Тема: Роль и место технического регулирования в регулировании Российской экономики. Особенности саморегулирования
Лекция № 2
Переход России к рыночной экономике обусловливает необходимость поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применяемые в мировой практике методы и формы регулирования экономики адаптированы к особенностям каждой страны и в то же время имеют специфические характеристики, которые могут ныть использованы и в России. Одной из таких форм государственного регулирования является техническое регулирование. Эта форма государственного регулирования экономики введена в России с 01.07.03 в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ.
Рассмотрим место и роль технического регулирования в государственном регулировании экономики.
В соответствии с общепринятыми нормами государственное регулирование представляет собой совокупность форм участия государства в экономической жизни страны, реализуемого с помощью методов и рычагов воздействия на социально экономические процессы, что обеспечивает эффективное формирование рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государство регулирует процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения. Государственное регулирование выступает главным регулятором ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства среди населения страны.
Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление легитимных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка — поставщиками, производителями (исполнителями услуг) и потребителями (клиентами). Успех государственного регулирования достигается при условии базирования его на объективных экономических законах общественного развития. В условиях рыночных отношений — это законы спроса и предложения, закон стоимости и др.
Насыщение спроса и развитие конкуренции между производителями (исполнителями услуг) создает товарный рынок, который подчиняет производство удовлетворению общественных потребностей и обеспечивает надежный механизм реализации его целей. Одновременно он формирует экономическую основу непрерывного наращивания средств для обновления выпускаемой продукции (оказываемых услуг), внедрения новых технологий, оборудования и материалов в производство.
Это определяет главные задачи создания современного рынка — удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.
Формирование современного рынка может осуществляться на основе применения различных форм регулирования, в первую очередь тарифных и нетарифных. К тарифным формам регулирования можно отнести регулирование рынка на основе планируемых рыночных нормативов: цены и тарифов, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованных инвестиций и дотаций. Тарифная форма регулирования успешно применялась в период планового ведения экономики.
Техническое законодательство является принципиально новой формой государственного регулирования экономики. Многие исследователи теории технического регулирования называют его также «нетарифное регулирование экономики» (рис. 1.5).
Рис. 1.
Рис. 1.5. Классификация форм регулировании экономики
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» под техническим регулированием понимается: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое регулирование так же, как и экономика России в переходный период, носит смешанный характер: устанавливая строгие регуляторы формирования бизнеса в части безопасности, оно в то же время предоставляет максимальную свободу для бизнеса, развивая конкуренцию по видам деятельности, не представляющим потенциальную опасность для потребителей. Техническое регулирование выполняет регулирующую функцию между спросом и предложением, защищая при этом интересы как государства, так и бизнеса. В качестве Регуляторов при этом выступают технические нормы (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Баланс интересов, устанавливаемый технической нормой между спросом и предложением
К числу технических норм могут быть отнесены: масса, цвет изделия, размеры помещения, необходимость установления очистных сооружений при проектировании предприятий и т.д.
Предлагаемая норма может носить смешанный двойственный характер: с одной стороны, она может диктоваться как обязательная, регламентируемая государством, а с другой — может добровольно устанавливаться предпринимателем либо сообществом предпринимателей (ассоциацией, союзом, лигой и т.п.).
Таким образом, понятие «техническое регулирование» совпадает с принятым понятием государственного регулирования экономики, согласно которому государство оставляет за собой право применять административные меры, направленные на защиту населения и окружающей среды, в то же время допускает применение косвенных (экономических) методов регулирования (рис. 1.7).
Как форма государственного регулирования экономики техническое регулирование во многом определяет антимонопольную политику. Его применение не дает возможности лидирующей на рынке группе предпринимателей диктовать свои технические нормы в ущерб остальным участникам взаимоотношений. Техническое регулирование норм качества продукции, процессов, работ и услуг на добровольной основе создает равные условия для субъектов рынка и стимулирует формирование добросовестной конкуренции. Устанавливаемые обязательные нормы безопасности, исключающие причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, содействуют выполнению экологической функции государства.
Рис. 1.7. Методы государственного регулирования, применяемые при техническом регулировании
«Носители» технического регулирования — технические регламенты, стандарты, сертификаты, правила и т.д. — информируют потребителей и заинтересованных хозяйствующих субъектов о товарах, услугах, их качестве и безопасности, т.е. обеспечивают решение экономической функции государства по созданию условий для получения достоверной информации, не вводящей граждан в заблуждение.
Совокупность экономических функций государства, решаемых при применении технического регулирования, привечена на рис. 1.8. Реализация указанных функций предполагает применение административных и экономических методов и инструментов воздействия на субъекты рынка.
Можно использовать отличную от приведенной выше формулировку понятия технического регулирования, которая определяет его не как правовое регулирование отношений, а как форму регулирования экономики.
Рис. 1.8. Совокупность экономических функций государства, реализуемых при применении технического регулирования
Техническое регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями, общественными организациями в отношении субъектов рынка в целях установления, применения, исполнения и оценки соответствия обязательных и добровольных требований к продукции, процессам, работам и услугам и другим объектам, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, сохранность имущества, а также развитие добросовестной конкуренции.
Суть данной формы государственного регулирования рассматривается с двух сторон.
Во-первых, она заключается в установлении для хозяйствующих субъектов жестких требований к безопасности продукции и процессов и их оценке, регламентируемых техническими регламентами, принимаемыми на уровне государства и обязательными для исполнения всеми участниками рынка.
Во-вторых, сущность данной формы регулирования заключается в определении государством условий для применения на добровольной основе критериев качества к продукции, процессам, работам и услугам и их оценке, способствующих развитию добросовестной конкуренции.
Вмешательство в экономику через механизм технического регулирования осуществляется в соответствии со следующими принципами, рассматриваемыми в Федеральном законе:
- применения единых правил установления требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Основными целями принятия технических регламентов в условиях рынка являются:
- защита жизни и здоровья граждан, имущества юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Для экономики России техническое регулирование на основе применения технических регламентов является жестким механизмом регулирования отношений между участниками рынка через установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам.
Наряду с жесткой формой регулирования рынка в «поле отсутствия риска» или в «поле безопасности» техническое законодательство определяет альтернативную жесткой форму регулирования — добровольное регулирование.
В централизованно управляемой экономике субъектом регулирования требований к продукции и услугам, а также условий их производства являются органы государственного управления. В условиях рыночной экономики к ним добавляются негосударственные субъекты — общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы, гильдии, лиги и т.п.) и общественные объединения потребителей (общества, конфедерации, союзы потребителей и т.п.), а также органы местного самоуправления и надгосударственные (международные интеграционные институты, межгосударственные советы и т.п.). Надгосударственными субъектами регулирования требований к продукции и услугам являются международные институты и организации, устанавливающие общие «правила игры» на международном рынке, например Всемирная торговая организация (ВТО), и международные организации по стандартизации, сертификации, техническому регулированию, устанавливающие требования к качеству продукции и услуг, например Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК).