ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 

§ 1. Правовое регулирование гражданства

 

Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей - гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.

Гражданство - это правовой институт, благодаря которому лицо включается в конкретную связь с деятельностью государства, участвуя в ней. Статус гражданина наделяет его демократическими правами, которые могут быть использованы им с целью изменения своего материального положения. Это так называемое активное гражданство имеет две соперничающие модели: либеральную и республиканскую.

Гражданство, как известно, относится к атрибутивным признакам государства. Оно реализуется в системном единстве национального и международного правовых институтов, причем последний из них устанавливает лишь общие подходы и правила по поводу гражданства.

Наиболее полно характеризует гражданство определение его как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Анализ приведенного определения позволяет рассматривать гражданство как:

- основу правового статуса личности;

- правоотношение;

- конституционно-правовой институт.

Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства. Поскольку в структуру статуса личности входят права, их политическая разновидность является значимой. Гражданство обусловливает и обязанности - элемент статуса личности (например, защита Отечества, несение военной службы).

Субъектами гражданства как правоотношения выступают человек и государство. Согласно теоретическим канонам участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.

Конституционно-правовой институт гражданства можно определить как совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения, в частности отношения по поводу гражданства. Институт российского гражданства включает нормы международного права (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), нормы национального законодательства (Конституцию РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>). Аналогично урегулированы отношения гражданства (подданства - в монархиях) и в других странах.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

Некорректно определять гражданство с позиции правовой принадлежности лица к государству. Во-первых, "принадлежность" носит вещный характер, что недопустимо по отношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Российской Федерации являются лица:

- имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации";

- которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданство как государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Положениями Федерального закона установлены следующие принципы гражданства:

- единство гражданства Российской Федерации (ст. 4) означает, что ни один из субъектов Федерации, включая и республики, которые в ст. 5 Конституции РФ именуются государствами, не вправе устанавливать свое гражданство. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 6 декабря 2001 г. N 250-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации", Конституция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов РФ, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ст. 71 Конституции РФ (п. "в") относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;

- равенство гражданства, т.е. каждый российский гражданин обладает одинаковым правовым статусом независимо от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации");

- устойчивость гражданства характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы и длительное проживание за пределами Российской Федерации не влечет за собой прекращение отношений гражданства (ст. 4 Закона);

- неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства (ст. 4 Закона);

- недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст. 4 Закона);

- недопустимость высылки граждан Российской Федерации за ее пределы в качестве административного, уголовного или любого иного наказания (ст. 4 Закона);

- добровольность гражданства означает право каждого человека на гражданство и на его изменение (ст. 4 Закона). В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., "каждый человек имеет право на гражданство". Речь идет о том, что если у человека есть гражданство, то тем самым его право реализовано. Человек, не имеющий гражданства, может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, вправе его прекратить. Вместе с тем выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Закона);

- поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 Закона);

- признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6 Закона);

- покровительство и защита российских граждан за границей характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможность для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита - процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в означенной сфере (ст. 7 Закона);

- недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона).

Установленная Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.

 

§ 2. Основания и порядок приобретения

и прекращения гражданства Российской Федерации

 

Объективное существование индивида и государства предопределяет возможность возникновения между ними правоотношений гражданства. Как правило, приобретение или изменение гражданства предполагает активность каждой из сторон правоотношения - и лица, и государства. Способы установления гражданства различны.

В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государством по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм международного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, они имеют общие черты.

Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" установлены следующие способы приобретения гражданства:

- по рождению;

- прием в гражданство Российской Федерации;

- восстановление в гражданстве Российской Федерации;

- по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 11).

Перечень способов приобретения гражданства не является закрытым. Это позволяет рассматривать регулирование Федерального закона о гражданстве как динамичную модель, способную к рецепции новых общественных отношений.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (приобретение гражданства по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: "крови" (когда ребенок приобретает гражданство родителей вне зависимости от государства, где он появился на свет) и "почвы" (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). "Право крови" и "право почвы" отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена смешанная система, при которой преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". Законодательство трактует "принцип крови" в плане гражданства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, не является обязательной для указания (ст. 26 Конституции РФ). Ребенок приобретает российское гражданство по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

При разном гражданстве родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, вопрос о гражданстве ребенка решается в зависимости от статуса другого родителя. Если другой родитель - лицо без гражданства, ребенок является гражданином России независимо от места рождения. Ребенок, один из родителей которого является гражданином Российской Федерации, а другой признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), также считается гражданином Российской Федерации по рождению. В этом случае российское гражданство дает перевес исходя из интересов ребенка, зафиксированных в Декларации прав ребенка 1959 г. и ст. 24(3) Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой - иностранное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В случае, когда оба родителя ребенка, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, он приобретает гражданство нашей страны при условии, что родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, находящийся на территории Российской Федерации, родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Распространенный способ приобретения гражданства - натурализация (прием в гражданство). Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Федеральный закон устанавливает условия приобретения российского гражданства. Необходимо проживать на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры;

- обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

- предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

- признание лица беженцем в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без предоставления вида на жительство.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", и без предоставления вида на жительство.

Обязательным условием для приема в гражданство Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства является принятие ими обязательства соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство. Они также должны иметь законный источник средств к существованию. Условием для приобретения российского гражданства иностранными гражданами является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Обязательным требованием для приобретения гражданства Российской Федерации является владение русским языком (ст. 13 Федерального закона).

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство без соблюдения вышеперечисленных условий.

В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона, может быть принят ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению родителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, принимаются в российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона).

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке, без соблюдения условий, ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство Российской Федерации, и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут быть приняты ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены (реинтегрированы) в гражданстве при условии соблюдения требований, закрепленных в ст. 13 Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Федеральный закон установил исчерпывающий перечень оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве. Отклоняются заявления лиц, которые:

- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу ее безопасности;

- выдворялись за пределы Российской Федерации в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением;

- использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Федеральным законом (до истечения срока наказания) (ст. 16).

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено в результате осуществления права оптации. Оптация означает выбор конкретного гражданства лицом, которое обладает более чем одним гражданством или имеет право обладать помимо наличествующего гражданства каким-либо еще. Право оптации может быть предусмотрено в обычном порядке, в специальном законодательстве государства, в международных договорах (ст. 17 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Существуют и иные основания установления отношений гражданства между лицом и Россией. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации; в случае, если ребенок проживает за пределами Российской Федерации, он может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего такое гражданство. Если родитель, являющийся лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей (ст. 25 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Если российское гражданство одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением такого гражданства одного из родителей при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении его иностранными гражданами (гражданином) сохраняет свое гражданство. Гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами (гражданином), может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный гражданином Российской Федерации или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления независимо от места своего жительства по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Ребенок, усыновленный супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места его жительства (ст. 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство лица, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести российское гражданство одновременно с опекуном (попечителем) по его заявлению. Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения Российской Федерации, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя данного учреждения (ст. 27 Федерального закона).

Вместе с тем ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняют российское гражданство.

Прекращение гражданства не допускается по инициативе государства и его органов. В соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 18) гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 20) содержит перечень условий, при которых выход из гражданства Российской Федерации не допускается.

Территориальные изменения могут быть основанием прекращения российского гражданства. Лицам, проживающим на территории, перешедшей из-под юрисдикции одного государства к другому, разрешается в течение установленного срока определиться в отношении своего гражданства. Положениями ст. 21 Федерального закона предусмотрено принятие гражданином Российской Федерации решения о сохранении или изменении своего гражданства, что повлияет на статус личности и повлечет его документальное удостоверение.

Особым основанием прекращения гражданства является отмена решения о его приобретении, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), при этом решение по вопросам гражданства считается недействительным со дня его принятия.

Порядок производства по делам о гражданстве урегулирован ст. ст. 32 - 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается заявителем лично по месту его жительства. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями. Лицо, проживающее на территории Российской Федерации, обращается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, а за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Форма заявления и перечень указываемых в нем сведений и необходимых документов определяются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4571.

 

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом РФ в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами - в отношении лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; либо МИД России и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - в отношении лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Решения по вопросам гражданства оформляются в письменной форме с указанием оснований их принятия.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

- по рождению - со дня рождения ребенка;

- при приобретении гражданства усыновленным ребенком в упрощенном порядке - со дня усыновления;

- в остальных случаях - со дня принятия соответствующего решения.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, соответствующего решения.

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают им соответствующие документы.

 

§ 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных

граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

 

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Выделяются три категории иностранных граждан:

- временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, но не более 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать за ее пределы по истечении срока действия визы, если на момент его истечения им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Основанием продления данного срока для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является заключение трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При этом срок временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда в Российскую Федерацию (ст. 5 указанного Федерального закона).

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: а) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; б) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь - граждан России; в) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; г) состоящему в браке с гражданином России, имеющим место жительства в нашей стране; д) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона).

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> См.: Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40 // Российская газета. 2008. 20 мая. N 106.

 

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин:

- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в их совершении или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

- по иным основаниям.

В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство он обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании этого срока по заявлению иностранного гражданина он может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство аналогичны основаниям отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. При этом работодателем (заказчиком услуг) может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд последних на основании заключенных с ними трудовых договоров. Трудовая деятельность иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, осуществляется только при наличии разрешения на работу (ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Их перечень утверждается Правительством РФ <1>. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 41. Ст. 3995.

 

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации <1>. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено политическое убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 3. Ст. 3601.

 

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

 

§ 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

в Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 1 Конвенции о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов <1>, и по смыслу п. 2 ст. 1 Протокола 1967 г. под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

--------------------------------

<1> Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. Ст. 6 - 28.

 

Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. вступили в силу для Российской Федерации 1 февраля 1993 г. и 2 февраля 1993 г. соответственно. В развитие указанных международно-правовых актов был принят Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (в ред. от 23 июля 2008 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 26. Ст. 2956.

 

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, правовой статус беженцев содержит международно-правовую и конституционно-правовую составляющие. Конституционно-правовая составляющая определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, закрепляет правовые, экономические и социальные гарантии реализации и защиты прав указанной категории лиц в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно Федеральному закону "О беженцах" правовой статус беженца в Российской Федерации не распространяется на покинувших государство своей гражданской принадлежности иностранных граждан и выехавших из страны своего прежнего обычного местожительства лиц без гражданства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Беженец - это прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного либо опасности совершения в отношении его насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, гражданства, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Не допускается признание беженцем на территории Российской Федерации лица, в отношении которого имеются основания предполагать, что оно:

- совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определениях, данных этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

- совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

- виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

- пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

- имеет признаваемые компетентными органами власти государства, в котором оно проживало, права и обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Важными структурными элементами конституционно-правового статуса беженца являются правовые нормы, определяющие порядок признания лица беженцем, которые представлены следующими группами:

1) правовые нормы, устанавливающие процедуру обращения с ходатайством о признании беженцем и предварительное рассмотрение ходатайства;

2) правовые нормы, регламентирующие действия уполномоченного органа государственной власти по принятию решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу и выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

3) правовые нормы, регулирующие рассмотрение ходатайства по существу, принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем и выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается уполномоченным органом государственной власти по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. При этом иностранный гражданин или лицо без гражданства, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Приведенный перечень совершаемых уполномоченным органом действий при принятии решения о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.

Таким образом, как следует из содержания названного Закона, лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано только сообщить уполномоченному органу государственной власти сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Каких-либо иных обязанностей по предоставлению иностранным гражданином или лицом без гражданства доказательств, подтверждающих изложенные сведения, Федеральным законом "О беженцах" не установлено.

Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста 18 лет, с учетом обстоятельств, наличие которых предусмотрено содержанием понятия "беженец". В случае отсутствия таких обстоятельств у одного из членов семьи, достигшего возраста 18 лет, в целях реализации права на воссоединение с семьей с его согласия он также признается беженцем.

Признание беженцем иностранного гражданина или лица без гражданства, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов этого лица после получения сведений о его родителях или об опекунах. В случае рождения ребенка у лица, признанного беженцем, правовое положение ребенка определяется в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решение о признании беженцем является основанием для предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства, членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О беженцах", нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанному лицу, достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом выдается удостоверение, которое является документом, удостоверяющим личность беженца, и действительно на всей территории Российской Федерации.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении в государстве гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства лица обстоятельств, наличие которых предусмотрено содержанием понятия "беженец", срок признания беженцем продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год.

Совокупность прав и обязанностей является важной составной частью конституционно-правового статуса беженцев. По смыслу Конституции РФ на указанную категорию лиц распространяется национальный режим пребывания на территории государства. Вместе с тем положениями ст. 8 Федерального закона "О беженцах" закреплены специальные социально-экономические права, обеспечивающие защиту интересов вынужденно покинувших территорию государства своего гражданства или страны постоянного местожительства иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом особое значение имеет признание за беженцем и прибывшими с ним членами его семьи прав на:

- получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях, иной информации об особенностях конституционно-правового статуса беженцев в Российской Федерации;

- получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

- получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ;

- получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания;

- охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

- пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения;

- медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

- получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии Федеральным законом "О беженцах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности или своего прежнего обычного местожительства, выезд на место жительства в иностранное государство.

Основными обязанностями лиц, признаваемых в Российской Федерации беженцами, являются соблюдение Конституции РФ, Федерального закона "О беженцах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; соблюдение установленного порядка проживания и выполнение установленных требований санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременное прибытие в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное уполномоченным органом государственной власти.

Конституционно-правовое регулирование статуса беженца предусматривает его досрочное прекращение по двум основаниям: утрата статуса беженца и лишение статуса беженца.

Лицо утрачивает статус беженца в случаях:

- получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо приобретения гражданства Российской Федерации;

- добровольного использования защиты государства своей гражданской принадлежности;

- повторного добровольного приобретения гражданства, которого ранее было лишено;

- приобретения гражданства иностранного государства и использования защиты государства своей новой гражданской принадлежности;

- добровольного повторного возвращения для постоянного проживания в государство, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным содержанием понятия "беженец".

Кроме того, статус беженца утрачивается, если лицо, признанное таковым, не может в дальнейшем отказываться от защиты государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным содержанием понятия "беженец", ввиду того, что данные обстоятельства были устранены. Такой же порядок утраты статуса беженца предусмотрен в отношении лица без гражданства, которое может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, обусловившие признание указанного лица беженцем, в данном государстве более не существуют.

Лишение статуса беженца осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом только в трех случаях:

- лицо, признанное беженцем, осуждено за совершение преступления на территории Российской Федерации и приговор суда вступил в законную силу;

- иностранным гражданином или лицом без гражданства были сообщены заведомо ложные сведения или предъявлены сфальсифицированные документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо названное лицо допустило иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах";

- данное лицо привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Лицо, утратившее статус беженца или лишившееся его в случае сообщения им заведомо ложных сведений или предъявления сфальсифицированных документов, послуживших основанием для признания его беженцем, либо совершения иных нарушений положений Федерального закона "О беженцах", которое не воспользовалось правом на обжалование решения о досрочном прекращении статуса беженца и не имеет иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами его семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца. При этом указанное лицо и члены его семьи теряют право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения.

19 февраля 1993 г. был принят Закон РФ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 22 ноября 1995 г.) <1>. В этом Законе определено понятие "вынужденный переселенец", установлены порядок обращения лиц с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с таким ходатайством, порядок признания лица вынужденным переселенцем, его права и решены другие вопросы.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 52. Ст. 5110.

 

В отличие от термина "беженец" выражение "вынужденный переселенец" относится преимущественно к гражданам Российской Федерации, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец. Вынужденным переселенцем может быть признано лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо ходатайство лица в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания в любом из субъектов Федерации. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

После регистрации ходатайства лицо получает направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где предоставляются необходимые для поддержания жизни условия - питание, медицинская помощь, единовременное пособие и др.

Лица, признанные вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством. Они вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых им территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в устройстве на новом месте жительства.

 

Выводы

 

Гражданство является важной юридической категорией, определяющей структуру и содержание основ правового положения человека на территории государства. Именно гражданство способствует возникновению устойчивой в пространстве и непрерывной во времени правовой связи между индивидом и государством, устанавливающей совокупность их взаимных публичных прав и обязанностей.

Согласно Конституции РФ 1993 г. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Указанные принципы гражданства Российской Федерации означают существование общегосударственного института гражданства и отсутствие различных по своей правоспособности категорий граждан.

Регламентирование государством вопросов правового положения населения осуществляется как внутренним, так и международным правом, поэтому в структуре института гражданства следует различать его внутригосударственную и международную правовую составляющие. Основу содержания внутригосударственной составляющей института гражданства Российской Федерации образуют нормы конституционного права России.

Содержание института гражданства Российской Федерации оказывает непосредственное влияние на основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом Конституция РФ 1993 г. устанавливает национальный режим пребывания названных категорий лиц на территории Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев определяется соответствующими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Различия в правовом положении названных категорий индивидов прежде всего обусловлены наличием гражданства Российской Федерации у вынужденных переселенцев.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое гражданство? Какие основные особенности отношений гражданства?

2. Раскройте особенности правового регулирования гражданства в Российской Федерации.

3. Каков конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

4. В чем заключаются особенности конституционно-правового статуса беженцев?

5. В каком порядке производится предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?

6. В каком порядке принимается решение о признании беженцем на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?

7. В каких случаях происходит досрочное прекращение конституционно-правового статуса беженцев?

8. Назовите особенности конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев.

 

Литература

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 23 мая 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 26. Ст. 2956.