Классические принципы налогообложения и их развитие на современном этапе.

 

Принципы налогообложения - это ключевое положение, на основе которых строится система налогообложения. Принципы закреплены конституцией гос-ва и налоговым кодексом страны (в РФ принципы налогообложения прописаны в ст. 72 Конституции РФ и ст.3 Налогового кодекса РФ).

Принцип справедливости Явл-ся ключевым прин-ом, на основе которого строиться любая система налогообложения. Согласно этому при-пу налогоп-ки с более высоким уровнем доходов и с большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет гос-ва. Различают два основных аспекта этого при-па: горизонтальный и вертикальный. При-п горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики , находящиеся в равном экон-ом положении, должны уплачивать налоги равной величины. Это значит , что применяется одинаковая налоговая ставка для налогоп-ов с одинаковыми доходами независимо от источника получения дохода. При-п вертикальной справед. Гласит, что лица которые находятся в неравном положении, должны уплачивать разные суммы налогов. Налог должен взиматься в строгом соответствии с уровнем доходов и материальными возможностями налогоп-ка, т.е. с ростом доходов ставка налогов может увеличиваться, кто получает больше благ от гос-ва, тот должен больше платить в виде налогов

Принцип единства налоговой системы. Запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ. Принцип единства экономического пространства, означающий также, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных предприятий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст.74 Конституции).

Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно по этому согласно Конституции РФ не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т. е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ , услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.

Принцип подвижности(эластичности) Этот принцип гласит что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями гос-ва.

Кроме того подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении пробелов в налоговом законодательстве страны. Часто подвижность выступает в качестве контрмер гос- активных действий части налогопл-ов по уклонению от уплаты налогов. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система гос-ва в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги при которых при увеличение потребностей можно было бы увеличить.

Принцип стабильности и гибкости. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа явл-ся одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экон-ой стабильности, повышения эффе-ти производственной и фин-ой дея-ти. не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

Под гибкостью налогового законодательства понимается способность налоговой системы быстро перестраиваться для эффек-ого решения вопросов стоящих перед налоговой и бюджетной политикой гос-ва, без нарушения стабильности системы налогообложения. Принцип гиб-ти обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливающего полное или частичное освобождение налогопл-ов от обязанностей по уплате нал-ов и др. обяз-ых платежей, что создает дополнительные условия для развития наиболее важных для общества направлений дея-ти субъектов хозяйствования. Гибкость налоговой системы в условиях рыночной экон-ки выступает необходимым условием для эффе-го использования всех нал-ых инструментов в целях экон-го и правового регулирования соц-ых процессов.

Принцип множественности нал-ов. Множественность нал-ов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики гос-ом, в большей мере уловить платежеспособность налогоп-ов, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экон-ой дея-ти граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление. Кроме того, из прин-па множ-сти следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.

Принцип определенностиКаждый налог должен быть четко определен, а не произволен. Налогоп-ку должен быть известен срок уплаты налгога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате.

Прин-п простоты и удобства. Согласно этому при-пу налог-я система должна быть максимально проста, но в то же время способна обеспечивать бюджет гос-ва необходимыми средствами для поддержания его функционирования. Система и процедура выплаты налогов должна быть удобна для налогоп-ка и экономичными для учреждений собирающих налоги.

При-п экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

При-п экономической эффективности Должна быть соблюдена соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоп-ка последствиями налогообложения. Налоговая система должна быть разработана так, чтобы содействовать максимальному росту экономики при обеспечении выполнения всех функций гос-ва. На основе экономически обоснованных предложений должен быть установлен такой режим налогообложения, который не подавлял бы экон-ую активность налогоп-ка и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

При- п всеобщности и равенства налогообложения .В соответствии со ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать установленные налоги. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный хар-р и по разно му применяться исходя из расовых национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

При-п законного установления налогов и сборов. Налогоп-ки должны уплачивать только законно установленные налоги и сборы При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоп-ка, обратной силы не имеют, при установлении налогов учитываются фактическая способность налогп-ка к уплате налогов.

При-п понятности налогового законодательства Каждый налогоп-к должен точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоп-ка.

При-п экон-ой обоснованности налогов. Налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.