Роль счетной палаты в контроле за расходованием бюджетных средств

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Задачи счётной палаты: 1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных, доходных статей Фед-го бюджета и бюджетов фед-ых внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению. 2. Определение эффективности и целесообразности расходования гос-ых средств и использование гос-го имущества (собственности), гос-ая дума даёт заключение.3. Оценка обоснованности доходных, расходных статей Фед-го бюджета и в фед-ых внебюджетных фондах.4. Фин-ая экспертиза НПА –все законы направляются в счетную палату и счётная палата готовит отчёт целесообразности по прибывшим законам. Анализ выполнения плановой деятельности. 5. Контроль за законностью движения фед-ых средств в ЦБ и др. кредитно-финансовых учреждениях.6.Регулярное предоставление гос.думе информации о ходе контроля.

Счётная палата состоитиз коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы –ДП занимающиеся Финансовым контролем(6ть аудиторов на 6ть лет). Председатель назначается гос. Думой на 6 лет.

Счётная палата осуществляет: 1) Контрольно-ревизионная деятельность. 2) Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза) 3) Информационная деятельность.

Счётная палата может: 1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.2. Имеет права давать администрациям предприятий предписания (требования). 3. Полномочия в представление финансирования ДС.

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ реализуется в следующих сферах контроля:. -контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед-ого бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов Феде-ого бюджета;.- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов гос-ых внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов гос-ных внебюджетных фондов; -определение эффективности и целесообразности использования гос-ой собственности, контроль за поступлением в фед-ый бюджет средств от распоряжения и управления гос-ой собственностью; . контроль за состоянием госу-ого внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов; . контроль за банковской системой в части обслуживания фед-ого бюджета и госу-ого долга РФ. Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительногоконтроля проекта бюджета будущего года, оперативногоконтроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Счетная палата в течение каждого календарного года одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого фин-ого года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла. Предварительный контроль, осуществляемый Сч. палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Сч палаты на представляемый Правительством РФ проект фед-ого бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Сч. палаты информацией об эко-ом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект фед-ого бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта фед-ого бюджета в Государственной Думе — Сч. палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям. После законодательного утверждения фед-ого бюджета последний переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Сче. палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей из различных источников. Информационным фундаментом оперативного контроля за исполнением фед-ого бюджета служат, во-первых, база данных Сч. палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами фед-ого бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса. Во-вторых, — иная существующая обязательная фин-ая отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами фед-ого бюджета. В-третьих, — специальные формы обязательной для участников бюджетного процесса фин-вой отчетности, право разрабатывать и вводить которые Сч. палата имеет на основании статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». В-четвертых, — результаты оперативного контроля за исполнением фед-ого бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты — в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации бюджетов Р Ф, ведомственной структуры расходов фед-ого бюджета, а также источников финансирования дефицита фед-ого бюджета. В-пятых, — относящиеся к итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Сч. палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе. В-шестых, — результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Сч палатой исполнения фед-ого бюджета.Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об исполнении фед-ого бюджета текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате РФ» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой. После завершения финансового года Сч. палата начинает подготовку к третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Сч. палате РФ. Цель ревизии — на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о фед-ом бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку всех платежных документов по остаткам, приходу, заимствованию и расходу средств федерального бюджета на проверяемых объектах. В ходе ревизии анализируются лицевые счета Минфина России и его Главного управления федерального казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению федерального бюджета в Банке России и в иных финансово-кредитных учреждениях. Параллельно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России и во всех министерствах, ведомствах и иных субъектах ведомственной структуры федерального бюджета, а также — выборочно в отдельных казначейских территориальных управлениях и отделениях