ВЕЛОСИПЕД В РОССИИ
...Это событие произошло в Москве летом 1880 г. Прохожие стали свидетелями необычного "циркачества". Человек, без особого труда удерживая равновесие, совершал поездку на велосипеде. Все удивлялись необычному экипажу, у которого переднее колесо было намного больше заднего, а соединялись они между собой кривой рамой с сиденьем с кистями. Велосипедист спокойно крутил педали, прикрепленные к переднему колесу. Скопление народа, конных повозок, чьи седоки остановились посмотреть на необычное транспортное средство, вызвали неудовольствие полицмейстера города. На следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, так как это, якобы, пугает лошадей и людей. Во многих крупных российских городах был установлен запрет на езду на велосипедах. Но прогресс не остановить, вскоре пришлось признать этот новый вид транспорта.
К концу минувшего столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. В Большой энциклопедии, которая вышла в свет в 1901 г. в Петербурге, говорилось: "Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир." Когда появились "бициклы" отличной конструкции, езда на велосипеде распространилась и стала популярной во всех слоях общества". В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как "Велосипедист", "Циклист", "Велосипед", "Самокат". Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным. В 1902 г. один из журналов писал: "...двухколесный велосипед внес в прогресс человеческого передвижения вклад, который ничуть не меньше, чем паровой двигатель; он позволил человеку при помощи только его ног достигнуть такой быстроты и легкости передвижения, о которой нельзя было и мечтать при таких маленьких затратах энергии. Велосипед возбудил много толков, привлек к себе весь культурный мир, распространился по всем закоулкам земного шара; сторонники бицикла назвали его "стальным конем" и торжественно заявили, что ему суждено вытеснить лошадь".
"ЗИГЗАГИ" ИСТОРИИ
Каких только велосипедов не было придумано, сконструировано, продемонстрировано за 200 лет: больших и маленьких, летающих и плавающих, для спорта, туризма и обычных поездок.
Некоторым не нравилось крутить педали. Пожалуйста! Появились трициклы с ручным приводом. Пытались даже совместить полезное с приятным - был сооружен экипаж, у которого на месте сиденья были устроены качели. Два пассажира, раскачиваясь на качелях, могли приводить в движение колеса. Конечно, массивное сооружение с расположенным высоко над землей центром тяжести оказалось очень опасным и склонным к опрокидыванию. В другой конструкции было предложено накапливать энергию на спусках с горок за счет маховика и пускать ее в ход на подъемах.
А почему нужно крутить педали в одном направлении, ведь устает одна группа мышц? Так было предложено устройство, которое меняло направление вращения педалей.
А по числу седоков? Кроме одноместных, появились тандемы, триплеты, квадруплеты, квинтуплеты и даже нониплеты (на 9 человек).
А не сделать ли велосипед двухэтажным? Англичанин по фамилии Кларк взял и сделал, утверждая, что на такой конструкции можно не только смело ездить по лужам, но и легче (при такой-то высоте!) находить нужный маршрут.
Из сообщений последних лет известно, что самый, наверное, маленький велосипед высотойвсего 9 см имеет длину 14 см. Его использовал в своих выступлениях на манеже цирка клоун из Швейцарии Раин Фришкнехт. Ну а самый большой? Вероятно, это велосипед, однажды продемонстрированный на карнавале в одном из городов Кубы Феликсом Районом. Он проехал на велосипеде-гиганте высотой 2,38 м и длиной 4,5 м.
Велосипеды умеют ездить не только по дороге. Педали, руль, седло - все эти обычные атрибуты велосипеда, приводимого в движение только мускульной силой человека, имеются у конструкций, которые... летают и плавают,- у вело-планера и велоамфибии. Расстояния, которые они позволяют преодолевать, сегодня составляют десятки километров.