Проблемные задания

 

1. Рассматривая основные этапы истории формирования человека как личности, И.С.Кон отмечает: "У человека индивидуально-природные различия дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития - также и различиями индивидуально-личностными. Осознание значимости, социальной и личной ценности ин­дивидуальных различий и, связанную с этим автономизацию индивидов, назо­вем персонификацией" (Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С.39).

Выполните следующее задание: обратите внимание на себя и выделите те свойства, которые составляют Ваши индивидуально-природные, социаль­ные и индивидуально-личностные отличия от других людей. Какие из выде­ленных свойств Вы считаете ценными для общества и для себя?

2. Заполните таблицу 9:

 

 

Таблица 9

Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода Индивидуальные черты, присущие отдельному человеку

| | |

3. Американские социологи выявили связь между методами социализа­ции и готовностью людей принимать ценности общества. Например, в зави­симости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки - надсмотр­щиками или помощниками - они либо бунтуют против существующей системы власти, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся неконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют, противо­поставляя свои собственные ценности ценностям общества (см.: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1991. N6. С.131).

Правомерно ли расценивать такой результат социализации как неуда­чу и угрозу обществу?

4. На XII Всемирном социологическом конгрессе (1990г.) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории крупного немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества - традиционном и модернистском. В традиционном об­ществе поведение человека регулируется традициями, по принципу " делай так, как делали до тебя". В модернистском обществе поведение регулиру­ется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения. В постмодернистском обществе, которое, как утверждают мно­гие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения ста­новятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. Вдумайтесь, какими принци­пами регулируется Ваше поведение, поведение большинства членов рос­сийского общества сегодня? К какому типу общества - традиционному, мо­дернистскому, постмодернистскому, либо какому-то другому - относится наше общество?

5. Ниже приводятся перечни относящихся к 70-м годам ведущих цен­ностей ленинградских инженеров (слева) и американцев (справа):

1. Мир и хорошая обстановка в стране 1. Мир между народами

2. Здоровье 2. Безопасность семьи

3-4. Счастливая семейная жизнь 3. Свобода

3-4. Интересная работа 4. Счастье

5. Любовь 5. Уверенность в себе

6. Дружеское общение 6. Жизнь с комфортом

Сравните эти списки, выявите сходство в ценностях и ответьте на вопрос: Правомерно ли на основе такого сходства считать их общечелове­ческими ценностями? Выявите, далее, различия в ценностных ориентациях и объясните, какие особенности формирования личности в нашей стране и в США обусловили эти различия?

6. Представьте себе такую ситуацию: Вам предлагают работу в двух местах. Известно, что в фирме (организации) А руководитель обычно дает исчерпывающие указания и постоянно контролирует работу своих подчинен­ных. В фирме Б руководитель, как правило, выдвигает общую идею, дает общий дельный совет, но дальше предпочитает не вмешиваться в ход рабо­ты подчиненных.

Какую бы фирму (организацию) Вы избрали? Подумайте также о том, какой метод социологического исследования применяется в этом задании и какой регулятор поведения личности он выявляет?

7. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на лич­ность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Проявите социологическое воображение и попытайтесь устано­вить однозначное соответствие между перечисленными слева профессио­нальными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.

Профессиональные Профессиональные

роли качества

Врач Забота о надежности и безопасности

Инженер Подозрительность

Преподаватель Появление мыслительных и речевых штампов

Руководитель Повышенное самомнение

Следователь Стремление к особой точности

Экономист Стремление внушить уверенность в

благоприятном исходе дела

8. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что, зачастую, приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студен­ческой жизни и назовите типичные конфликты разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

9. Статус - это положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Статус, полученный от рождения, называется предписанным; статус, основанный на том, что человек сделал сам, назы­вается достигнутым.

Сравните: статус английской королевы и статус Ваших родителей.

Различают также личный статус и социальный статус. Социальный статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением.

Определите личный и социальный статус героев произведений Гоголя, Чехова, Зощенко и т.д. Определите свой статус.

10. "Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль".

У.Шекспир

Действительно, каждый играет роль, причем таких социальнвх ролей много. Социальной ролью называется ожидаемое поведение, ассоциируемое с опре­деленным статусом. Социальная роль - определенная модель поведения, определенная функция, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.

Подумайте, какие социальные роли играете Вы в жизненном театре? Подумайте, какие роли Вы сыграли в течение сегодняшнего дня?

11. Настанет время золотое: демократизмом удивит, сформировавшийся в застое раскрепостится индивид.

(Кабыш И. Стихи//Молодая поэзия.М.,1989).

Какими же личностями стали мы - "дети застоя" в годы свободы?

12. Являются ли агентами социализации следующие лица:

почтальон, надзиратель тюрьмы, продавец, диктор телевидения, учи­тель, водитель автобуса, священник, врач, адвокат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ