Группа «Тринадцать» (1929 – 1932)

Группа преимущественно графиков, названная по числу участников. Организаторы (В.А. Милашевский, Н. В. Кузьмин, Д. Б. Даран). Требование «темпа рисунка», утверждение спонтанного рисования без калек и поправок – как протест против трудоемкого академического рисунка и еще авторитетных кубистических тенденций. Пристрастие к трудно-исправляемым материалам (тушь, акварель). Кумиры группы французские художники, культивировавшие «живописный рисунок» – А. Марке, Р. Дюфи и др. Противопоставление жесткому рисунку группы ОСТ. Творчество ярких представителей:

Милашевский Владимир Алексеевич (1893 – 1972), график, живописец; иллюстратор. Первоначально находился под влиянием графики мирискуснической школы. Идейный теоретик группы, сформулировал новые принципы рисунка. Требование «темпа»: утверждение быстрого натурного рисования без поправок и предварительных набросков. «На завалинке» (1928). Лучшая работа: иллюстрации к книге – «Посмертные записки Пиквинского клуба» Ч. Диккенса (1933).

Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987), график, иллюстратор. Культивировал новые принципы работы тушью или акварелью «по-мокрому». Работы Пушкинской серии, иллюстрации к «Евгению Онегину» (1933), ориентированные на стилистику пушкинских перовых набросков.

Даран (Райхман) Даниил Борисович (1894 – 1964), график, акварелист, иллюстратор. Тема цирка, балета, спорта. Наиболее полно воплотил требование «темпа рисунка». Лаконичная, точная, радостная солнечность. «Циркачи на велосипеде» (конец 1920-х), «Укротитель А. Федотов с тиграми» (1930).

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1900 – 1996), живописец, график; иллюстратор. Одна из самых ярких и талантливых членов объединения. Позднее создала свой стиль, в котором графика свободного рисунка сочеталась с экспрессивной декоративностью народного примитива. «Автопортрет» (1930-х), «Пальмы» (1929), «Трамвайное кольцо» (1929), «Портрет А. Ф. Софроновой с дочерью» (1938).

Софронова (Сафронова) Антонина Федоровна (1892 – 1966), живописец, график. «Балчуг» (1930), «Площадь у каменного моста» (1931).

Самостоятельная работа: посмотреть иллюстрации, например в книге «Художники группы «Тринадцать». – М.: Советский художник, 1986; подготовить сообщение о деятельности Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ, 1931 – 1932).