Избирательные цензы

Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной цензтребование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п. Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).

Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).

В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий. В Индии, где неграмотных очень много, голосование упрощается тем, что каждая партия или кандидат имеет свой графический символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.п.), который изображается в бюллетенях рядом с соответствующим текстом. Неграмотный избиратель, слушая выступления кандидатов, одновременно видит символ этого избирательного блока и во время голосования ставит «галочку» у нужного символа.

Ценз оседлости (ценз проживания)представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.

Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.

Произвольныецензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.

Имущественный ценздолгое время существовал практически во всех странах, где имелись парламенты. Он означал, что в выборах могут участвовать только определенные группы лиц, называемые в наше время средним классом. Имущественный ценз определялся достаточно просто – суммой выплачиваемого налога. Считалось, что люди, не имевшие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имевшие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными, работали слишком много, чтобы адекватно воспринимать окружающий мир. В настоящее время имущественный ценз в чистом виде сейчас практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь в сфере пассивного избирательного права.

В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.

Существует и такое понятие, как «моральные цензы» – недопущение к выборам лиц, которые совершают аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии прямо предусматривает возможность лишения права голоса в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе. В законодательных актах некоторых штатов США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, чтобы у избирателя был хороший характер. Это требование весьма расплывчато, к примеру, под таким предлогом человек, поругавшийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В ряде штатов США имелась разновидность морального ценза – ценз добропорядочности. Это требование также довольно туманно: под его видом избирательного права может быть лишен человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни.

Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.

Еще недавно в некоторых странах встречался расовый ценз. Например, в Южно-Африканской Республике существовала система апартеида, согласно которой черное коренное население этой республики не участвовало в выборах. В настоящее время выборы там проводятся по принципу «один человек – один голос».