Этапы, ход и результаты реформ экономических преобразований 90-х годов

В реформировании российской экономики можно выделить несколько этапов: 1990 – 1994 гг.; 1995 – август 1998 г.; август 1998 г. - по настоящее время.

Центральными событиями первого этапа реформ стали либерализация цен и торговли, структурная перестройка, начавшийся процесс приватизации общенародной собственности, становление институтов рыночной экономики.

Первым радикальным шагом нового правительства стало «размораживание» цен. По замыслу реформаторов, резкий отпуск цен на большинство товаров и услуг с января 1992 г. должен был ограничиться во временном масштабе полугодием и выполнить несколько задач: снизить давление «денежного навеса» на потребительский рынок; привести денежную массу в соответствие с количеством товаров и услуг; стабилизировать продовольственный рынок. При этом предполагалось, что цены вырастут не более чем в 3-10 раз, будет установлен контроль за ростом цен.

Однако процесс ценообразования пошел стихийно. Это было обусловлено, во-первых, инфляционными ожиданиями хозяйствующих субъектов, во-вторых, повышенным спросом населения, которое спешило приобрести товары «впрок», в-третьих, действием ряда коммерческих банков, которым было выгодно постоянное обесценивание рубля. В результате к концу1992 года цены выросли в 100-150 раз, продукты питания оказались не всем доступны, сбережения граждан страны были обесценены.

Одновременно принимались и другие меры по либерализации экономики, которые предусматривали расширение свободы действий хозяйствующих субъектов, раскрепощение предпринимательства.

Еще в декабре 1990 года в Российской Федераци был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым было разрешено учреждать частные предприятия, различные товарищества, общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО) открытого и закрытого типов. АО получили право выпускать свои акции, распространять их внутри трудового коллектива, продавать всем желающим.

В 1992 г. была проведена либерализация внутренней торговли, началась либерализация внешнеэкономической деятельности. Хозяйствующие субъекты получили право напрямую заключать контракты с зарубежными партнерами. Некоторые крупные договоры подкреплялись гарантиями правительства России. Монополия государства на внешнюю торговлю была, таким образом, ликвидирована.

В условиях гиперинфляции, сокращения производства, сжатия объемов денежной массы (что соответствует монетарной теории) предприятия стали испытывать острую нехватку свободных денежных средств, чтобы рассчитаться с производственными партнерами. Возник кризис неплатежей. Своеобразным выходом из создавшегося положения стал бартер (обмен) готовой продукцией между хозяйствующими субъектами. Возникли серьезные перебои с выплатой зарплат, пенсий и пособий.

Под напором хозяйственников правительство Ельцина – Гайдара, а затем Черномырдина (с декабря 1992 г.) пошло на ряд отступлений от провозглашенного в 1991 году экономического курса. Так, весной – летом 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, отложен вопрос о либерализации цен на энергоносители. С 1993 года стали осуществляться отдельные протекционистские меры по защите отечественного предпринимательства от иностранной конкуренции. Но эти и другие меры не остановили резкий спад производства, кризис неплатежей, серию банкротств в индустриальном и аграрном секторах экономики. Происходило увеличение внешней задолженности страны, росла безработица, усилилась социальная напряженность в обществе.

На первом этапе реформ значительных изменений в структурной перестройке промышленности не произошло. Часть предприятий сменила вывеску, но работала по-старому, надеясь на дотации со стороны государства и гарантированный сбыт продукции. Некоторые положительные сдвиги в отдельных отраслях, главным образом ориентированных на экспорт, не меняли общей картины. Кризис в промышленности продолжал углубляться.

Реформы проводились и в аграрном секторе экономики. Они начались с земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов. Трудовые коллективы получили в совместную собственность землю и основные средства производства, которые были разделены между работающими и пенсионерами на паи. При этом земля делилась поровну, а имущество – по стоимости и в соответствии с трудовым стажем работников. Последним было предложено три варианта реорганизации колхозов и совхозов: сохранение прежней формы хозяйствования, создание фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, организация акционерных обществ. Колхозы и совхозы в основном были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы.

Особое внимание в начале 90-х годов было уделено становлению фермерского слоя в деревне, поскольку фермер рассматривался как социальная опора новой власти. Согласно законодательству начала 90-х годов, государство было обязано помогать фермерам. Так, правительство выделяло льготный кредит на обустройство хозяйства (в 1991 – до 69 млн. (неденоминированных) рублей в год, в 1992 – 26 млн. рублей, 1994 – 1 млн. рублей). Кроме того, местные власти должны были оказывать помощь фермерам в возведении производственных объектов и жилья, строительстве дорог, мелиорации земель и т.п. Эти меры дали толчок росту рядов фермеров (с 5 тыс. человек в 1991 г. до 210 тыс. в 1993 г.). Но начавшийся с 1992 года резкий спад в экономике существенно ограничил и помощь фермерам, и основы их развития. Рост фермерского движения замедлился. Тысячи фермеров обанкротились.

Главным направлением экономических преобразований 90-х годов стала приватизация общенародной (государственной) собственности. Целями приватизации были провозглашены: повышение эффективности работы предприятий, ликвидация их дотационности, создание конкуренции среди производителей, привлечение инвестиций в производство.

29 декабря 1991 года были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году», в соответствии с которыми определялись нормативы и процедура приватизации. Были намечены три способа приватизации. Первый способ предусматривал безвозмездную передачу права собственности на имущество приватизируемых госпредприятий всем гражданам России. Но поскольку имущество поделить было трудно, то взамен физического деления приватизируемых объектов разделили их общую стоимость в ценах 1991 года. На каждого россиянина пришлось по 10 тыс. рублей. На эту сумму каждому жителю России выдали приватизационный чек (ваучер). Предполагалось, что граждане России будут вкладывать ваучеры в акции приватизационных предприятий, в специально созданные фонды и в дальнейшем получать дивиденды от прибыли предприятий. Для аккумуляции ваучеров в 1993 году стали создаваться чековые инвестиционные фонды. Второй способ приватизации предусматривал передачу права собственности на имущество государственных предприятий трудовым коллективам. Последним были предоставлены льготы: 25 % акций им давалось бесплатно, в виде привилегированных акций, а часть акций - на выгодных условиях. Однако на практике большая часть акций попала в руки директоров предприятий, поэтому этот вариант был назван «директорской приватизацией». Третий способ приватизации – денежный. Предусматривались продажа имущества предприятия за деньги на аукционе или аренда предприятия с последующим выкупом.

До середины 1994 г. проводилась ваучерная приватизация. Денежный этап приватизации развернулся в полную силу с 1995 года. Именно на этом этапе началась острая борьба между претендентами за крупную госсобственность стратегического назначения (сырьевые ресурсы, транспорт, связь и другое). В конкурентной борьбе принял участие и иностранный капитал.

Помимо объектов индустриального сектора приватизации подлежали земельный, жилищный фонды, сфера обслуживания, средства массовой информации, часть санаторно-культурного комплекса, находившегося на балансе предприятий, организаций и ведомств.

Приватизация земли началась с конца 1990 года, когда была введена частная собственность на землю. Передача земли в частную собственность производилась органами местного самоуправления за плату и бесплатно. В переделах нормы земля передавалась бесплатно владельцам дач, личных подсобных хозяйств, фермерам. Колхозникам и рабочим совхозов после реорганизации колхозно-совхозной системы (1991 – 1994 гг.) были выделены земельные доли и имущественные паи. Земельные доли можно было обработать единолично, сдавать в аренду, оставить в реорганизованном хозяйстве. Большинство селян оставили свои земельные участки в хозяйствах, получая за их использование определенную часть урожая и прибыль от реализации продукции.

Характерной особенностью первого этапа реформирования стало становление институтов рыночной экономики, в том числе коммерческой банковской системы. Большинство коммерческих банков, получивших лицензию Госбанка России на осуществление банковских операций, получили статус универсальных банков. Они осуществляют обширный набор операций и предоставляют своим клиентам полное финансовое обслуживание. Кроме универсальных банков были созданы специализированные кредитно-финансовые институты (ипотечные банки, паевые фонды, сегментированные банки, то есть сориентированные на какую-то сферу или сектор экономики, лизинговые и страховые компании). Но на первом этапе реформ значительная часть банков имела небольшой по размерам уставной капитал и вела конкурентную борьбу за вкладчиков, обещая порою фантастические процентные ставки. На 1 августа 1995 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 2579 коммерческих банков, а число их филиалов превысило 5,6 тыс. (без учета 40 тыс. отделений Сбербанка РФ).

Серьезные изменения произошли в финансовой системе страны в целом. Вместо централизованной финансовой системы, в которой главенствующую роль играл единый государственный бюджет, а государственный банк был единым расчетным и кассовым центром, появились три самостоятельных уровня бюджетной системы (федеральный, региональный, муниципальный); два достаточно самостоятельных уровня банковской системы (государственные и коммерческие банки); многочисленная система государственных и негосударственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования и другие), через которые стала осуществляться половина всех социальных расходов в государстве. Это привело к децентрализации финансовых ресурсов.

По мнению ученых-финансистов, децентрализация финансовых ресурсов имела ряд негативных последствий. Она привела к сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением, создала возможности махинаций в финансовой сфере и обострило финансовую ситуацию в стране. Так, формирование финансового рынка и массы всевозможных небанковских кредитных организаций (чековых, приватизационных, инвестиционных и им подобных фондов) сопровождалось созданием различных финансовых пирамид («МММ», «Русский дом Селенга», «Чара» и др.). По подсчетам правоохранительных органов, устроители пирамид собрали с населения десятки млрд. долларов. Крушение пирамид обездолило часть населения страны. Этому способствовало и резкое падение курса рубля по отношению к доллару. В результате у граждан России возросло недоверие к национальной валюте и стремление перевести свои деньги в иностранную валюту. Стал нарастать процесс долларизации экономики.

Таким образом, первый этап реформ, положивший начало перехода от одной модели экономического развития к другой, сопровождался большими социально-экономическими трудностями. Но уже в это время был создан каркас рыночной экономики.

На втором этапе реформирования российской экономики (1995 – август 1998 гг.) появились первые признаки макроэкономической стабилизации: снизились уровень инфляции (до 4-5 % в месяц) и темпы роста цен на ряд товаров; подешевели государственные кредиты; потребительский рынок стал насыщаться товарами; стабилизировалась динамика курса рубля к доллару; появились признаки оживления в некоторых отраслях промышленности. Так, в 1997 году выпуск продукции полиграфии вырос на 7,1 %, легковых автомобилей – на 13,5 %, автобусов – на 21,6 %, персональных ЭВМ – на 29,8 %. Прирост был обеспечен благодаря активной деятельности малых и совместных предприятий и фирм. В 1996 году их насчитывалось 950 тысяч и они создавали 12 % ВВП. Больше всего предприятий малого бизнеса было создано в торговле, промышленности и строительстве (75 % от общего числа).

Несмотря на определенные позитивные сдвиги, спад в индустриальном и аграрном секторах экономики продолжался. Отдельные отрасли находились на грани остановки. Так, в легкой промышленности спад составил до 90 %, в ВПК – до 94 %. В сельском хозяйстве пострадали трудоемкие отрасли (животноводство, овощеводство, виноградарство и т.д.). На производство сельскохозяйственной продукции и ее сбыт существенное давление оказывал импорт продовольствия. В таких крупных мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург объем импортных продуктов питания доходил до 50-60 % в общем объеме поставок. К тому же импортные продукты были дешевле отечественных и привлекательнее по внешнему оформлению.

На втором этапе реформ усилились межрегиональные различия в уровнях жизни населения, появились депрессивные регионы с высокой безработицей и низким жизненным уровнем, усилился процесс обезлюживания обширных частей страны (Центр и Северо-Запад России, Заполярье, Дальний Восток) из-за оттока экономически активного населения в регионы-доноры или в свободные экономические зоны. Для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в первой половине 90-х годов был создан Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Но помощь из этого фонда с каждым годом снижалась.

В период перехода к рынку правительство, исходя из либеральной концепции реформирования, пошло по пути сокращения функций государства, в том числе в области распределения национального дохода. Как отрасли экономики, так и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства. Следствием этого систематической стала несвоевременная выплата заработной платы прежде всего бюджетникам пенсий и социальных пособий, резкое сокращение финансирования медицины, образования, культуры, науки. В связи с этим вырос внутренний долг государства перед гражданами страны.

По мнению ряда ученых-экономистов, ограничение роли государства либерал-реформаторами создало дополнительные трудности в трансформации экономики России. Место государства на макроэкономическом уровне занял монополизм худшего вида – всевластие корпораций и олиграхов. В результате основная денежная масса начала обращаться на финансовом рынке, выполняя чисто спекулятивные функции. Инвестиции в реальный сектор экономики сократились, а государственная казна не получала необходимого количества налогов. Усилился отток капитала за границу (по разным данным - 20-30 млрд. долларов в год). Хроническим стал дефицит бюджета.

Для покрытия бюджетного дефицита Центробанк с 1994 г. начал выпуск государственных ценных бумаг. Последние выпускались в виде трех- и шестимесячных государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигации Федерального Займа (ОФЗ). Для их быстрейшей реализации были установлены высокие ставки доходности, которые порой составляли 120-150 %. К покупке ценных бумаг были привлечены как отечественные резиденты (банки, компании, финансово-промышленные группы, частные лица), так и иностранные кредиторы (нерезиденты). Они вложили в ГКО - ОФЗ 3,1 млрд. долларов США. Кроме того, в I-м квартале 1998 года правительство эмитировало (выпустило в обращение) семилетний еврооблигационный заем в немецких марках на сумму 1,25 млрд. немецких марок из расчета 9,37 % годовых. Но со временем денег на оплату процентов по ценным бумагам становилось недостаточно, а выпуск новых облигаций не покрывал расходов. Государственная финансовая пирамида грозила рухнуть.

Мировой кризис 1997 – начала 1998 г. на финансовых рынках Юго-Восточной Азии, Кореи, Японии ускорил наступление валютно-финансового кризиса в России. Владельцы ГКО и ОФЗ стали избавляться от облигаций и забирать денежные вклады. 17 августа 1998 г. Центробанк объявил о расширении обменного курса валюты, то есть практически о девальвации рубля; о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по ГКО. Отказ правительства от условий погашения ГКО – ОФЗ по существу означал банкротство государства-должника, или дефолт.

С дефолта 1998 года начался третий этап развития российской экономики. Следует отметить, что последствия дефолта имели разноплановый характер. С одной стороны, имелись ощутимые потери. Так, курс доллара вырос в 4,5 раза, а рубль в очередной раз девальвировался; котировки ценных бумаг снизились в 7 раз, курсы акций – в 10-15 раз; цены на некоторые товары поднялись в 3 раза. Сотни мелких банков разорились, а их вкладчики потеряли свои сбережения. Приостановился приток иностранных инвестиций в экономику страны. В то же время августовский дефолт и девальвация рубля привели к оживлению некоторых отраслей экономики (пищевой, текстильной и др.), поскольку у них появились стимулы к выпуску продукции из-за удорожания импорта.

В целом для третьего этапа характерно усиление позитивных моментов в развитии промышленности, сельского хозяйства, высокая прибыль от экспорта сырьевых ресурсов. В результате в конце 90-х годов наметился рост ВВП и национального дохода страны (в пределах 3-4 % в год). Вместе с тем, в индустриальном и аграрном секторах экономики сохранялся целый ряд проблем, в том числе отсутствие притока инвестиций. За последние 10 лет в промышленности России снизилась инновационная активность. Если в 1992 году 15,3 % предприятий участвовали в выпуске новой высокотехнологической продукции, то к началу XXI века этот показатель снизился до 9,2 %. Чрезвычайно мала и доля экспорта инновационной продукции. В этом плане разрыв между Россией и США составляет 1:70.

Во второй половине 90-х годов перед правительством остро встала проблема выплаты внешнего долга. К концу ХХ века внешний долг России превысил 140 млрд. долларов. Часть долга досталась России от СССР, поскольку Российская Федерация объявила себя правопреемницей Советского Союза. Другая часть долга накопилась за 90-е годы. По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития наша республика занимает шестое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии.

Для погашения долга Россия должна была ежегодно выделять от 15 до 20 млрд. долларов, однако собрать такие набирались суммы не удавалось. Правительство Российской Федерации вело переговоры с членами Парижского и Лондонского клубов по поводу реструктуризации долгов. В 1995 году были подписаны соглашения о переоформлении внешнего долга на последующие 20-25 лет. Однако отсрочка касалась лишь погашения капитальной суммы долга, но не выплаты процентов по нему. Только в 1999 году сумма процентных платежей составила 17,5 млрд. долларов США. Кроме того, задолженность по ГКО – ОФЗ приблизилась к 20 млрд. долларов США.

Огромный объем задолженности страны и хронический дефицит бюджета заставляли правительство искать новые источники пополнения государственной казны. В связи с этим серьезное внимание было обращено на реформы в области ЖКХ, естественных монополий, налоговой системы.

Целью реформы ЖКХ является перевод коммунального хозяйства на рельсы рыночной экономики. При этом предусматривалось, что коммунальная сфера станет самоокупаемой, среди обслуживающих жилищный фонд структур возникнет конкуренция, произойдет поэтапное повышение цен за предоставленные услуги и жилье, определенное количество домов муниципалитета перейдет на баланс товариществ собственников жилья (ТСЖ). Правительство и региональные власти надеялись сократить затраты, выделяемые из регионального и федерального бюджетов на поддержание жилищного фонда и инфраструктуры коммунального хозяйства.

Однако на практике реформирование ЖКХ встретило немало трудностей. Прежде всего, сказалось отсутствие инвестиций, необходимых для структурной перестройки коммунального хозяйства. Низкий уровень жизни большинства россиян не позволил региональным властям перейти к 100 % взиманию оплаты за коммунальные услуги и жилье в назначенные сроки. Конкурентность в сфере ЖКХ только начала появляться в крупных городах.

Основным и стабильным источником пополнения государственной казны являются налоги. Особенно остро встал вопрос о налогах после кризиса 1998 года, когда для погашения долговых обязательств пришлось изъять из федерального бюджета в 1998 году 50,4 млрд. рублей, а в 1999 году – 67,8 млрд. рублей.

Для компенсации потерь в бюджете правительство и региональные власти встали на путь повышения налоговых отчислений. В связи с этим значительно выросли косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). В результате в федеральном бюджете РФ 1999 года косвенные налоги составили 68 % от общей суммы доходов бюджета. Всего же доходность бюджета на 84 % покрывалась за счет сбора налогов.

Было изменено взимание подоходного налога с физических и юридических лиц. Прогрессивное налогообложение не стимулировало людей с высокими доходами к их открытому декларированию. Поэтому в конце 90-х годов правительство подготавило законопроект о переходе от прогрессивного налогообложения к единому (13 %) налогообложению для физических и юридических лиц. Эта мера, конечно, была социально несправедливой, но рассматривалась как вынужденная и временная.

К концу ХХ века в России, в основном, были реализованы либеральные идеи, которые были заложены в программе правительства Ельцина – Гайдара. После широкомасштабной приватизации сформировался институт частной собственности. В частные руки перешли 9/10 объектов промышленности, 70 % государственных предприятий, 84 % малых предприятий в сфере обслуживания и торговли. Землей владеют 40 млн. россиян. Из них 12 млн. человек – собственники земель сельскохозяйственного назначения. Это – бывшие колхозники и рабочие совхозов. Они ведут свое хозяйство или индивидуально, или объединившись в СПК, ТОО и другие формы хозяйствования. По степени концентрации объектов собственности в частных руках Россия стала одной из самых капитализированных стран мира.

Монетаристскими методами в течение ряда лет правительству удалось добиться денежной стабилизации, снизить темпы инфляции. Сформировался новый, корпоративный сектор экономики, представленный акционерными обществами. К 1999 году было образовано 31 тыс. открытых акционерных обществ. За годы реформ изменилась система ценообразования на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Ценообразование теперь стало зависеть от коньюнктуры рынка, то есть от спроса и предложения на товары, продукцию, услуги.

Результаты преобразований в сельском хозяйстве к концу 90-х годов были менее значительны, чем в промышленности. В течение 10 лет (1990 – 2000 гг.) аграрный сектор экономики находился в глубоком экономическом кризисе. Произошло существенное сокращение производства сельскохозяйственной продукции. Часть сельхозпродукции выращивается с использованием допотопных технологий. Чтобы обеспечить село техникой, была введена лизинговая система, воссозданы МТС. И хотя после дефолта 1998 года продовольственный рынок стал больше насыщаться отечественной продукцией, положение в аграрном секторе остается сложным.

Наряду с преобразованиями в реальном секторе экономики, шло становление рыночной инфраструктуры экономики. Для ее функционирования в 90-е годы была создана правовая база. Приняты и действуют законы о собственности, о приватизации, о банкротстве неплатежеспособных предприятий, о банках, ценных бумагах, службе занятости и др. Была сформирована инфраструктура рынка: товарные биржи, финансовые фонды и компании, акционерные общества и т.п. Возникла разветвленная система коммерческих банков с многочисленными филиалами. Вместе с тем, как показал дефолт 1998 года, банковская система не имела прочной устойчивости и резервности. После краха ряда крупных и мелких банков остро встала проблема гарантированности вкладов населению. Приметами рыночной экономики также стали свободные экономически зоны, созданные, в основном, в приморских и приграничных районах.

Вместе с тем, очевидны издержки, негативные последствия проведенных экономических преобразований. К ним следует отнести долголетний спад производства, особенно в сельском хозяйстве; разрушение научно-производственного потенциала страны. Смена государственной собственности на частную и акционерную не привела к реальному оздоровлению экономики. В 1998 году убыточные предприятия в госсекторе составляли 41 %, а в негосударственном – 48 %. В сельском хозяйстве доля фермерских хозяйств в общем объеме произведенной продукции была незначительной. «Теневая» экономика продолжает существовать; туда активно внедрился криминальный элемент. Внешний долг России (без учета долга СССР) за 10 лет вырос в два раза. К 2000 году внутренний долг государства перед гражданами страны приблизился к сумме в 600 млрд. рублей.

Огромными оказались социальные издержки реформ. В результате ускоренной приватизации основная масса населения была отторгнута от общенародной собственности, созданной несколькими поколениями в советский период. Отдельные компании присвоили себе право единоличного использования природных ресурсов, природной ренты. В результате в обществе произошла поляризация на богатых и бедных.

Резко упал жизненный уровень населения из-за недофинансирования социальных программ, бюджетной сферы, безработицы, повышения косвенных налогов, низкого уровня пенсий и заработной платы, роста цен на лекарства, коммунальные услуги, введение платности за определенные услуги в здравоохранении, детских и школьных учреждениях, образовании. За 90-е годы трижды обесценивались сбережения граждан. В 1997 году российская минимальная зарплата составляла 17 % от прожиточного минимума (в Венгрии – 75 %, в Польше – 86 %, в Чехии – 112 %, в Словении – 112 %). По официальной статистике, в 1997 году 31 млн. россиян жили за чертой бедности. Средний класс не сложился. Развитие малого бизнеса сдерживается бюрократическими преградами. Трагической ценой реформ стало превышение уровня смертности над рождаемостью. По данным ООН в 90-е годы Россия оказалась в седьмом десятке стран по уровню жизни.

Осуществленная в 90-е годы либеральная программа экономического реформирования неоднократно подверглась критике. Дискуссии велись вокруг содержания программы, темпов и сроков перехода от одной модели экономики к другой. Еще в 1992 году ученые-экономисты из Российской Академии наук предлагали сменить чисто либеральную программу на социально-ориентированную. Последняя предполагает плюрализм форм собственности, гораздо большую степень участия государства в экономике, гарантированность качества жизни населения. Другие ученые выступали с предложениями о более плавном и длительном переходе к рынку. Предложенная в 90-е годы экономическая программа С. Глазьева сориентирована на развитие производства, усиление роли государства в реформировании экономики. И наконец, высказываются мнения, что рыночные отношения как магистральный путь национально-экономического развития и международных экономических отношений фактически дискредитировали себя. По мнению отдельных авторов, хищнические законы рынка создали реальную угрозу существования человечества.

Несмотря на существование альтернативных программ и резкую критику в адрес либерал-реформаторов, курс на углубление реформ и либерализацию экономики, сокращение функций государства был продолжен и в начале XXI века.

Вопросы к теме:

1. Проанализируйте основные причины экономического кризиса в СССР на рубеже 80 – 90-х годов.

2. Какие методы реформирования были выбраны российским правительством? Охарактеризуйте их сущность.

3. Когда началось и к чему привело «размораживание» цен? С какой целью это было сделано правительством Б.Н. Ельцина - Е.Т. Гайдара?

4. Когда началась приватизация и в каких формах она проходила?

5. Что удалось осуществить из теории монетаризма на практике?

6. Как изменилась финансовая система страны за годы реформ?

7. Объясните, для чего выпускались российским правительством ГКО и ОФЗ? Каковы причины дефолта 1998 г.?

8. Каков был внешний долг России в конце ХХ века? Как он образовался?

9. Назовите основные результаты экономических реформ в России.


Список литературы:

1. Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1995.

2. Бобович И.М. Экономическая история России 1861 – 1914 гг. М., СПб., 1995.

3. Бор М.З. История мировой экономики. М., 1998.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. М.,1986, 1988, 1992.

5. Гусейнов Р. История экономики России. М., 2000.

6. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1999.

7. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг./ Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

8. История социалистической экономики СССР. Т. 1-7. М., 1975 – 1979.

9. История экономики / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. М., 2000.

10. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М., 2002.

11. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. М., 2001.

12. Лойберг М.Я. История экономики. М., 2002.

13. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. 1 – 3. М., 1952 – 1956.

14. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. Ростов-н/Д, 2002.

15. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2000.

16. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2000.

17. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Первобытнообщинный и феодальный способы производства в России. М., 1988.