Русская архитектура и изобразительное искусство 1930-х годов

Сформировать представление о развитии изобразительного искусства 1932-1940-х годов, подчеркнуть его связь с новым историческим этапом страны. Раскрыть роль и место постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» в дальнейшей судьбе отечественного искусства. Рассказать о значении юбилейных выставок.

Индустриализация и коллективизация народного хозяйства страны. Развитие просвещения, книгоиздательского дела, подъем науки и культуры. 1-й Всесоюзный съезд советских писателей (1934 г.). Постановление ЦК Партии «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Ликвидация творческих объединений, создание единого творческого Союза советских художников. Значение всесоюзных выставок «Художники РСФСР за 15 лет» (1935), «XV лет РККА» (1933), «XX лет РККА» (1938), «Индустрия социализма» (1939), выставок великих русских мастеров в ГТГ. Тематическое и жанровое разнообразие искусства. Развитие монументальных форм. Синтез искусства и архитектуры.

Живопись.Плодотворное развитие всех видов и жанров живописи.Образ современника - центральная проблема искусства. Решение современной темы в реалистической станковой живописи.

Развитие историко-революционной живописи. Картины Бориса Владимировича Иогансона (1893 – 1973) «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937), Сергея Васильевича Герасимова (1885 – 1964) «Клятва сибирских партизан» (1933).

Сельская тема в произведениях художников: «Праздник в колхозе» (1937) – С. В. Герасимова, «Колхозный праздник» (1937), «Колхозное стадо» (1938) - Аркадия Александровича Пластова (1893 – 1972).

Отражение характерных явлений современной действительности: картина «Новая Москва» (1937) Ю. И. Пименова, «Мать» (1932), «Будущие летчики» (1937) А.А. Дейнеки, «Вузовки» (1933) К. Истомина, «Дирижабль над городом» (1932)А. Лабаса.

Развитие портрета в 1930-е годы. Образ творческой интеллигенции в произведениях М. В. Нестерова: «Академик И. П. Павлов» (1935), портреты скульпторов И. Д. Шадра (1934), В. И. Мухиной (1940), и др. Типический образ молодежи в портретах А.Н. Самохвалова «Девушка в футболке» (1932), серия «Метростроевки» (1933-1937). Портретные работы П. Д. Корина, И. Э. Грабаря. Своеобразие их подходов к решению портретного образа.

Разнообразие художественных решений индустриального, лирического и героического пейзажей. Пейзажи Б.Н. Яковлева, Н. П. Крымова, А.В. Куприна, А.Ф. Богаевского.

Скульптура. Развитие монументальной скульптуры в связи с возросшим строительством. Участие скульпторов в оформлении метрополитена, канала Москва-Волга, театров, клубов, стадионов. Архитектура и скульптура.

Работы советских скульпторов для советских павильонов международных выставок и ВСХВ. Монументальная скульптура: группа «Рабочий и колхозница» (1937), проект памятника А. М. Горькому (1938) В. И. Мухиной, памятник С. М. Кирову (1938) Н. В. Томского, памятник Т. Г. Шевченко (1935) М. Г. Манизера. Скульптурный портрет в творчестве Н. В. Томского, В. И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Анималистическая скульптура: произведения И.С. Ефимова, В. А. Ватагина.

Графика. Новый этап в развитии графики. Значение реалистической иллюстрации. Выставка графики в 1936 году. Новое прочтение художниками произведений русской и зарубежной классической литературы. Иллюстрации Д.А. Шмаринова к повести А.М. Горького «Жизнь Матвея Кожемякина», роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», книге А. Н. Толстого «Петр I». Кукрыниксы, своеобразие их как творческого коллектива. Работа над политической карикатурой. Иллюстрации к произведениям А.М. Горького, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Работа Е. А. Кибрика (1906 – 1978) над иллюстрациями к роману Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934 – 36), роману Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1937 – 38). Р. Роллан об иллюстрациях Кибрика. Организация Детгиза (1933). Повышение идейно-художественного уровня и воспитательного значения изданий. Изучение психологии детского восприятия, обращение художников-иллюстраторов к народным традициям. Красочность, привлекательность оформления книг для детей. Произведения мастеров детской книги В. М. Конашевича, Е. К. Чарушина, Н. Ф. Лапшина, Л. А. Бруни, Ю. А. Васнецова.

Архитектура. Реконструкция Москвы – использование передовыхдостижений градостроительной науки (постановлениеСНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935года). Упорядочение сложившейся системы радиально – кольцевых магистралей, функциональное зонирование, расширение столицы вдвое, строительство предприятий. Закладка зеленых зон – парков сливающихся с естественными лесами (Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького. Новый облик ул. Горького – главной магистрали столицы. Многоэтажные дома на основе типовых секций и сборных элементов. Гранитные набережные, 11 новых мостов. Сооружение канала Москва – Волга - (канал им. Москвы) - 1932 – 1937годы. Образование крупных водохранилищ. Москва порт трех морей. Новые центры, организующие городское пространство: Государственная библиотека им. В.И. Ленина(1939), Центральный театр Советской армии (1940), Академия им. М.В. Фрунзе, гостиница «Москва» (1938), Дом Совета Министров (1936).

Строительство метрополитена. В период с 1932 по 1938 годы в Москве введено в стой две очереди подземной скоростной железной дороги – метрополитена. Стоечно – балочная, сводчатая система. Высокий уровень благоустройства и обслуживания пассажиров.Был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Лучшие станции: «Красные ворота» (арх. И.А. Фомин,1935), «Кропоткинская» (арх. А.Н. Душкин и Я.Г. Лихтенберг, 1935), «Маяковская» ( арх. А.Н. Душкин, 1938), «Площадь Сердлоа» (арх. И.А. Фомин), «Кировская» (арх Н. Колли, 1935).

Строительство новых павильонов ВДНХ. Павильоны СССР на Международных выставках в Париже(1937, арх. Б.М. Иофан и скульптор В.И. Мухина), и в Нью – Йорке (1939, арх. Б.М. Иофан и К.С. Алабян).

Сооружения И.В. Жолтовского – здание Госбанка СССР (1928год), жлой дом на Моховой улице в Москве (1934 год).

Самостоятельная работа: записать названия основных работ; сделать сообщение о творчестве В.А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В.И. Мухиной, А. А. Дейнеки, о московском метро, архитектуре первых послереволюционных лет.