Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости.

К подростковому возрасту относят школьников 11 (12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Подростковый возраст - период второго вытяжения. Активизируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15-20 см. Конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому подростки часто производят впечатление неуклюжих.

Интенсивно развивается скелет. Возрастают рессорные функции позвоночника. Растут и развиваются скелетные мышцы.

Сердце увеличивается примерно в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденного. Повышается ударный объем выброса крови при сокращении и удлинении основных фаз сердечного цикла. Частота сердечных сокращений снижается. Соответственно возрастает сократительная способность сердечной мышцы.

Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, просветы еще узки. Поэтому кровоснабжение несколько затруднено. Под-ростки часто жалуются на головокружение и сердцебиение, а так-же на утомляемость. Это следствие недостаточного снабжения кровью сердца и мозга.

Мозг увеличивается в объеме и приближается к объему мозга взрослого человека. Изменяется архитектоника коры: усиливают-ся разветвления и растет протяженность отростков нервных кле-ток (нейронов). К 15 годам формируется зрелый тип функцио-нальной межполушарной асимметрии. Однако свойственная ле вому полушарию взрослых возможность опознания образов, его признаков выражена еще слабо. Поэтому у подростков еще нет важного звена в системе регуляции и контроля - возможности из-бирательного реагирования на воздействия внешней среды (или оно выражено слабо). Избирательность постепенно формируется в ходе индивидуального развития.

Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами, эмоциями. Жесте с тем процессы возбуждения чаще преобладают над процессами торможения. Для подростков характерна повы-шенная возбудимость. Задача педагога в данном случае - научить подростка управлять собой и своим поведением.

Больные эндокринные перестройки, которые идут в подрост-ковом возрасте, обеспечивают процесс роста и развития организ-ма и адаптации к внешним условиям.

Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накоп-ление признаков полового созревания. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно, периодически замедляясь до миниму-ма. Девочки-подростки всегда выглядят старше своих сверстников.

Общее физическое развитие подростков протекает быстрее, чем психическое.

В психическом плане подростковый возраст - период станов-ления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского об-раза жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ре-бенка возникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человека в этом мире. Основной сдачей подростка является усвоение социума, усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе. У них нередко возникает психологический кризис из-за разлаживания системы двух «психологических партнеров» - самооценки ребенка и общест-венной оценки его способностей.

Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», у них часто возникают противоречия между желаниями и возможностями. Возросшая физическая сила, расширение кругозора создают впечатление, что они могут многое, а на самом деле - их возможности ограничены. Возникает неудовлетворенность собой, которая приводит к срывам в отношениях с окружающими. В поведении появляются замкнутость, подозрительность, озлобленность.

Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность духовных потребностей становится причиной психологического дискомфорта. Нарушения невротической деятельности часто становятся причиной дезорганизации поведения, усугубляют конфликт ученика со школой. Неудовлетворенность собой вызывает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к ровесникам и негативно влияет на формирование личности.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится «деятельность общения» (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для подростка главным.

Ранняя юность начинается ориентировочно с 15 (16) лет. В этом возрасте заканчивается третий возрастной кризис (начавшийся в 12-13 лет), обычно называемый переходным, и начинается новый этап жизни человека.

Юность,как и любой период жизненного пути, тесно связана с существующей в обществе возрастной стратификацией - системой взаимодействия возрастных страт (слоев). Особенности юношеского возраста надо рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями других возрастов. Юность - пора сильных многообразных переживаний. Чувства у юношей разнообразны по содержанию и направленности, они значительно более осознанны, чем у подростков.

Юноши способны управлять своими чувствами и регулировать их внешнее проявление. У них укрепляется воля, развивается волевая активность, выдержка и самообладание. Наблюдается ярко выраженная тенденция к самовоспитанию. В 15 лет (а иногда начиная с 14-и) закладывается «фундамент» личности, формируются ее устойчивые интересы.

В физиологическом отношении завершается период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы значительно ослабляется, соответственно снижается возбудимость. Юноши значительно спокойнее подростков.

Продолжается функциональное развитие головного мозга и коры больших полушарий - его высшего отдела. Идет развитие теоретического мышления.

В этом возрасте стабилизируются психические процессы, что очень важно для работы с 15-17-летними школьниками.

В юношеском возрасте наблюдается усиление тенденции к общению со взрослыми. Это обстоятельство нужно учитывать классному руководителю в воспитательной работе с детьми данного возраста.