Занятие 21. Связи между явлениями с точки зрения статистики

1. Типы и характеристика связей

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг—важнейшая функция работников коммерческих служб: менеджеров, коммерсантов, экономистов. Особую актуальность это приобретает в условиях рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияния объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирования товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса.

При этом важно, что изучение связи показателей коммерческой деятельности необходимо не только для установления факта наличия связи. В целях научно обоснованного прогнозирования и рационального управления механизмом рыночных отношений важно выявленным связям придавать математическую определенность. Без количественной оценки закономерности связи невозможно доводить результаты экономических разработок до такого уровня, чтобы они могли использоваться для практических целей.

Изучая коммерческую деятельность с количественной стороны, статистика призвана придавать выявленным на основе положений экономической теории связям количественные характеристики. Это осуществляется в экономико-статистическом анализе с помощью соответствующих приемов и методов статистики и математики.

Статистические показатели коммерческой деятельности, отображая объективную взаимообусловленность и взаимозависимость отдельных сторон коммерческой деятельности, могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной.

Балансовая связь показателей коммерческой деятельности характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием. Свое проявление она получает, например, в формуле товарного баланса:

Он+П=В+Ок;

где Он—остаток товаров на начало изучаемого периода; П—-поступление товаров за период; В — выбытие товаров в изучаемом периоде; Ок — остаток товаров на конец периода.

Левая часть этой формулы характеризует предложение товаров (Он+П), а правая часть—использование товарных ресурсов (В+Ок). Важное практическое значение формулы товарного баланса состоит в том, что при отсутствии количественного учета продажи товаров на основе этой формулы определяют величину розничной реализации отдельных товаров.

Компонентные связи показателей коммерческой деятельности характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители:

а = Ь * с.

В статистике коммерческой деятельности компонентные связи используются в индексном методе выявления роли отдельных факторов в совокупном изменении сложного показателя. Так, например, индекс товарооборота в фактических ценах Iqр представляет произведение двух компонентов — индекса товарооборота в сопоставимых ценах Ip и индекса цен Iq, т. е. Iqр =Ip * Iq .

Важная практическая значимость показателей, состоящих в компонентной связи, в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов: Iq = Iqр :Ip , или . Ip = Iqр : Iq

Факторные связи в коммерческой деятельности характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие — как результативные. По своему характеру этот вид связи является причинно-следственной (детерминированной) зависимостью.

В свою очередь, факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака у всецело обусловлено действием факторного признака х: у=f(х).

Примером функциональной связи является зависимость длины окружности C от радиуса (r): C=2πr.

При корреляционной связи изменение результативного признака у обусловлено влиянием факторного признака х не всецело, а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов :

.

По своему характеру корреляционные связи — это связи соотносительные. Примером корреляционной связи показателей коммерческой деятельности является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи помимо факторного признака — объема товарооборота х на результативный признак (сумму издержек обращения у) влияют и другие факторы, в том числе и неучтенные: . Поэтому корреляционные связи не являются полными (жесткими) зависимостями.

Характерной особенностью функциональной связи является то, что она проявляется с одинаковой силой у каждой единицы изучаемой совокупности. Поэтому, установив при изучении любой единицы совокупности ту или иную закономерность, ее можно распространить как на каждую единицу, так и на всю изучаемую совокупность. Знание функциональных зависимостей позволяет абсолютно точно прогнозировать события, например наступление солнечных затмений с точностью до секунды.

Иное дело при корреляционных связях. Здесь при одном и том же значении учтенного факторного признака возможны различные значения результативного признака. Это обусловлено наличием других факторов, которые могут быть различными по составу, направлению и силе действия на отдельные (индивидуальные) единицы статистической совокупности. Поэтому для изучаемой статистической совокупности в целом здесь устанавливается такое соотношение, в котором определенному изменению факторного признака соответствует среднее изменение признака результативного.

Следовательно, характерной особенностью корреляционных связей является то, что они проявляются не в единичных случаях, а в массе. Поэтому изучаются корреляционные связи по так называемым эмпирическим данным, полученным в статистическом наблюдении. В таких данных отображается совокупное действие всех причин и условий на изучаемый показатель.

При статистическом изучении корреляционной связи определяется влияние учтенных факторных признаков при отвлечении (абстрагировании) от прочих аргументов. Применяемый таким образом способ научной абстракции хотя и ведет к некоторому упрощению (аппроксимации) реального механизма связи, но делает возможным установление закономерностей взаимодействия изучаемых показателей, что позволяет, не прибегая к экспериментированию, получать количественные характеристики корреляционной связи.

2. Виды и формы связей

Существующие виды и формы связей могут различаться по существу, характеру, направлению, тесноте, аналитическому выражению.

По направлению различают связи прямую и обратную. Прямой будет являться связь, при которой с ростом значений факторного признака растут значения результативного признака. Если с увеличением значений одного признака величина другого признака, от него зависящего, уменьшается, то такая связь будет являться обратной.

По аналитическому выражению различают связи линейные и нелинейные. Линейной называют такую связь, которая может быть выражена аналитическим уравнением прямой линии. Связь же, которая может быть выражена уравнением какой–либо кривой линии, называется криволинейной (гиперболы, параболы, логарифмической, степенной, показательной и др.).

Аналитическим уравнением точно выражаются только функциональные связи. Корреляционные связи аналитически могут быть выражены только приближенно. Вид уравнения один и тот же в обоих случаях.

По тесноте связи между социальными или экономическими явлениями выделяют связи слабые и сильные (тесные), которые измеряются с помощью специальных коэффициентов. Связь двух признаков выявляет парную корреляцию, а влияние нескольких факторных признаков на результативный выявляет многофакторную (множественную) связь.

Статистические показатели, выражающие экономические процессы, обусловлены многими причинами и факторами. Они связаны определенными зависимостями, отражающими связи между общественными явлениями, и имеют большое практическое значение.

Важной задачей экономической работы является выявление тенденций и закономерностей развития разнообразных экономических процессов и причин, их обусловливающих, что очень важно при подготовке обоснованных оптимальных решений.

. . .