Общее условие равновесия фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.

Фирма находится в равновесии тогда, когда у нее отсутствуют побудительные мотивы к изменению объема производства и предложения. Целью и мотивом деятельности фирмы является прибыль, поэтому равновесное состояние фирмы тождественно получению максимума прибыли.

Прибыль есть разница между совокупным доходом фирмы и совокупными издержками: . Условием максимизации первого порядка (необходимым) является, как известно (из математики), равенство нулю первой производной, т.е. в нашем случае:

. Так как , а , то необходимое условие максимизации прибыли приобретает вид: .

Таким образом, фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Это общее условие модифицируется в зависимости от типа рыночной структуры, в которой действует фирма.

Так, поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции (совершенной конкурентной фирмы) в краткосрочном периоде детерминируется тем, что на рынке действует большое количество продавцов, производящих однородную продукцию. Следствием этих условий являются три основные особенности совершенной конкурентной фирмы.

Во-первых, все фирмы, действующие на рынке совершенной конкуренции, являются ценополучателями. Поскольку на рынке действует множество продавцов, то объем продаж каждой отдельной фирмы составляет небольшую часть совокупного рыночного предложения и поэтому никто из них не может оказать влияние на рыночную цену. Следовательно, рыночная цена, формируясь как результат взаимодействия совокупного рыночного спроса и предложения, выступает для каждой отдельной фирмы как заданная извне, независимая от нее величина.

Во-вторых, спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы является бесконечно эластичным. Поскольку на рынке продается и покупается однородная продукция, то даже небольшое изменение цены одной из фирм приведет к полному переключению спроса на продукцию других фирм и, следовательно, к бесконечному изменению спроса на продукцию данной фирмы. Это означает далее, что кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс и отстоящей от начала координат на величину рыночной цены.

В-третьих, предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене и совпадает со средним доходом: - поскольку цена задается рынком и является неизменной, то каждая дополнительная единица продукта реализуется по той же цене, что и предыдущая, а средний доход всегда равен цене.

Так как , то при совершенной конкуренции необходимое условие максимизации прибыли приобретает следующий вид: .

Графически это условие может быть представлено следующим образом (рис. 6.2.1).

Из графика видно, что кривая , поскольку она выпукла к оси абсцисс, имеет две точки пересечения с линией цены ( и ). То есть условие максимизации прибыли выполняется для двух случаев. Для различения этих двух случаев используется условие максимизации второго порядка (достаточное), в соответствии с которым вторая производная должна быть меньше нуля: или:

. Левая часть неравенства характеризует наклон кривой , а правая – наклон кривой . Следовательно, условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное) звучит так: прибыль максимальна тогда, когда наклон линии предельных издержек ( )большенаклона линии предельного дохода ( ), т.е. кривая должна пересекать кривую снизу.

 
 

 


А так как наклон кривой предельного дохода равен нулю (цена не зависит от объема выпуска), то условие второго порядка можно представить неравенством: . Это означает, что прибыль будет максимальна, если в точке пересечения с кривая имеет положительный наклон. Следовательно, в точке фирма максимизирует прибыль, а в точке – максимизирует убытки (отрицательную прибыль).

MC
Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль в точке Е, а – оптимальный объем выпуска продукции, т.е. такой объем выпуска, который обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Определение величины прибыли в условиях совершенной конкуренции. Экономическая прибыль, нормальная прибыль, убытки и точка закрытия фирмы. Условие долгосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы.

Совершенно конкурентная фирма находится в равновесии тогда, когда . Это условие позволяет определить равновесный объем производства, т.е. то количество продукции, производя которое фирма максимизирует прибыль. Но с другой стороны, величина прибыли при этом остается неизвестной. Для того чтобы его найти, необходимо знать средние издержки, т.к. . Здесь возможно несколько ситуаций.

1.Ситуация максимизации прибыли: рыночная цена больше средних издержек ( – рис. 6.3.1).

 

 

Так как в данном случае цена больше средних издержек, то выручка от реализации не только возмещает все издержки производства фирмы, но и позволяет ей получить экономическую прибыль: . Цена больше средних издержек на величину . Умножив эту величину на объем выпуска продукции, получим величину прибыли. Графически это площадь прямоугольника .

2. Ситуация самоокупаемости: рыночная цена равна средним издержкам: ( – рис. 6.3.2). Так как в данном случае цена равна средним издержкам, то выручка от реализации возмещает все издержки, но сверх этого ничего не остается. Это означает, что фирма не имеет экономической прибыли, но получает нормальную прибыль как часть издержек производства: .

       
   
 
 

 


3. Ситуация минимизации убытков: цена больше средних переменных издержек, но меньше средних общих издержек ( – рис. 6.3.3).

 

В этом случае выручка от реализации будет покрывать переменные и часть постоянных затрат, но в то же время общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, и поэтому фирма будет нести убытки. Цена в данном случае меньше, чем средние издержки на величину . Умножив эту величину на объем выпуска, получим общую величину убытков: площадь прямоугольника .

Если фирма терпит убытки, то она стоит перед выбором:

1) Фирма может продолжать выпускать некоторое количество продукции. Эта ситуация изображена на рисунке 6.3.3. Так как в данном случае цена превышает средние переменные издержки, то фирма получает доход, равный площади прямоугольника . Если бы фирма ничего не производила (прекратила бы производство), то ее убытки составили бы площадь прямоугольника . Но если она производит объем продукции , то ее убытки сокращаются до величины прямоугольника .

2) Фирма принимает решение о прекращении производства или о своем закрытии, если цена опускается ниже минимальных средних переменных издержек: (рис. 6.3.4).

 

В данном случае фирма не может возместить не только средние общие, но и средние постоянные издержки. Из анализа различных ситуаций равновесия фирмы в краткосрочном периоде можно сделать вывод о том, что кривая предложения фирмы в данном периоде – это часть кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек.

В краткосрочном периоде условия максимизации прибыли удовлетворяются при таком уровне производства, при котором рыночная цена больше, равна или меньше средних издержек. Соответственно, фирма получает экономическую прибыль, нормальную прибыль или терпит убытки. Этим же определяется поведение фирмы в долгосрочном периоде на рынке совершенной конференции. Если фирмы на рынке совершенной конкуренции получают экономическую прибыль, то это привлечет на данный рынок новые фирмы. Вхождение новых фирм увеличивает рыночное предложение, в результате чего цена снижается. Когда она достигает минимума , то фирмы, работающие в данной отрасли, будут получать нормальную прибыль. Если же цена упадет ниже минимума , то некоторые фирмы будут нести убытки, и они будут вынуждены покинуть отрасль. А это уменьшает рыночное предложение и увеличивает цену. Рост цены продолжается, пока она вновь не достигнет уровня минимума .

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции свобода входа на рынок и выхода из него гарантирует, что на рынке установится долгосрочное равновесие, при котором каждая фирма будет получать нормальную прибыль при цене, равной минимальным средним издержкам производства. Условие долгосрочного равновесия: .