Проблемные задания
1. Рассматривая основные этапы истории формирования человека как личности, И.С.Кон отмечает: "У человека индивидуально-природные различия дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития - также и различиями индивидуально-личностными. Осознание значимости, социальной и личной ценности индивидуальных различий и, связанную с этим автономизацию индивидов, назовем персонификацией" (Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С.39).
Выполните следующее задание: обратите внимание на себя и выделите те свойства, которые составляют Ваши индивидуально-природные, социальные и индивидуально-личностные отличия от других людей. Какие из выделенных свойств Вы считаете ценными для общества и для себя?
2. Заполните таблицу 9:
Таблица 9
Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода | Индивидуальные черты, присущие отдельному человеку |
| | |
3. Американские социологи выявили связь между методами социализации и готовностью людей принимать ценности общества. Например, в зависимости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки - надсмотрщиками или помощниками - они либо бунтуют против существующей системы власти, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся неконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют, противопоставляя свои собственные ценности ценностям общества (см.: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1991. N6. С.131).
Правомерно ли расценивать такой результат социализации как неудачу и угрозу обществу?
4. На XII Всемирном социологическом конгрессе (1990г.) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории крупного немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества - традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу " делай так, как делали до тебя". В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения. В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. Вдумайтесь, какими принципами регулируется Ваше поведение, поведение большинства членов российского общества сегодня? К какому типу общества - традиционному, модернистскому, постмодернистскому, либо какому-то другому - относится наше общество?
5. Ниже приводятся перечни относящихся к 70-м годам ведущих ценностей ленинградских инженеров (слева) и американцев (справа):
1. Мир и хорошая обстановка в стране 1. Мир между народами
2. Здоровье 2. Безопасность семьи
3-4. Счастливая семейная жизнь 3. Свобода
3-4. Интересная работа 4. Счастье
5. Любовь 5. Уверенность в себе
6. Дружеское общение 6. Жизнь с комфортом
Сравните эти списки, выявите сходство в ценностях и ответьте на вопрос: Правомерно ли на основе такого сходства считать их общечеловеческими ценностями? Выявите, далее, различия в ценностных ориентациях и объясните, какие особенности формирования личности в нашей стране и в США обусловили эти различия?
6. Представьте себе такую ситуацию: Вам предлагают работу в двух местах. Известно, что в фирме (организации) А руководитель обычно дает исчерпывающие указания и постоянно контролирует работу своих подчиненных. В фирме Б руководитель, как правило, выдвигает общую идею, дает общий дельный совет, но дальше предпочитает не вмешиваться в ход работы подчиненных.
Какую бы фирму (организацию) Вы избрали? Подумайте также о том, какой метод социологического исследования применяется в этом задании и какой регулятор поведения личности он выявляет?
7. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Проявите социологическое воображение и попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.
Профессиональные Профессиональные
роли качества
Врач Забота о надежности и безопасности
Инженер Подозрительность
Преподаватель Появление мыслительных и речевых штампов
Руководитель Повышенное самомнение
Следователь Стремление к особой точности
Экономист Стремление внушить уверенность в
благоприятном исходе дела
8. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что, зачастую, приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите типичные конфликты разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?
9. Статус - это положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Статус, полученный от рождения, называется предписанным; статус, основанный на том, что человек сделал сам, называется достигнутым.
Сравните: статус английской королевы и статус Ваших родителей.
Различают также личный статус и социальный статус. Социальный статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением.
Определите личный и социальный статус героев произведений Гоголя, Чехова, Зощенко и т.д. Определите свой статус.
10. "Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль".
У.Шекспир
Действительно, каждый играет роль, причем таких социальнвх ролей много. Социальной ролью называется ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом. Социальная роль - определенная модель поведения, определенная функция, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.
Подумайте, какие социальные роли играете Вы в жизненном театре? Подумайте, какие роли Вы сыграли в течение сегодняшнего дня?
11. Настанет время золотое: демократизмом удивит, сформировавшийся в застое раскрепостится индивид.
(Кабыш И. Стихи//Молодая поэзия.М.,1989).
Какими же личностями стали мы - "дети застоя" в годы свободы?
12. Являются ли агентами социализации следующие лица:
почтальон, надзиратель тюрьмы, продавец, диктор телевидения, учитель, водитель автобуса, священник, врач, адвокат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ