Архитектура.

Послевоенные разрушения. Восстановление советских городов. Разработка проектов сборных типовых жилых домов. В 1952 году проведен конкурс напроект типового дома в 4 – 5 этажей. Осваиваются различныеконструктивные системы крупнопанельных домов. Жилые районы на Хорошевском шоссе. Высотное строительство в Москве – 7 домов возведенных с 1948 по 1953 огоды. Эти здания закрепили основные градостроительные узлы города, определили масштабные соотношения.

Строительство здания МГУ на Ленинских горах 235м. высотой – золоченый шпиль, скульптурные группы, декоративная пластика (архитекторы Л. Руднев,С. Чернышев, П. Абросимов, А.Хряков, инж. В. Насонов).

Строительство 27 –ми этажного административного здания на Смоленской площади (архитпекторы В. Гельфрейх и М. Минкус, 1948 – 1953) 0террассообразный объем завершенный декоративной шатровой надстройкой.

Высотный 24 -этажный дом на Котельнической набережной (архитекторы Д. Чечулин и А. Ростовский, 1948 т- 1952).

Высотный, 22- этажный дом на площади Восстания (архитекторы М. Посохин и А. Миндоянц, 1950 -1954). Гостиница «Ленинградская», высота которой 17 этажней (архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий1949 – 1953) на Комсомольской площади – стилизация на темы русской архитнктуры XVII века. Гостиница Украина», возведенная в начале кутузовского проспекта (архиьектор А. Мордвинов, 1950 – 1956 годы), господствует над излучиной Москва – реки, на нее ориентирлваны крупные пропспекты – Новый Арбат и Кутузовский.

Строительство комплекса Всесоюзнлй сельскохозяйственной выставки - эксперименты с различными архитектурными стилями. Главный павильон – архитектор Ю. Щуко.. Открыта в 1954 году.

Станция метро «Комсомольская» - своеобразный памятник Великой Отечественной войне (архитектор А. Щусев, художник П. Корин, 1952 год). Эффектная барочная стилизация.

Живопись. Сближение исторического и бытового жанров в произведе, завершенный ниях художников послевоенных лет. Кукрыниксы "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-1946), "Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии. Конец" (1947-1948). Ю. M. Непринцев «Отдых после боя» (1950) – посвящение народному герою войны Василию Теркину (литературному персонажу А. Твардовского). Полнота жизни без войны, радостный труд в картине украинской художницы Т. Яблонской «Хлеб» (1949). Светоносность и интенсивная живописность картин А.А. Пластова: «Сенокос» (1945), «На колхозном току» (1949), «Ужин трактористов» (1951), «Весна» (1954). Картины о жизни людей Киргизии в творчестве С. А. Чуйкова («Утро» (1947) и «Дочь Советской Киргизии» (1948)). Создание картины-новеллы Федором Павловичем Решетниковым (1906 – 1988): «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952). Поиск эпической темы и лирических мотивов природы в пейзажах С. В. Герасимова («Весеннее утро» (1953), «Весна» (1954), серия «Можайские пейзажи», 1950-е). Величественность пейзажей В. В. Мешкова (1893 – 1964) («Сказ об Урале» (1949), «Кама» (1950)). Художественное освоение природы, преображенной трудом современного человека в пейзажах Г. Г. Нисского «Белорусский пейзаж» (1947). Лирико-эпическое направление в пейзажах Н. М. Ромадина «Река Царевна»(1954). «Теория бесконфликтности» и ее критика. Пути преодоления описательности в бытовой картине. Негативное влияние культа личности на развитие искусства и его преодоление. Ведущая роль в развитии живописи мастеров, сформировавшихся в предшествующие годы (Пластова, Корина, Чуйкова, С. Герасимова).

Графика. Творчество художников-иллюстраторов. Серия работ Б. И. Пророкова (1911 – 1972) «Это не должно повториться!» (1958). Соединение романтических и эпических тенденций в иллюстрациях Е.А. Кибрика к «Тарасу Бульбе» Гоголя (1945), убедительность психологических характеристик. Сохранение портретного принципа иллюстрирования в работах художника Дементия Алексеевича Шмаринова (1907 – 1999) к роману Толстого «Война и мир». Одна из удач Шмаринова - образ Наташи. Своеобразие творчества Кукрыниксов в области иллюстрации: умение передавать прекрасное в повседневной жизни людей в рисунках к рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» (1941 – 1948) и сатирическая острота иллюстраций к произведению А.М. Горького «Фома Гордеев» (1949). Мягкость, лиричность творчества графика-иллюстратора Д.А. Дубинского (1920 – 1960): иллюстрации к повести Гайдара «Р.В.С.» и «Чук и Гек», рисунки к «Поединку» Куприна (1959 – 1960). Классический язык гравера в соединении с чувством истории и глубоким проникновением в замысел автора в циклах Фаворского к «Слову о полку Игореве» (1950) и к «Маленьким трагедиям» Пушкина (1961).

Скульптура. Создание портретной галереи героев Великой Отечественной войны. Работа над мемориальными ансамблями. Произведения Н. Томского, В. Вучетича, В. Цигаля. Ансамбли Саласпилса, Пискаревского кладбища, Хатыни и др.

Программная работа Сергея Тимофеевича Коненкова (1874 – 1971), вернувшегося на Родину в 1945 году «Освобожденный человек» (1947). Деятельность мастера по развитию русского скульптурного портрета в 40-х – 50-х годах. «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И.В. Зуева» (1949). Мощь, артистизм, вдохновенность лучшей работы «Автопортрет» (1954).

Самостоятельная работа: подготовить сообщения по творчеству ярких представителей этого периода.