Логистические парадигмы

 

Эволюция логистики сопровождалась сменой парадигм[1]:

1) функциональной;

2) ресурсной;

3) инновационной.

Функциональная парадигма была связана с тем, что в течение определенного времени (1960-1985 гг.) за логистикой закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов. Основная задача организаций при выполнении логистических функций сводилась к снижению разного рода издержек на транспортировку, хранение, погрузо-разгрузочные работы. Для этого формировались логистические подразделения (службы, отделы) в самой компании или привлекались контрагенты – логистические посредники, которые акцентировали внимание на поиске оптимизационных решений, позволяющие снизить затраты на перемещение и хранение материальных потоков. Для этого использовались оптимизационные модели и методы, такие как оптимальная маршрутизация перевозок, оптимизация выбора вида транспортных средств под вид перевозимого груза, оптимизация зонирования складских помещений, выбор технологий хранения и грузопереработки. Однако локализация решения логистических задач зачастую приводила к снижению затрат при выполнении одной логистической функции и росту другой, например, при снижении затрат на складирование зачастую наблюдался рост на транспортировку. Желая уменьшить затраты на логистику, компании прибегали к дешевым перевозчикам или экспедиторам, что в большей степени снижало не затраты, а качество обслуживания, в свою очередь, это приводило к снижению конкурентных преимуществ.

Понимание компромиссов по затратам и необходимости координации логистической деятельности в цепи поставок привело к появлению в бизнесе принципа «общих затрат» и ресурсной парадигме логистики.

Период ресурсной парадигмы логистики (1980-2000 гг.) продолжается и по настоящее время. Основная концепция сводится к «общим затратам». Согласно данной концепции, затраты на логистику необходимо суммировать в логистической системе в формате «цепи», полученная сумма будет отражать эффективность использования ресурсов.

Укрупненно состав общих затрат включает:

1) операционные затраты на логистику;

2) административно-управленческие (транзакционные) затраты;

3) затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

4) потерянную прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты»;

Операционные затраты – расходы на погрузо-разгрузочные работы, перевозку, контроль, хранение, грузопереработку и пр.

Административно-управленческие затраты включают заработную плату административно-управленческого персонала службы логистики, поиск контрагентов и прочие.

Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты» характеризуют эффективность принятия тех или иных логистических решений, которые в бухгалтерском смысле являются фиктивными затратами и отражают потенциальную потерю прибыли от недостаточного уровня качества логистических услуг.

Сумма вышеперечисленных групп затрат характеризует эффективность использования ресурсов компании, вложенных в логистику, которые одновременно являются комплексным измерителем сравнительной эффективности принимаемых логистических решений.

Ресурсная парадигма акцентирует внимание на логистическом аутсорсинге и межфункциональной логистической координации.

Как правило, в формате аутсорсинга передается посреднику выполнение следующих видов деятельности: складирование, грузопереработка, перевозка, экспедирование, таможенное оформление, страхование, информационно-компьютерная поддержка и пр. В настоящее время многие предприятия прибегают к аутсорсингу на конкурсной основе, посредством тендерных торгов. Основным критерием для выбора контрагента является цена и качество (своевременность, сохранность) услуги.

Межфункциональная логистическая координация рассматривается в ключе согласования деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или по перекрестным логистическим функциям/операциям, возникающим в производственной деятельности.

Таким образом, ресурсная парадигма логистики связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации.

Инновационная парадигма логистики стала дальнейшим логическим продолжением ее эволюции в разрезе SCM – Supply Chain Management (управление цепями поставок).

Управление цепями поставок– это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по оптимальным затратам.

По мере эволюции непрерывно повышается уровень интеграции, в том числе и логистической деятельности, при этом интеграция[2] развивается постепенно: от инфраструктурной через организационную к информационной.

Инфраструктурная интеграция связана с идеей объединения управления транспортными и складскими подразделениями в транспортно-складской комплекс, что позволяло синхронизировать транспортные и складские операции и более рациональное использование материально-технической базы. В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики – информационные системы.

Организационная интеграция связана с эволюцией организационной структуры – от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентированной. Эти процессы характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью – бизнес-процессами, с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.

Информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства с целью работы в режиме online. Основные цели информационной интеграции:

– информационная доступность и открытость;

– оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов;

– мониторинг логистических бизнес-процессов, проведение контроллинга.

Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки включен тип информационных систем Advanced Planning Systems (APS) – система расширенного планирования: Customer Relationship Management (СRM) – управление взаимоотношениями с потребителями, Supplier Relationship Management (SRM) – управление взаимоотношениями с поставщиками.

Предпосылками инновационной парадигмы логистики являются:

1) понимание интегрированной логистики и цепи поставок в целом;

2) усиление между контрагентами интеграции, сотрудничества, кооперации;

3) расширение технологических возможностей управления бизнес-процессами в цепях поставок.

Сущность инновационной парадигмы логистики заключается в рассмотрении единого процесса в цепи поставок для более эффективного достижения целей.

Программные SCM-приложения присутствуют сегодня в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных систем управления, гарантируя доставку необходимого товара и услуг в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

Стратегическими элементами SCM являются:

– интеграция и стратегическое партнерство;

– выбор конфигурации логистической сети;

– интегрированное управление запасами;

– разработка стратегии распределения;

– применение аутсорсинга;

– проектирование продукта;

– подбор информационных технологий.

В настоящее время в России создается система логистической поддержки инфраструктуры товарных рынков и международных транспортных коридоров, однако рынок логистического сервиса в России уступает даже восточноевропейским странам как по качеству, так и по набору предлагаемых услуг. По состоянию на 2008 год на логистическом рынке России были представлены в основном компании-грузоперевозчики (85% доли рынка), транспортно-экспедиторские компании (9,5%), складские операторы и дистрибьюторы (4,5%) и логистические компании (1%). Одновременно активно развивается рынок 3 PL-провайдеров комплексных логистических услуг. К представителям данного направления относятся следующие субъекты: «АЛТ холдинг», «Национальная логистическая компания», «ЮниТранс», «ЕвроСиб», «STS Logistik» и др.