важнейшим признаком демократического госу­дарства является обеспечение в нем прав и свобод чело­века и гражданина. Только в условиях демократическо­го государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак на­шел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение И защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства".

Конституция закрепляет основные формы реализа­ции народом своего суверенного полновластия. "Народ, -подчеркивается в ст.З п.2 Конституции РФ, - осу­ществляет свою, власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления".

Формами непосредственного осуществления наро­довластия являются референдум и свободные выборы

(ст.З п.З Конституции РФ).

В число конституционных основ Российской Феде­рации включен также классический для большинства


стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, орга­ны которых являются самостоятельными (ст. 10 Консти­туции РФ). Государственную власть в Российской Феде­рации, как установлено в ст,11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Феде­ральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Рос­сийской Федерации. Это означает, что Президент РФ выведен из системы исполнительной власти на само­стоятельное место.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Соглас­но ст. 12 Конституции РФ, "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Впервые в конституционном законодательстве Рос­сии в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчерки­вается в ст.З п.4 Конституции РФ, "никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пресле­дуются по федеральному закону".

Российская Федерация определяется ее Конститу­цией какправовое государство. Для правового госу­дарства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного раз­вития; взаимная ответственность государства и лич­ности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требова­ний закона, господство в государстве принципа закон­ности; осуществление государством эффективного кон­троля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства наш­ли свое отражение в нормах Конституции, устанавли­вающих основы конституционного строя, а также в дру­гих главах КонституцииРФ. \

В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юриди-


ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не

должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и дру­гой характерный признак правового государства. Орга­ны государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и зако­ны.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны

быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном зако­нодательстве устанавливает: "Законы подлежат офици­альному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли­кованы официально для всеобщего сведения" (ст. 15 п.З

Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российско­му государству привело к новелле, практически неиз­вестной конституционному законодательству стран ми­ра. Конституция РФ 1993 года закрепила, что "обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над на­циональным законодательством. Однако включение в правовую систему государства общепризнанных прин­ципов и норм международного права весьма затрудняет их прямую реализацию как из-за отсутствия механизма реализации, так и из-за неопределенности научного и

правового содержания этой категории.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным за­коном о международных договорах Российской Федера­


ции от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международ­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

К основам конституционного строя Российской Фе­дерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и челове­ком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, что отмечалось выше, но и определяют его конституцион­ный строй в целом.

Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет:

"Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для госу­дарства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод. Более подробно характер правового регулирования этих взаимоотношений будет рассмотрен в соответствующих главах учебника.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законода­тель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья б Конституции РФ устана­вливает, что "гражданство Российской Федерации при­обретается и прекращается в соответствии с федераль­ным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения". В статье последовательно про­водится принцип равноправия. Каждый гражданин Рос­сийской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Консти­туции РФ," обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека. Конституция РФ устанавливает также, что "гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его" (ст. 6 п.З Конституции РФ).

Данное положение дополняется установленными в ст.61,62 Конституции РФ нормами, согласно которым


гражданин Российской Федерации не может быть вы­слан за пределы Российской Федерации или выдан дру­гому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее преде­лами. Гражданин Российской Федерации' может иметь гражданство иностранного государства (двойное граж­данство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти нормы не включены в содержание основ конституцион­ного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений между гражданином и

государством.

Многонациональный, федеративный характер на-ционально.-государственного устройства России обусло­вил включение в главу 1 Конституции РФ "Основы кон­ституционного строя" ряда положений, связанных с ха­рактером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта­ми Российской Федерации.

Прежде всего это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей террито­рии. В ст.4 Конституции РФ установлено: "1. Суверени­тет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей терри­тории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории".

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федера­ции. Закрепление равноправия всех субъектов Федера­ции в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. Извест­но, что предшествующие Конституции СССР и РСФСР закрепляли иное положение. В частности, республики в составе СССР являлись суверенными государствами. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года респу­блики в составе Российской Федерации также именова­лись суверенными государствами. Естественно, все иные субъекты Федерации имели другой статус. Ликвидиро­вав суверенитет субъектов Федерации и установив их


равноправие, новая Конституция РФ закрепила право­вые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Фе­дерации не означает их равного статуса, который опре­деляется законодательными актами различной юриди­ческой силы. Различен и круг полномочий субъектов федерации.

Так, согласно ст.5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодатель­ство. Край, область, город федерального значения, авто­номная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционно­го строя имеют закрепленные в Конституции РФ прин­ципы федеративного устройства России. Как установле­но в ст.5 п.З, "федеративное устройство Российской Фе­дерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, равноправии и самоопределении народов в Рос­сийской Федерации".

"Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Феде­рации между собой равноправны" (ст.5 п.4 Конституции РФ).

Несмотря на отсутствие специальной главы, Кон­ституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие от­ношения, связанные с экономической системой обще­ственного устройства Российской Федерации. В Консти­туции закреплены многообразие форм собственности,ихравная защита. "В Российской Федерации, - установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности". Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охра­няется законом, каждый вправе иметь имущество в соб­ственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.


Право частной собственности, неизвестное консти­туциям Российского государства 1925-1978 годов, до­полняется также правом граждан на свободное исполь­зование своих способностей и имущества для предпри­нимательской и иной закрепленной законом экономи­ческой деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что "1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельно­сти народов, проживающих на соответствующей терри­тории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут на­ходиться в частной, муниципальной и иных формах собственности".

Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности зем­лю. Владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собст­венниками свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц.

Для того чтобы лучше определить характер эконо­мических основ общественного устройства по Конститу­ции РФ 1993 года, необходимо рассмотреть, от каких конституционных норм ц принципов в этой области от­казалась новая Конституция по сравнению с ранее дей­ствовавшей Конституцией. В гл.2 "Экономическая си­стема" Конституция 1978 года закрепляла: социалисти­ческую собственность как основу экономической си­стемы в форме государственной (общенародной) и кол­хозно-кооперативной собственности; установление пре­делов экономической деятельности, исходя из обще­ственных интересов; установление государственной или коллективной собственности на землю; свободный от эксплуатации труд; высшую цель общественного произ­водства - наиболее полное удовлетворение растущих ма­териальных и духовных потребностей людей; государ­ственное плановое регулирование экономики, необходи­мость мер для охраны и научно обоснованного использо­


вания земли, других природных богатств, мер по охране природы и улучшению окружающей человека среды.

Учитывая федеративный характер национально-го­сударственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: "В Российской Федерации гарантиру­ются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятель­ности" (ст.8 п.1 Конституции РФ).

Значительным изменениям и сокращениям по сравнению с ранее действовавшей Конституцией под­верглись и нормы, устанавливающие социальные осно­вы общественного устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской Федерации.

Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 п.1 Конституции РФ, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечива­ющих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 7 п. 2 указываются основные направления со­циальной политики государства. "В Российской Федера­ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

К сфере установления социальных основ обще­ственного устройства следует отнести и уже упоми­навшуюся ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Со­циальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 "Права и сво­боды человека и гражданина", содержание которых бу­дет рассмотрено в последующих главах учебника.

В эту же сферу общественной жизни входят и нор­мы Конституции Российской Федерации, определяющие принципиальное отношение к религии. Статья 14 Кон­ституции устанавливает, что Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может уста-


навливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В содержание основ конституционного строя, за­крепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нор­мы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей сово­купности они регулируют политические основы, обще­ственного устройства или политическую систему Рос­сийской Федерации.

Народ - единственныйrf законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий ее не­зависимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.З п.1 Конституции РФ, "носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ- реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в раз­личных формах: через систему государственных орга­нов, общественные организации и партии, через инсти­туты непосредственной демократии. Единство, взаимо­связь и функционирование этих форм составляет поли­тическую систему общественного строя. Подполити­ческой системой, таким образом, понимается совокуп­ность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадле­жащую ему по конституции власть, управляет государ­ством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Основные элементы политической системы нашли свое закрепление в главе 1 Конституции РФ 1993 года "Основы конституционного строя".

В ст. 13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной идеологии. Конституция "устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или


обязательной. Включение такой формулировки обуслов­лено тем, что с 1917 года господствующей идеологией, по существу идеологией государственной, являлся марк­сизм-ленинизм, определявший экономическую, полити­ческую и социальную основы государства. В соответст­вии с этой идеологией строилось социалистическое со­ветское государство. Согласно Конституции РСФСР 1978 года политическую основу государства составляли Со­веты народных депутатов. Центральным элементом по­литической системы государства являлась, согласно ст. 6 Конституции, Коммунистическая партия - руководя­щая и направляющая сила, ядро политической системы. Она определяла генеральную перспективу развития об­щества, линию внутренней и внешней политики госу­дарства.

Деидеологизировав общественный и государствен­ный строй. Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреп­лено, что в Российской Федерации признаются полити­ческое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

В содержание основ конституционного строя зако­нодатель включил определенные ограничения для соз­дания и деятельности партий и общественных организа­ций. В ст. 13 п.5 установлено; "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост­ности Российской Федерации, подрыв безопасности го­сударства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религи­озной розни".

В структуру основ конституционного строя входят следующие элементы политической системы как меха­низм осуществления народовластия: Российское демо­кратическое федеративное правовое государство; поли­тические партии; другие общественные объединения;

органы местного самоуправления; институты непосред­ственной демократии (референдум и выборы).

Как нами уже отмечалось, все положения Консти­туции Российской Федераций имеют высшую юридичес-


кую силу, находятся под повышенной правовой охра­ной. Но даже среди конституционных положений нор­мы, закреплённые в главе 1, занимают особое место.

Как установлено в ст. 16 Конституции РФ, положе­ния настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не мо­гут быть изменены иначе как в порядке, определенном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить осно­вам конституционного строе Российской Федерации.

Этот порядок установлен в ст. 13 5 Конституции РФ, в которой определено, что положения главы 1 Консти­туции не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием. Если предложение о пересмотре норм, составляю­щих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в со­ответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает не­изменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституци­онным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосо­вание. При его проведении Конституция считается при­нятой, если за нее проголосовало более половины изби­рателей, принявших участие в голосовании, при усло­вии, что в нем приняло участие более половины избира­телей.

Проблемные вопросы темы:

Актуальными вопросами для науки конституцион­ного права являются: определение понятия и содержа­ния основ конституционного строя; понятие полити­ческой системы Российской Федерации на современном этапе; роль политических партий в осуществлении наро­довластия; соотношение органов государственной власти и органов самоуправления на местах; роль государства в управлении экономикой и социальными процессами;

разработка соответствующих федеральных конституци­онных законов и федеральных законов.


Контрольные вопросы:

1. Определите понятие основ конституционного строя.

2. Как соотносится это понятие с понятием обществен­ного строя государства?

3. Что такое представительная и непосредственная демо­кратия?

4. Перечислите формы собственности в Российской Фе­дерации.

5. Охарактеризуйте правовой статус земли по Конститу­ции РФ 1993 г.

 

хххххххххххххххххххх

 

Глава 5 Суверенитет народа и формы его осуществления

§ 1. Государство - основная форма реализации полновластия народа

Как отмечалось в предыдущей главе, в содержание основ конституционного строя включена норма, устана­вливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправ­ления, политические партии и общественные организа­ции, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация об­щества, которая распространяет свою власть на всю тер­риторию страны и население, располагает для этого спе­циальным аппаратом и издает общеобязательные норма­тивно-правовые акты.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство - это единственная полно­властная организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многона­циональный народ России, выражает его совокупную волю.


В-третьих, государство является собственником зна­чительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых госу­дарственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому госу­дарству, независимо от общественно-экономической фор­мации, формы устройства ft правления, политического режима и других критериев.

Для государства, прежде всего, характерна органи­зация политической власти на определенной террито­рии. В этой связи статья 4 Конституции РФ определя­ет, что "суверенитет Российской Федерации распреде­ляется на всю ее территорию". Данное конституционное положение имеет особое значение для России, имеющей федеративное национально-государственное устройство. Территорию Российской Федерации составляет прост­ранство, определяемое государственной границей.

Юридическое понятие государственной границы, а следовательно, и территории Российской Федерации установлено ст.1 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., с измене­ниями и дополнениями, внесенными федеральным зако­ном от 10 августа 1994 г. Согласно этой статье. Государ­ственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Как вытекает из законодательного определения, понятие территории непосредственно связано с полити­ческой организацией государства.

Российская Федерация, определено в ст.4 п.З Кон­ституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосно­венность своей территории. Порядок осуществления этой задачи регулируется Конституцией РФ, Законом об обо­роне, Законом о Государственной границе и другими нормативно-правовыми актами.


Следующим характерным признаком всякого госу­дарства является наличие на его территории совокуп­ности людей - населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридиче­ского статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и дея­тельности государства играют его граждане, составляю­щие в своей совокупности народ - носитель суверените­та государства. •

В содержание основ конституционного строя Рос­сийской Федерации входят и нормы, устанавливающие основные принципы института российского граждан­ства. Гражданство Российской Федерации, как закреп­лено в ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекра­щается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобре­тения. Для взаимоотношений государства с его гражда­нами принципиальный характер носят положения Кон­ституции РФ о том, что "признание, соблюдение и за­щита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства" (ст.2 Конституции РФ); что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации" (ст.6 п.2 Конституции РФ); что "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст.6 п.З Консти­туции РФ).

Сущность и социально-правовая значимость инсти­тута гражданства состоит в том, что, с одной стороны, граждане исполняют обязанности перед государством, а, с другой, государство обеспечивает их права и свободы, защищает своих граждан. Как установлено в ст.61 Кон­ституции РФ, "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".

Государство обладает территориальным верховен­ством в пределах своих границ, что означает всю пол­ноту государственной власти над своим населением. Данный признак полно отражен в ст. 4 п. 2 Конституции


РФ, которая закрепляет, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В отноше. нии своих граждан верховенство государственной власти выходит за пределы России, так как граждане обязаны соблюдать законы даже в тех случаях, когда находятся за границей.

На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обес­печения его нормальной жизнедеятельности. Именно в этом аппарате материализуется государственная власть.

Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы РФ. Государ­ственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осущес­твляют законодательную деятельность, исполнительные органы - управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве.

Российское государство, осуществляя народовлас­тие, делает волю народа общеобязательной путем ее за­крепления в нормативно-правовых актах. Ни-один дру­гой элемент политической системы, исключая референ­дум, не наделен правом издания юридически обязатель­ных актов. Конституция Российской Федерации, феде­ральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а так­же устанавливают иерархию актов, издаваемых различ­ными органами.

В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, госу­дарство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, вклю­чающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.


Большинство граждан исполняют требования зако­нов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим об­разом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат.

Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории. Кроме Вооруженных Сил Российской Феде­рации, специально созданных для обороны, в военную организацию входят также пограничные войска, внут­ренние войска, органы федеральной службы безопас­ности, войска правительственной связи, железнодорож­ные войска, органы по чрезвычайным ситуациям, орга­ны внешней разведки.

Место государства в реализации полновластия на­рода определяется его функциями, под которыми пони­маются основные, наиболее важные направления дея­тельности государства. В функциях выражается сущ­ность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего на­селения.

Наличие и содержание функций определяется внутренними и внешними факторами, теми главными задачами, которые стоят перед государством. В зависи­мости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются: экономическая, социальная, функция финансового контроля, функция охраны законности и правопорядка, экологическая (природоохранительная).

1. Экономическая функция Российского госу­дарства выражается в разработке, координации, поощ­рении основных направлений развития экономики стра­ны. Для современного этапа развития России характер­но сочетание государственного регулирования и разви­тия рыночных товарных отношений экономическими, а не административно-командными методами.


В Конституции РФ 1993 года отсутствует закреп­ленный в ранее действовавшей Конституции принцип централизованного, планового руководства экономи­ческой системой государства. К числу основ конститу­ционного строя согласно Конституции РФ 1993 года следует отнести: свободу экономической деятельности;

равное признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; поддержку конкуренции; свободу предпринимательской деятель­ности и т.д. .

Государственное' воздействие на экономику осущес­твляется через законодательную деятельность Федераль­ного Собрания Российской Федерации в области феде­рального бюджета; федеральных налогов и сборов; фи­нансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии и др. (ст.106 Конституции РФ).

Экономическая функция государства проявляется также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики, где государство выступает собственником средств производства, произ­водителем материальных благ и услуг. В связи с перехо­дом к рыночной экономике в Российской Федерации осуществляется приватизация всех видов государствен­ной собственности, что существенно суживает этот сек­тор экономики.

2. Социальная функция государства выражается в его деятельности по обеспечению социальной защищен­ности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из ст. 7 Конституции РФ, из которой следует, что "Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В этой статье "Консти­туции РФ по существу определено содержание социаль­ной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в ст. 7 п.2 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантирован­ный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инва­лидов и пожилых граждан,. развивается система соци-


альных служб, устанавливаются государственные пен­сии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме этих положений, включенных в состав основ конституционного строя Российской Федерации, содер­жание и пути реализации социальной функции госу­дарства конкретизируются в статьях Конституции, за­крепляющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих компетенцию органов государствен­ной власти.

3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюд­жета и контроля над его исполнением. Государство осу­ществляет в рамках этой функции финансовое, валют­ное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию.

В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, а также Правительство Россий­ской Федерации. Кроме того, образованы Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции. Государственный таможен­ный комитет и другие федеральные органы исполни­тельной власти.