Бихевиоризм:история возникновения и основные идеи
Во втором десятилетии 20 века наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой. Психологи - функционалисты переписывали правила, используя психологию в том виде, в котором она врядли могла быть принята в Лейпциге и Корнелле.
Движение функционализма было не столько революционным, скольком эволюционным. Функционалисты не стремились намеренно изничтожать концепцию Вундта и Титченера. Вместо этого они внесли в нее некоторые коррективы , и вот с течением времени возникла новая форма психологии. Это была скорее тихая перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Лидеры функционалистов видели свою роль не столько в разрушении прошлого, сколько в построении нового на основе старого. Поэтому переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.
Такова была ситуация в области психологии в США во втором десятилетии ХХ века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные позиции.
Новоетечение получило название бихевиоризма, а его лидером стал Джон Уотсон. Основные положения бихеоваризма был просты, смелы и прямы. Он признавал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах "стимул - реакция". Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как "образ", "разум", "сознание", которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, - для науки о поведении потеряли всякий смысл.
Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никогда и никто " не видел, не трогал, не нюхал, не пробывал на зуб, и не двигал" сознания. Сознание - "это не более, чем научное допущение, столь же не доступное для опытной проверки, как старое понятие души". Методы итроспекции, которые предпологают существование сознательных процессов, оказались, таким образом, совершенно неуместными и не имеющими отношения к науке о поведении.
Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном - они развивавлись в психологии и биологии в течении многих лет. Уотсон, как и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали интелектуальному духу времени. Здесь мы рассмотрим те основные силы, которые Уотсон столь успешно свел воедино, чтобы сформировать основную систему психологии: 1.филосовские традиции объективизма и механицизма, 2.зоопсихологию, 3.функциональную психологию.
Настойчивое требование Уотсона большей объективности в психологии для 1913 года было чем -то необычным. Такой подход имел длинную предысторию. Наиболее важной фигурой в истории объективизма был французский филосов Огюст Конт, основатель учения получившего название позицивизма и ставившего во главу угла только позитивное знание (факты), истинность которых не вызывает сомненией. Уотсон редко обсуждал положения позитивизма - как и большинство американских психологов, но все они действовали, как позицивисты, даже если отказывались навешивать ярлыки.
Таким образом, к тому времени, когда Уотсон начал работать над бихевиоризмом, объективисткие, материалистические и механистические влияния были достаточно сильны. Их воздействия были настолько сильны, что неизбежно приводило к появлению нового вида психологии, в которой не упоминалось ни душа, ни сознание, ни разум, - психологии, которая принимала во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Неизбежным результатом этого подхода стало появление науки о поведении, которое рассматривает людей как некие машины.
9.5 Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения.
Рефлексолгия- это естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в начале 20 века главным образом в России. Основоположником рефлексологии был В.М.Бехтерев.
В основе рефлексологической теории находилось положение о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который рано или поздно не проявлялся бы внешне, т.е. в поведении.
По определению Бехтерева, рефлексология представляет собой дисциплину, изучающую человеческую личность со строго объективной, био-социальной точки зрения. Она рассматривает все прояления психической деятельности с объктивной стороны, ограничиваясь только внешними особенностями действий человека, его мимики и жестов, голоса и речи и т.д. с точки зрения рефлексологии человек является не только живым организмом, но и "биосоциальным существом" , действующим не только в зависимости от окружаюшей его природы, но также и в зависимости от социальной среды. Отделы прежней психологии об интеллекте, чувстве, памяти ,воли, внимании Бехтерев в рефлексологии заменяет новыми главами о личных и высших рефлексах, о мимико-соматических рефлаксах, о рефлексах сосредоточения, о репродуктивных рефлексах и т.д.
Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как твердую точку опоры для научных выводов. При этом имелась ввиду не только регистрация рефлексов, но и соотнесение их с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальным источником реакций. Рефлексологи стремились устранить термины, которые употреблялись в субъективной психологии( вместо "внимания" применялось понятие "сосредоточение", вместо "память"-"следы" ).
В противоположность субъективной психологии, отрывавшей психические процессы от мозга, рефлексология рассматривала психическую деятельность в связи с нервными процессами, широко используя материалы физиологии.
Рефлексология разрабатывалась большим коллективом научных работников, учениками и сотрудниками Бехтерева в Государственнойпсихоневрологической академии, где он являлся президентом, в институте по изучению мозга, где он был директором, в ряде высших учебных заведений Ленинграда(Государственный институт медицинских знаний, Ленинградский медицинский институт, Институт педологии и дефектологии и др.), где он читал лекции и руководил научной работой, а также группой харковских психологов, физиологов и психиатров-сотрудников Украинского психоневролоческого института и других научных учреждений столицы Украины. Значение теоретического содержания "рефлексологии", а также критики по ее адресу весьма велико для понимания процесса развития психологической мысли в рассматриваемый период.
По своему происхождению рефлексология человека восходила к разрабатываемой Бехтеревым еще до революции так называемой "объктивной психологии", или "психорефлексологии".Первая обощающая статья по объективной психологии была помещена в 1904 году в редактируемом В.М.Бехтеревым журнале "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" и называлась "Объективная психология и ее предмет". Основные принципы объективной психологии сохранились и в "психорефлексологии". В предисловии к книге "Общие основания рефлексологии"(1918) Бехтерев считает нужным специально оговорить употребление нового термина "рефлексология" вместо "психорефлексология" и "объективная психология", подчеркивая вместе тем приемственность рефлексологии по отношению к двум первым вариантам его учения. Рассматрение основных положений рефлексологии человека свидетельствует, что , добавляя на протяжении 20ти слишним лет новые факты и положения в свою психологическую систему, Бехтерев оставил вне прикосновенности основное ядро объективной психологии, как он сложилось в 1904-1908 годах.
Бехтерев стремился ухватить единой цепью закономерности все процессы мертвой и живой природы, в том числе все проявления человеческого обшества и человеческой личности. Вульгаризаторские тенденции в оценке и разработке проблем социальной психологии получили свое завершение в "Коллективной рефлексологии"(1921).
в последний период жизни Бехтерев обнаружил стремление распространить свои взгляды далеко за пределы собственно психологических областей знаний. рефлексология вторгается не только вобласть педагогики, патологии личности, биологии, зоолгии("патологическая рефлексология","рефлекксологическая педагогика и ортопедия","генетическая рефлексология", "зоорефлексология"),но и в сферу социологии, искусствоведения и других гуманитарных наук.
9.6 Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма
Оперантное поведение возникает без воздействий каких-либо внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной в том смысле, что внешне она никак не связана с каким-либо внешним раздражителем. Это вовсе не означает, что стимула, вызывающего ту или иную реакцию , не существует; это значит, что при возникновении данной реакции ни один стимул не является наблюдаемым. С эксперементальной же точки зрения, если стимул отсутствует, то он не применялся, а значит, и не наблюдается.
В отличие от респондентного поведения, оперантное поведение воздействует на окружающую организм среду.
Оперантное поведение крысы в ящике Скиннера является инструментальным в том смысле, что крыса достигает своего стимула (пищи). Когда крыса нажимает на рычаг, она получает пищу; а если не нажимает, то не получает. Таким образом крыса воздействует на среду.
Скиннер считал, что оперантное поведение характерно для повседневного научения. Поскольку поведение, как правило, носит оперантный характер, то наиболее эффективным подходом в науке о поведении является изучение обуславливания и угасания оперантного поведения.
Классическая эксперементальная демонстрация заключалась в нажатии на рычаш в скиннеровском ящике. В этом экперементе крыса, лишенная пищи, помещалась в ящик и получала полную возможность исследовать его . В ходе исследования она енизбежно должна была задеть рычажок, который приводил в действие механизм, выдвигающий полочку с пищей. После получения нескольких порций пищи, которые должны были служить подкреплением, у крысы довольно быстро формировался условный рефлекс. обратите внимание, что поведение крысы (нажатие на рычаг) оказывает воздействие на окружающую среду и является инструментом приобретения пищи. Зависимая переменная в этом эксперементе проста и понятна: это скорость реакции.
На основании этого эксперемента Скиннер сформулировал свой закон подкрепления, который гласит, что сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопроваждается подкрепляющим стимулом. Несмотря на то, что для формирования быстрой реакции нажатия на рычажок требуется практика, ключевым параметром все-таки является подкрепление. Практика сама по себе ничего не дает: она только предоставляет возможность возникновения дополнительного подкрепления.
Закон подкрепления Скиннера отличается от положений о научении у Торндайка и Халла. Скиннер вообще не касался таких последствий подкрепления , как боль-приятное ощущение или удовольствие- неудовлетворение, как это делал Торндайк. скиннер также не пытался интерпретировать подкрепление в терминах снижения воздействия побуждений, как это делал Халл. системы Халла и Торндайка были объяснительными, система Скиннера- строго описательной.
Синнер и его последователи провели огромную исследовательскую работу по проблемам научения - таких, как роль наказания в приобретении навыков, воздействий различных систем подкрепления, мера угасания оперантного обуславливания, наличие вторичного подкрепления и т.д.
Кроме крыс они работали и с другими подопытными животными, и с людьми, используя в качестве основного подхода тот же самый принцип "скиннеровского ящика". Если в качестве подопытных животных использовались голуби, то они должны были клюнуть в определенную точку или пятно;подкреплением являлась пища. Оперантное поведение людей включало в себя такие аспекты, как решение задач, подкрепленное похвалой или осознанием того, что был дан правильный ответ.
9.7 У истоков психоанализа.История науки о бессознательном
Становление психоанализа по времени совпадает с развитием других известных школ в психологии. Так , например, в 1885 году, т.е. в год выхода в свет первой кнтгт Фрейда и формального начала этого движения , ситуация была следующей: Вундту исполнилось 63 года, Титченеру было всего 28. Он только приступил к кразработке своей структурной психологи. Дух функционализма господствовал в США, еще не было ни бихевиоризма, ни гештальт-психологии, Уотсону исполнилось 17 лет, а Вертгеймеру 15.
Однако, ко времени смерти Фрейда(1939) ситуация существенно изменилась. Вундтовская психология, структурализм Титченера, функциональная психология- достояние истории. Гештальт- психология быстро завоевывала популярность, но безраздельным лидером американской психологии был бихевиоризм.
Все рассмотренные выше школы черпали вдохновение в основном из работ вундта, а психоанализ, напротив, не имел никакого отношения ни к университетским знаниям, ни к идеалу чистой науки. Он произростал в недрах психиатрической традиции, видевшей свою задачу в том, чтобы помогать тем людям, которых общество отвергло как психически больных. Именно поэтому психоанализ никогда не был психологической школой.Точнее не был школой, сопоставимой с другими школами.
Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла психологической мысли по свои целям, интересам и методам. Его предметом было аномальное поведение, что сравнительно мало интересовало остальные школы. Исходным методом- клиническое наблюдение, а не контролируемый лабораторный эксперимент. И, кроме того, психоанализ преимущественно интересовался безсознательным- темой , которая практически игнорировалась остальными школами.
На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали 2 источника:
1.философские концепции бессознательных психических феноменов
2.работы в сфере психопатологии
В самом начале 18 века Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией.Спустя столетие Иоганн Фридрих Гербарт развил эту теорию и сформулировал крнцепцию порога сознания. Густав Фехнер также оказал огромное влияние на развитие теории бессознательного. Как и Гербарт, он использовал понятие порога, это ему принадлежит образ психики как айсберга, который произвел такое сильное впечатление на Фрейда.
Таким образом, Фрейд не был первым, кто заговорил о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что философы до него уже много сделали в этой области. То новое , на что претендовал именно он , касалось способов исследования бессознательного.
Психоанализ был Своеобразным протестом против соматической ориентации. по мере достижения успешных результатов в области лечения душевнобольных многие ученые все более приходили к убеждению, что эмоциональные факторы играют в развитии болезни не меньшую, а зачастую и большую роль, чем поражение мозга или какие-то иные физические причины.