Афродита

Прекрасная Афродита несколько ближе к тому, что большинство людей сочли бы высшим проявлением женственности. Типичная красавица: светлые волосы, голубые глаза, пышные формы. Это юнгианская «Ева» — соблазнительница и архетипический сексуальный символ. Согласно мифу, Афродита могла пробудить страсть в ком угодно — либо по своему желанию, либо просто для забавы. Ее чарам были подвластны все боги, герои и смертные — за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Однако бывало, что и она сама оказывалась в плену страсти, как в случае с Анхисом. В качестве наказания за то, что Афродита внесла смятение в его божественный разум, Зевс сделал так, что Афродита безумно влюбилась в смертного, пастуха по имени Анхис. После чудесной ночи любви Афродита явилась Анхису во всем своем божественном великолепии. Зная, что человек, легший с бессмертной богиней, обречен на преждевременное старение, пастух пришел в ужас, но богиня утешила Анхиса, пообещав родить ему богоподобного сына при условии, что он никому не откроет имя матери ребенка.

Афродита в совершенстве владела также многими ремеслами, но на Олимпе постановили, что богиня не должна пользоваться своими умениями, ибо ее таланты лучше всего использовать в искусстве любви. Один из интереснейших атрибутов Афродиты — это ее пояс, обладавший такой огромной силой, что мог даже отражать молнии Зевса. Лишь богини-девственницы были неподвластны его силе, ибо над всеми остальными — как над бессмертными, так и над смертными — Любовь обладает всей полнотой власти.

Архетип Афродиты/Венеры, чаще всего ассоциирующийся с образом куртизанки, или гетеры, представляет собой экстравертивное выражение анимы. Подобно египетскому анкху, кресту, увенчанному кольцом (который ошибочно принимают за символ чувственной любви, тогда как он обозначает смешение мужского и женского начал внутри «я» и, таким образом, является Ключом Вечности), архетип Афродиты также имеет более глубокие и тонкие коннотации. Главная идея состоит в том, что, если человек ищет в любви только физическое удовольствие, он не сможет настроиться на самые высокие частоты этого глубокого женского архетипа и подключиться к его трансперсональным энергиям.

Гера

Гера — жена Зевса, и поэтому ее нередко называют Матерью Богов. История ее брака с Зевсом может поведать нам об этом архетипе очень многое. Зевс влюбился в Геру и явился ей в облике раненого голубка, вызвав жалость богини. Когда она прижала голубка к груди, Зевс решил, что сможет легко добиться удовлетворения своих желаний, и быстро принял свой обычный олимпийский облик (греческие боги в лучших шаманских традициях умели легко перевоплощаться). Однако Гера оказала сопротивление и не поддалась на уговоры Зевса, пока он не пообещал жениться на ней. Вскоре на Олимпе торжественно сыграли свадьбу, однако бурные любовные похождения Зевса не прекратились. Античная литература изобилует историями о том, как ревнивая Гера разлучала Зевса с его любовницами.

Гера олицетворяет женщину, чья стабильность в управляемом мужчинами обществе обусловлена единственным козырем: браком. Она символизирует многих женщин, которые на протяжении столетий вовлекали мужчин в брак при помощи различных уловок. Гера — верная жена и заботливая мать, всегда остающаяся на заднем плане. Неверность мужа приводит ее в ярость, однако, несмотря на свои божественные силы,она не в состоянии помешать его похождениям. Она — царица, считающая своим долгом заботиться о прочности трона.

Архетип Геры — это анима, интровертивно выраженная через собственнический женский тип. В мифах о Гере дано обобщенное описание положения женщины в обществе,управляемом мужчинами. Что касается неверности мужа и его поведения вообще, то она не сумеет ничего изменить, пока стремится любой ценой сохранить свой дом, статус и семью. Она может применять любые средства, чтобы повлиять на мужа, однако переломить ситуацию могло бы лишь одно: развод. Женщина этого типа с поистине королевским самообладанием будет изо всех сил стараться сохранить status quo — хотя бы внешне.

Гестия

Казалось бы, для богини домашнего очага роль вечной девственницы довольно неожиданна. Однако в этом архетипе заключена мудрость, понятная как ныне, так и в античные времена. Гестия — одна из старейших богинь, сестра Зевса, Деметры, Посейдона и Геры. Ее имя обозначает «очаг», или то место в доме, где готовят пищу и откуда исходит тепло и уют. Древние народы придавали очень большое значение огню, и именно священное пламя служило средством для общения людей с богами.

Происхождение Гестии не до конца ясно, и античная литература дает нам мало информации о ее характере и деяниях. Гестия — богиня-девственница, избравшая скромную жизнь и сторонящаяся Олимпа с его кричащей роскошью. Ее характеру свойственны спокойное достоинство и безмятежность, контрастирующие с демонстративной яркостью олимпиек. Хотя сама Гестия не состоит в браке, она, будучи покровительницей дома и очага, обеспечивала стабильность и прочность семейных уз.

Гестия олицетворяет анимус, интровертивно выраженный через тип женщины, склонной держаться в тени: сильная и молчаливая, она редко вступает в споры, предпочитая спокойно заниматься своим делом. Создавая образ девы, тесно связанной с домом и семьей, греки явно намекали, что духовному искателю вовсе не обязательно отстраняться от общественной жизни ради благих дел. На самом деле человек, способный включиться в повседневную суету, сохраняя при этом объективный взгляд на вещи, может скорее помочь окружающим сохранить равновесие в водовороте семейной жизни.

Кроме заботливых нянь, медсестер, врачей и реформаторов, которые поставили благосостояние других выше собственных нужд и желаний, этот архетип также проявляется в авторах неизменно популярных журнальных колонок, где читатель может поделиться своей болью и попросить совета у «доброй тетушки». Причем эти колонки с интересом читают как мужчины, так и женщины.