I. Хлеб в инструментальной функции

1. В профилактических актах: хлебом хоронят смерть — ставя его на место смерти стойком (блр.) (по смежности эта магическая способность хлеба переносится и на квашню) или рассыпая зерно вслед погребальной процессии и т. п.; хлеб оберегает живых от смерти, увеличивая их жизненную потенцию, противящуюся смерти (гробовщики не должны копать могилу натощак); хлеб выступает как откуп живых, возвращение мертвым их доли с целью предохранения живых от их присутствия.

2. В гиластических (умилостивительных) актах. Хлеб выступает в функции жертвы, за которой должно последовать плодородие, зависящее от мира мертвых («Нех они в мире почивают да нам хлеб-соль засылают»).

Эту функцию можно увидеть и в хлебных приношениях на могилу, и в пире для «душек», и в жертвах нищим, бобылям, старикам. Во всех этих магических действиях хлеб выступает как метафора жизненной силы (vis vitalis), с большей или меньшей активностью противостоящей смерти.

II. Хлеб в объектной функции

Хлеб подвергается опасности в присутствии смерти; магические обрядовые действия направлены на сохранение хлеба: пока покойник в доме — хлеб (зерно) ворошат и перетряхивают, чтоб оно не потеряло споры; нельзя есть хлеб и ронять крошки в сторону покойного; нельзя есть хлеб во время погребальной процессии; чтоб удержать в доме хлеб, хозяйка, принимая каравай, садится на место покойного (закарп, [Богатырев 1971,268-270]). Хлеб, с которым совершаются подобные действия, воплощает на предметном уровне достаток, маеток, в широком смысле — материализованную долю живых.