Основные художественные объединения 1921 – 1932 годов

Сформировать представления о деятельности художественных объединений 1920-х гг., стремившиеся не только продолжить развитие традиций реализма, но и создать современный язык на основе синтеза традиций классической культуры и формальных поисков авангарда.

Кратко охарактеризовать сложившуюся историческую и социальную обстановку; познакомить с трудным положением художников в первые годы советской власти, с необходимостью доказывать нужность своего творчества новому государству рабочих и крестьян; с поиском образов, созвучных эпохе перемен.

Новое общество живописцев (НОЖ; 1921 – 1924)

Создание общества в Москве выпусниками Вхутемаса, учениками В. Е. Татлина, К.С. Малевича и А.М. Родченко (С. Я. Адливанкин, А.М. Глускин, А.М. Нюренберг, М.С. Перуцкий, Н.Н. Попов и Г.Г. Ряжский). Попытки «создать новую форму на основе современной живописной культуры «левого» искусства». Единственная выставка (1922). Программа объединения, отрицание едва ли не всех существующих к тому времени течений. Близость «модернизированных форм» живописи НОЖа к стилистике народного примитива, лубка, городского изобразительного фольклора.

Адливанкин Самуил Яковлевич (1897 – 1966),живописец, график, художник кино. Гротескно заостренные повествовательные сценки, живописавшие быт и нравы граждан нового государства. «Трамвай Б» (1920-е) – программное произведение выставки, где в шаржированной форме в стоящей на трамвайной остановке очереди воспроизведены типы московской улицы 1920-х – «франт», «барышня», «мужик» и т.п. В 1923 – 1928 годах работал для издательства «Молодая гвардия», иллюстрировал журналы «Лапоть», «Военный крокодил», «Безбожник».

Глускин Александр Михайлович (1899 – 1965), живописец. «Наркомпрос в парикмахерской» (1922), выполненной в стиле вывески. Позднее один из лучших представителей московской школы живописи. В 1950-х преподавал ученикам традиции «парижской школы» и русских сезаннистов.

Нюренберг Амшей Маркович (1887 – 1979),украинский, российский и советский художник; график, искусствовед, автор мемуарной прозы. Учеба в 1910-х в Париже, деля ателье с М. Шагалом. Работа в революционные годы вместе с В. Маяковским в «Окнах РОСТа». Командировка в 1921 – 1922 годах в составе бригады художников в Узбекистан для организации реставрационных работ. Создание серии жанровых сцен и городских пейзажей с мечетями, арыками и причудливыми деревьями. «Красные паруса» (1910), «Мечеть с мужской фигурой» (1923).

Перуцкий Михаил Семенович (1892 – 1952), живописец. Автор портретов, живописных композиций, пейзажей. «Праздничный день в местечке» (1920-е). В 1950-е преподавал в Училище 1905 года в Москве.