Различные экономические системы

Экономическая система — это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов: что (какие товары и услуги) следует производить, как их следует производить и кто будет их потреблять (как они будут распределяться). Существует три способа решения этих вопросов обществом: согласно заведенным издавна обычаям (по традициям), путем отдачи распоряжений и приказов сверху вниз (командными методами) и с помощью рынка.

Первый способ, основанный на традициях, используется в обществах с примитивной экономикой, неразвитым общественным характером производства, преобладанием замкнутого натурального хозяйства.

Второй способ решения вопросов «что — как — для кого производить» — командный.

Карл Маркс в своем главном труде «Капитал» утверждал, что необходимо установление общественной собственности на средства производства. Управление производством и распределением производственных благ, по Марксу, должно осуществляться специально созданными для этого органами, состоящими из представителей трудящихся масс. Только в таких условиях, по его мнению, можно добиться справедливого распределения благ между членами общества.

В России идеи Маркса о необходимости и неизбежности установления общественной собственности на средства производства взяли на вооружение большевики во главе с В.И.Лениным. В 1917г., сразу после Великой Октябрьской социалистической революции, были национализированы, т. е. переведены в собственность государства, все крупные предприятия, транспорт, средства связи, банки. В конце 1917г. появился первый орган централизованного управления экономикой страны (он назывался Высшим Советом Народного Хозяйства), а в 1921г. был создан Госплан — Главный экономический орган страны, обеспечивающий разработку и выполнение единого народно-хозяйственного плана. К началу 20-х гг. XX в. страна оказалась на грани экономической катастрофы: резко упало производство товаров, цены стремительно росли, деньги обесценивались. Руководство страны вынуждено было разрешить предпринимательскую деятельность. Этот период известен в истории как НЭП — новая экономическая политика.

Но во второй половине 20-х гг. XX в. курс экономического развития страны вновь резко изменился: власти встали на путь централизованного управления и планирования экономики. В 1928г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. С этого момента пятилетний план становится основной формой народно-хозяйственного планирования. Государство в условиях командной экономики в лице своих административных органов (министерств, комитетов) принимало решения по производству и распределению любой продукции.

Основу централизованной системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы страны. Экономика должна была развиваться по единому, обязательному для всех народно-хозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения должны были приниматься экономическим центром.

Роль экономического центра в нашей стране выполняли два главных экономических органа — Госплан, устанавливавший всем отраслям задания по производству, и Госснаб, контролировавший все хозяйственные связи между предприятиями. Управлять всеми предприятиями страны из одного экономического центра было невозможно,, поэтому при составлении планов опирались на отраслевые министерства, которые выполняли функции центра для своих отраслей.

Плановая экономика породила множество серьезных экономических проблем и противоречий, а именно:

• ошибки планирования приводили к тому, что одних товаров производилось больше, чем нужно, а других — меньше, т.е., с одной стороны, возникал избыток, а с другой — дефицит товаров и услуг;

• планы составлялись центром на длительные промежутки времени (пять лет), поэтому они были негибкими, так как не успевали за изменениями в реальной жизни;

• у производителей отсутствовала свобода выбора, что обусловливало отсутствие заинтересованности в выпуске товаров улучшенного качества. Поэтому низкое качество товаров и услуг всегда было одной из самых трудноразрешимых проблем плановой экономики;

• центр не только устанавливал задания по производству и закреплял поставщиков за потребителями продукции, но и назначал цены на все товары и услуги. Предприятия, принадлежащие государству, платили за ресурсы не из своего, а из государственного «кармана». Перед ними не стояла задача экономии средств, поэтому плановая экономика всегда отличалась расточительством, нерациональным использованием ресурсов;

• потребности людей со временем менялись, но производство, действующее в жестком плановом режиме, систематически «отставало» от растущих запросов людей.

Перечислены лишь некоторые основные проблемы плановой экономики, однако они позволяют сделать вывод, что экономика в системе централизованного управления и планирования становится негибкой, расточительной, страдающей хроническим дефицитом товаров и услуг.

Принимаемые меры (призывы экономить затраты, повышать качество продукции, воспитывать чувство хозяина и т.п.) не дали положительных результатов, поэтому встал вопрос о коренном реформировании экономики.

И, наконец, третий способ решения обществом экономических вопросов «что — как — для кого производить» основан на рыночной экономике, которая предполагает:

• во-первых, свободный обмен между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки, покупать и продавать. Единственный стимул, который движет продавцами и покупателями на рынке, — это взаимная выгода от совершения сделки;

• во-вторых, реальную материальную ответственность участников рыночного обмена. Продавцы и покупатели, действуя на рынке, затрачивают собственные средства и рискуют ими;

• в-третьих, конкуренцию между производителями — продавцами товаров и услуг за потребителей — покупателей их продукции.

Собственный интерес людей является главным стимулом в рыночной экономике. Принимая решение производить тот или иной товар (услугу), производитель рассчитывает получить прибыль, возникающую в случае превышения доходов от продажи товара (услуги) над расходами, связанными с его (ее) производством и реализацией. Прибыль является важнейшим экономическим стимулом в рыночной экономике.

ВЫВОД. Рыночная экономика — это такая форма организации хозяйства, при которой производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы «что — как — для кого производить» с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой, поэтому наиболее распространенной является система смешанной экономики.

В настоящее время в различных странах мира рынок имеет определенные границы и регулируется. Как правило, регулированием рынка занимается государство. Оно стремится обеспечить стабильность рынка и не допустить анархию и непредсказуемость на нем. Государство следит за эффективностью рыночного механизма, старается не допускать такого порока рынка, как монополия, или ограничивать ее появление.

В разных странах используют различные методы воздействия на рынок: от прямого административного вмешательства до косвенного регулирования через налоги, льготы, государственные заказы.

 

Какая экономическая система действует в настоящее время в нашей стране?

 

Наша Родина находится сейчас на перепутье: к старым методам хозяйствования возврата нет, а рыночные «механизмы» пока еще слабы.

Переход от плановой экономики к рыночной — очень сложный и длительный процесс. В настоящее время в стране создана рыночная среда, нет подавляющего числа государственных предприятий, экономика представлена на 90 % частными предприятиями. Частный сектор является экономическим базисом страны и имеет своих представителей в Государственной Думе, которые знают, как надо развивать рыночную экономику, потому что сами прошли ее школу на практике.

Правительство России разработало программу перехода от кризиса к подъему экономики и социально-экономическому развитию России на ближайшую перспективу. В программе сформулированы следующие основные задачи в области социально-экономического развития:

• обеспечение защиты прав собственности;

• создание равных возможностей при конкуренции;

• освобождение предпринимателей от административного гнета;

• снижение налогового бремени, упрощение таможенной системы;

• развитие финансовой инфраструктуры, включая банковскую

систему и финансовые рынки;

• проведение реалистической социальной политики, в которой приоритеты отданы здравоохранению, образованию и культуре, адресной социальной поддержке бедных.

Выполнение этих задач предусматривает проведение крупных реформ и прежде всего налоговой реформы, первый этап которой одобрен законодателями и уже начался. Правительство Российской Федерации приняло программу социально-экономического развития России, рассчитанную на 10 лет (до 2010г.), в которой предусмотрены крупные перемены в социальной политике и модернизация экономики, а также поддержание устойчивых темпов экономического роста в среднем на 5 % в год.

Страна, живущая только за счет природных ресурсов, вынуждена постоянно отслеживать мировые цены на эти ресурсы. Устойчивое положение имеют только те страны, у которых в процессе обмена преобладают товары с высокой добавленной стоимостью (например, высокие технологии, машины, оборудование, информационные технологии, аграрное обеспечение и т.д.). Не менее важной государственной проблемой является развитие сельского хозяйства, так как именно государство должно заботиться о том, как накормить страну и обеспечить ее продовольственную безопасность. В России сельскохозяйственные площади занимают 132 млн. га, а в США — 135 млн. га, однако Россия производит зерна в три раза меньше, чем США.

Демографы утверждают, что через 20 лет население земного шара увеличится вдвое. В этом случае роль сельскохозяйственного продукта, особенно зерна, будет неоценима. Богатство любой страны будет напрямую зависеть от доли продукции сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Каждое новое рабочее место в сельском хозяйстве создает дополнительно шесть-семь новых рабочих мест в других отраслях. Именно сельское хозяйство может стать неиссякаемым источником дальнейшего развития всей экономики.

Для дальнейшего развития экономики и обеспечения высоких темпов роста необходимо, чтобы каждое предприятие могло без проблем получить кредит. Сегодня большая часть банков занимается в основном расчетными операциями, а не кредитами, поэтому нужен цивилизованный механизм кредитной и инвестиционной политики государства.

Российская экономика в настоящее время находится в фазе реформирования, и хочется надеяться, что она наконец-то вступит в фазу устойчивого подъема.


СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

 

Сущность понятия «собственность». Экономические и юридические аспекты собственности

 

С проблемами собственности мы сталкиваемся ежедневно в течение всей жизни. Важно различать право собственности и отношения собственности.

Право собственности — это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы. Право собственности выражает отношение человека к вещи как «к своей» или как «к чужой».

Отношения собственности — это система отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь факторов производства.

Характером собственности, ее сложившимися формами определяется общественное устройство страны. Известно, что коммунистическая система тяготеет к общественным, коллективным формам собственности на средства производства, тогда как капиталистическая, рыночная система отдает предпочтение частной собственности. В течение 70 лет в нашей стране существовала только государственная форма собственности, что привело к государственному монополизму в экономике. Однако хозяйство, основанное на господстве государственной собственности, оказалось неэффективным. В настоящее время и отечественные, и зарубежные специалисты признают возможность сосуществования в одной стране различных форм собственности.

Итак, что же такое собственность и зачем она нужна? Собственность — это принадлежность объектов определенным людям.

Это понятие основано на отношении между человеком (группой людей), с одной стороны, и предметами, вещами, объектами, с другой, проявляющемся в том, что человек (группа людей) обладает вещами, присваивает или отчуждает их у других людей в свою пользу.

В отношениях собственности всегда присутствуют две стороны: субъект и объект собственности. Субъект собственности, или собственник, представляет собой активную сторону отношений собственности. Субъектами собственности являются люди (юридические лица), обладающие собственностью, владеющие, распоряжающиеся и пользующиеся ею.

Объект собственности — это пассивная сторона отношений собственности. К объектам собственности относятся: земля, природные богатства, информация, движимое и недвижимое имущество, денежные средства, духовные ценности, рабочая сила, которые целиком или частично принадлежат собственнику. Чаще всего объект собственности называют просто собственностью. Собственность — категория многоплановая. Экономическую и юридическую сущность собственности можно представить с помощью схемы, приведенной на рис. 2.1.

2.1. Экономическая и юридическая сущность собственности

Юридическая сущность собственности отражает определенные права собственника на объект, гарантирующие ему возможность владеть, распоряжаться или пользоваться этим объектом по своему усмотрению.

Владение — это фактическое обладание какой-то вещью, имуществом, средством производства.

Пользование — это процесс извлечения полезных свойств из того, чем владеет человек.

Распоряжение — это действие, связанное с отчуждением имущества у его владельца (обмен, продажа, залог, сдача в аренду и т. п.).

Экономическая сущность собственности характеризуется тем, что от форм и отношений собственности зависят методы хозяйствования, способы эффективного применения собственности для получения дохода и ее приумножения.

 

Формы собственности. Перестройка отношений собственности в нашей стране

 

Форма собственности зависит от того, кто является ее собственником. В Российской Федерации существуют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (рис. 2.2).

Собственность считается частной, если правом на нее обладает один человек или сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых имеет свою долю собственности.

Государственная собственность находится в правовом распоряжении государственных органов (и законодательных, и исполнительных).

Муниципальной собственностью распоряжаются органы местной власти (города, поселка и т.д.).

Промежуточное место между государственной и частной занимает общая собственность нескольких субъектов.


 

Общая собственность согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли (части).

В товариществах, обществах с ограниченной ответственностью, кооперативах доля каждого собственника называется паем.

Процессы общего развития собственности в настоящее время имеют ряд характерных черт:

• во всех государствах разрешено наличие иностранной собственности на их территории;

• во многих странах узаконено наличие частной собственности на средства производства, и ее объем постоянно увеличивается;

• растет значимость и доля корпоративной (акционерной) собственности, которая постепенно становится основной;

• обособляются муниципальная, региональная и общегосударственная (федеральная) формы собственности;

• широко распространены процессы разгосударствления, приватизации государственной собственности.

В нашей стране осуществляется сложный процесс перестройки отношений собственности. Сложившаяся в конце 20-х гг. XX в. командно-административная система управления (полное огосударствление народного хозяйства) привела к монополистическому диктату производителей над потребителями и дефицитной экономике. Это обусловило переход к принципиально новой системе отношений собственности.

 

Понятие и сущность приватизации

 

Переход к новой системе отношений собственности осуществляется в результате приватизации, т.е. разгосударствления предприятий и передачи их в собственность коллективов предприятий и учреждений, частных лиц и общественных организаций.

Значимость этого процесса определяется сложившейся в начале 90-х гг. XX в. структурой видов собственности на основные производственные фонды:

Вид собственности Балансовая стоимость, %
Государственная 89,2
Кооперативная 1,4
Колхозная 8,3
Личная 1,1

 

При сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Как показывает мировой опыт, национализация (передача частной собственности в собственность государства) осуществляется гораздо легче, чем обратный процесс — приватизация.

Рассмотрим процесс приватизации государственной собственности, используя схему, приведенную на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3. Схема процесса приватизации государственной собственности

 

Целесообразно дать краткую характеристику элементов схемы:

• объекты приватизации — предприятия материальной и социальной сферы, незавершенное строительство, земля, жилье;

• субъекты приватизации — российские физические и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные физические и юридические лица;

• цели приватизации — рост эффективности производства и его объемов, создание рыночного механизма регулирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, повышение стимулов труда;

• средства, на которые осуществляется приватизация, — денежные сбережения населения, приватизационные книжки, сертификаты, купоны, ваучеры; приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий, вклады иностранных инвесторов;

• формы приватизированной собственности — частное предприятие, народное предприятие, закрытые и открытые акционерные общества, аренда с правом выкупа, малое предприятие, совместное предприятие;

• направления использования полученных от приватизации средств — погашение государственного долга, финансирование крупных социальных и экономических программ, создание новых рабочих мест, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, социальное обеспечение, изъятие из оборота инфляционных денег;

• способы приватизации — бесплатная передача, конкурсный отбор, аукционная продажа и др.;

• методы финансовой оценки приватизируемой собственности — балансовая стоимость, остаточная стоимость, условная оценочная стоимость, рыночная стоимость.

В России в результате приватизации, начатой в 1991г., более половины государственных предприятий перешло в собственность акционеров. Были использованы три способа приватизации объектов государственной собственности:

1) распределение общей стоимости приватизированных объектов поровну между всеми жителями страны. В результате на каждого человека приходится определенное количество денег. На эти деньги государство выдает каждому человеку приватизационные чеки — ваучеры. На ваучер приобретаются акции приватизируемых предприятий, которые превращаются в акционерные компании; |

2) безвозмездная передача приватизируемых средств производства трудовым коллективам предприятий;

3) продажа государственной собственности по рыночным ценам тем, кто имеет деньги и желает приобрести на них эту собственность на аукционах, конкурсах.

В российской практике приватизации было использовано сочетание всех этих способов. Однако из-за высокого уровня инфляции в эти годы оценка предприятий по их стоимости оказалась заниженной, что позволило выкупить предприятия по очень низким ценам, а это в свою очередь не дало больших поступлений от приватизации в государственный бюджет.

В последнее время благодаря использованию аукционных форм продажи цены на государственную собственность приблизились к рыночным. Но за прошедший период повысить эффективность российской экономики путем приватизации все-таки не удалось.

Процесс приватизации при всей его важности является лишь частью более широкого процесса — разгосударствления экономики. В ходе разгосударствления изменяются экономическая роль и функции государства. Государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно экономическими рычагами, а не директивными указаниями. В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку, а также переходит от обязательных государственных заданий по производству продукции к системе государственных закупок. Происходит ликвидация государственной монополии внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на необходимость и неизбежность разгосударствления собственности, определенная ее часть останется в ведении государства. Кроме того, превращение государственной собственности в частную не является достаточным условием эффективного хозяйствования.

Необходимо изменить психологию людей для того, чтобы породить желание активно заниматься производством и предпринимательством.


МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Возникновение, структура и функции рынка

Для понимания сущности процессов, происходящих в экономике, необходимо изучение понятий и категорий, характеризующих рыночные отношения.

Стихийная, саморазвивающаяся и саморегулируемая рыночная экономика достигла своего зенита к середине XIX в.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс (1883—1946) предложил новую концепцию понимания рыночной экономики, а именно: рыночная экономика нуждается в регулировании, которое может осуществлять государство.

В середине 70-х гг. XX в. государственно-регулируемую рыночную экономику охватил кризис. Потребовалась новая концепция, которая помогла бы государству найти «экономический» механизм воздействия на экономику при сохранении регулируемого характера рыночной экономики. Эту задачу попытались решить представители школы монетаризма, которые сводили вмешательство в экономику к регулированию денежной массы.

Существуют три основные сферы рыночной экономики:

1) потребительские домохозяйства (потребители). В экономической теории так называют покупателей, приобретающих товары и услуги для удовлетворения собственных потребностей;

2) предпринимательские фирмы. Эти фирмы используют факторы производства для создания товаров и услуг, которые потом приобретают потребительские домохозяйства;

3) государство выступает как особая сфера рыночной экономики, которая связана и с домохозяйствами, и с фирмами:

а) домохозяйства оказывают услуги государству (людьми, служащими в государственных структурах), а государство оказывает своим гражданам социальные услуги. На этой основе возникают взаимные денежные потоки: государство выплачивает зарплату служащим, а от потребительских домохозяйств государству поступают налоги;

б) такие же связи осуществляются между государством и фирмами: от фирм государству поступают товары, а от государства фирмам — услуги; государство оплачивает фирмам закупаемую у них продукцию, а фирмы направляют государству налоги.

Таким образом, связь между тремя основными сферами рыночной экономики можно изобразить в виде замкнутых (циклических) потоков товаров и денег (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Схема «классической» рыночной экономики

 

А теперь рассмотрим понятие «рынок». Место встречи продавцов и покупателей, где осуществляется купля-продажа товаров по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения, называется рынком.

Существуют разнообразные определения рынка, но суть их сводится к одному: рынок является формой взаимоотношения между обособленными и самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Рынок представляет собой сложную структуру, для классификации которой используют следующие критерии:

• экономическое назначение объектов рыночных отношений (рынки труда, ценных бумаг, товаров и услуг и т.д.);

• географическое положение (местный, национальный, мировой рынки);

• степень ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический рынки);

• отрасль (автомобильный, нефтяной рынки);

• характер продаж (оптовый, розничный рынки).

Существует пять основных признаков рынка (рис. 3.2), отличающих его от других типов организации экономической деятельности.

Рис. 3.2. Основные признаки рынка

Рыночные отношения оказывают огромное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, а именно:

• информационное (обеспечивают платежеспособную общественную потребность);

• регулирующее (способствуют изменению структуры производства в соответствии с платежеспособными потребностями);

• интегрирующее (позволяют признать индивидуальный труд как частицу общественного);

• стимулирующее (вынуждают снижать затраты);

• санирующее (выявляют экономически неустойчивые, нежизнеспособные хозяйствующие субъекты, а также предприимчивых производителей, способных к наиболее эффективному хозяйствованию).

 

Рыночная цена. Законы спроса и предложения

 

Структуре рынка соответствует такой способ связи между производителями и потребителями, при котором обмен товарами и услугами осуществляется с помощью денег, поэтому регулятором экономических отношений выступают цены. Рыночная цена — это фактическая ного, единичного и неэластичного спроса на товар от цены товара.

На некоторые товары первой необходимости, а также товары, ставшие дефицитными, спрос заведомо неэластичен. Неэластичность спроса выгодна продавцу, так как позволяет ему повышать цену на товар, не опасаясь снижения спроса. Вследствие этого государство всегда следит за ценами товаров первой необходимости и дефицитных товаров.

Предложение — это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене.

Существующую прямую зависимость величины предложения от уровня цены можно представить в следующем виде:

фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг. Для понимания сущности рыночной экономики необходимо разобраться в категориях спроса и предложения.

Потребность — это желание иметь определенное благо. Однако только подкрепленная возможностью соответствующих денежных затрат потребность превращается в платежеспособный спрос. Согласно закону спроса, при прочих равных условиях, по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким. Это происходит по трем причинам:

• понизившаяся цена доступна большему числу покупателей;

• подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогого;

• снижение цены уменьшает расходы на приобретение товара и тем самым способствует приобретению дополнительных единиц подешевевшего товара.

Закон спроса выражается функцией D = f (1/Р), которую можно представить графически (рис. 3.3).

Степень изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Существуют три варианта эластичности спроса:

• слабое изменение цены вызывает сильное изменение спроса (эластичный спрос);

• слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса (спрос единичной эластичности);

 
 

• сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса (неэластичный спрос).

Рис. 3.3. Функциональная зависимость спроса от цены (закон спроса):

Р — цена товара; В — спрос на товар

Что определяет эластичность спроса? Менее эластичным спрос может быть при следующих условиях:

• данному товару нет замены или она почти не существует;

• на рынке данного товара отсутствует конкуренция или она очень слаба;

• покупатели медленно меняют свои потребительские предпочтения и не торопятся искать более дешевые товары;

• потребители считают повышение цены следствием повышения качества товара.

Если спрос эластичен, то производителям и продавцам необходимо задуматься о снижении цены данного товара, которое еще больше увеличит его потребление и приведет к соответствующему росту дохода.

Ценовая эластичность спроса измеряется коэффициентом эластичности спроса, который показывает, на сколько процентов меняется величина спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы — неэластичным, а при коэффициенте, равном единице, наблюдается единичная эластичность.

 
 

На рис. 3.4 показана зависимость изменения эластичного, единичного и неэластичного спроса на товар от цены товара.

 

На некоторые товары первой необходимости, а также товары ставшие дефицитными, спрос заведомо неэластичен.

Неэластичность спроса выгодна продавцу, так как позволяет ему повышать цену на товар, не опасаясь снижения спроса. Вследствие этого государство всегда следит за ценами товаров первой необходимости и дефицитных товаров.

Предложение – это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене.

Существующую прямую зависимость величины предложения от уровня цены можно представить в следующем виде:

S=f(P), где S – предложение

На основании этого можно сформулировать закон предложения: при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Закон предложения можно представить графически (рис. 3.5).

 

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения, а мерой такого изменения служит коэффициент эластичности предложения ЭS, который показывает, на сколько процентов меняется объем предложения в результате изменения цены на один процент.

На рис. 3.6 представлены варианты эластичности предложения.

 

 

 
 

Если увеличение предложения превосходит рост цен, оно характеризуется как эластичное (ЭS > 1). Если прирост предложения равен приросту цен, то предложение называется единичным (ЭS = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется неэластичное предложение (ЭS < 1).

Предложение некоторых товаров заведомо неэластично из-за ограниченности необходимых для их производства ресурсов; неэластичность предложения товаров может быть следствием искусственного дефицита, создаваемого производителями.

Взаимодействие спроса и предложения наглядно проиллюстрировано на рис. 3.7.

 

Кривые спроса и предложения пересекаются в точке А, которую называют точкой равновесия, или точкой равновесной цены.

В точке А объем предложения равен объему спроса, благодаря чему устанавливается равновесная цена (Ро), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов.

Если цена ниже равновесной, то излишек спроса будет вызывать повышение цены, а если цена выше равновесной, то излишек предложения будет приводить к снижению цены.

Экономическая система всегда стремится к равновесию между совокупным спросом и совокупным предложением. Именно под воздействием спроса и предложения формируются равновесные цены. Попытки искусственного изменения равновесной цены обычно бывают безуспешными и заканчиваются ее восстановлением. Равновесная цена способна приспосабливаться к рыночному изменению спроса и предложения. Следовательно, рыночная экономика — это саморегулируемая система.

 

Конкуренция и монополия

 

Слово конкуренция происходит от латинского слова concurrentia, означающего столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция — это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку.

Слово монополия происходит от двух греческих слов: monos — «один» pōleō — «продаю». Следовательно, какой-то участник рыночных отношений полностью подчинил себе рынок (монополизировал).

Рассмотрим, в чем состоит экономическая эффективность конкуренции. Открытая и честная конкуренция выгодна всем — потребителям, производителям и обществу в целом. Благодаря конкуренции потребитель может выбирать: что, у кого и по какой цене покупать. Потребитель заставляет производителя заботиться о повышении качества товара и снижении его цены.

Для производителя конкуренция выгодна тем, что позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала, получить максимальную прибыль и снизить издержки производства.

Обществу в целом конкуренция позволяет:

• увеличить эластичность спроса и предложения благодаря росту доли взаимозаменяемых товаров;

• повысить уровень жизни и экономическую эффективность производства;

• быстрее справиться с дефицитом товаров за счет быстрого перераспределения капиталов, ресурсов и труда в отрасли, продукция которых пользуется повышенным спросом.

Особая роль конкуренции состоит в поддержании на рынке равновесной цены. Анализ показывает, что если рыночная цена поднимается выше равновесной, то предложение превышает спрос и усиливается конкуренция между продавцами. В итоге начинается снижение цены до равновесной. Когда цена станет меньше равновесной, спрос превысит предложение и усилится конкуренция среди покупателей. Вследствие этого цена вновь начнет повышаться до равновесной.

До сих пор речь шла о конкуренции, развившейся в условиях свободного рынка. Однако в середине XIX в. под влиянием бурного развития производительных сил начался процесс концентрации и централизации производства и капитала, приведший к появлению и широкому распространению монополистических объединений. К концу XIX в. монополии стали играть решающую роль в экономике, и капитализм свободной конкуренции превратился в монополистический капитализм.

Монополия — это следствие конкуренции, ведущей к концентрации производства путем:

• горизонтальной интеграции — слияния компаний одной сферы производства для того, чтобы занять большую долю рынка (например объединение двух обувных фабрик);

• вертикальной интеграции — соединения предприятий разных отраслей, связанных единой технологией, в целях сокращения издержек производства;

• диверсификации — одновременного развития многих, непосредственно не связанных между собой производств.

Диверсификация производства фирмы — это развитие в составе фирмы (или включение в нее) нескольких, непосредственно не связанных между собой производств.

В результате концентрации производства возникают разные организационные формы монополии: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, транснациональные корпорации (выходящие за пределы страны).

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка росло значение монополии, которое достигло максимума в XX в. Сегодня монополия является ведущей силой рынка и общества в целом.

Монополизация экономики представляет собой длительный процесс, возникший в древности и не завершившийся до настоящего времени. Основной характерной особенностью монополии является возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль.

Монополизация экономики привела к возникновению империализма и появлению новых признаков рынка. В XX в. главными считали следующие признаки:

• господство на рынке промышленных монополий;

• возникновение финансовых монополий;

• вывоз капитала;

• экономический раздел мира;

• территориальный раздел мира.

В современном мире монополии используют законные средства для обеспечения своего процветания, т. е. применяют последние достижения науки и техники, маркетинг и менеджмент.

О значении промышленных монополий говорит тот факт, что 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих около 250 тыс. филиалов, охватили всю планету. Они владеют 1/3 производственных фондов планеты, производят 40 % общепланетарного продукта, осуществляют более половины внешнеторгового оборота и 80 % торговли высокими технологиями, контролируют 90 % вывоза капитала.

На монопольном рынке отсутствует конкуренция и не действует закон спроса. Обогащение монополий за счет завышенных цен является одной из основных причин инфляции. Однако существуют монопольные рынки, имеющие естественный или целесообразный характер происхождения.

Естественный монопольный рынок отражает, как правило, уникальность природных богатств страны, региона, города (например, месторождение золота, драгоценных камней, нефти или газа).

Целесообразные монопольные рынки возникают там, где многочисленность производителей экономически неоправданна (например, снабжение населения электричеством, газом, водой, телефонизация, транспортные связи и т.д.).

Монополизации рынка могут противостоять экономические меры (смена потребительских приоритетов, ввоз импортных товаров и т.д.) и административные (антимонопольное законодательство, принудительная демонополизация, благоприятные условия для создания новых предприятий).

В большинстве стран антирыночные монополии преследуются государством в рамках антитрестовского законодательства. Первый подобный закон, запрещающий любые действия производителей, ограничивающие свободу торговли, был принят в США в 1890г. Он известен как закон Шермана (по имени автора). Фирма, признанная монополией, платит повышенные налоги; рынок часто вынуждает ее преобразовываться в несколько самостоятельных фирм. Бороться с монополией следует в первую очередь в странах, переходящих к рыночной экономике, и не с крупными корпорациями вообще, а против ограничения деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.

Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, степень конкурентности которых неодинакова. Экономическая наука исследует два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Рынок совершенной конкуренции состоит из множества предпринимателей, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает лишь незначительную долю общего объема продукции и поэтому не может оказать заметного влияния на рыночную цену. Рынок совершенной конкуренции — это образ идеального рынка, именно на нем «оттачиваются» все теории рынка. Рынок несовершенной конкуренции представлен крупными корпорациями, которые занимают господствующее положение на рынке и могут заметно влиять на условия реализации продукции. Этот рынок начинает искажать главный механизм рыночной экономики — свободное ценообразование.

По числу производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции можно выделить четыре модели рынка:

• чистой конкуренции;

• монополистической конкуренции;

• олигополии;

• чистой монополии.

Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции. При анализе перечисленных моделей рынка используют следующие параметры:

• число фирм (сколько независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке);

• тип продукта (какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизации);

• контроль над ценой (речь идет о наличии и формах контроля над ценой);

• условия вступления в отрасль (легко или трудно «добавить» свое предприятие к уже действующим в отрасли);

• неценовая конкуренция (имеется ли конкретная борьба, основанная на различиях в качестве продукции, форме упаковки, организации рекламы и т.д.);

• частота встречи (в какой сфере или отрасли).

На основании анализа моделей рынка можно сделать следующие выводы:

• совершенная конкуренция выгодна как отдельной фирме, так и обществу в целом;

• потребители выигрывают в качестве, ассортименте и цене продукции.

Противоречия рынка. Экономические кризисы

 

Правительства всех стран всегда стремятся к постоянному экономическому росту — процессу расширения производственных возможностей общества. Известны два пути экономического роста:

• благодаря увеличению количества применяемых факторов производства, в том числе и за счет естественного роста при неизменном качестве;

• в результате повышения качества факторов производства без дополнительного прироста их количества.

Экономический рост по первому пути называется экстенсивным, по второму — интенсивным.

За всю историю развития экономики никому не удалось достичь постоянного экономического роста. В реальности рыночная экономика развивается циклически: после роста всегда наступает спад.

Практика экономического развития богата различными кризисами, нарушениями в экономическом развитии, диспропорциями. Причиной этого являются экономические противоречия или противоречия рынка. Экономика не существует без противоречий, основными из которых являются биологические и социальные. Главным биологическим считается противоречие между потребностями и благами (ресурсами). Главным социальным, возникающим на основе биологических, является противоречие между потребителем и продавцом.

В рыночной экономике основным считается противоречие между частным и общественным характером труда. На его основе возникает система противоречий рыночной экономики, а именно: между спросом и предложением, общественным производством и частным присвоением, ценой и полезностью товара и др.

Внутриэкономические противоречия ведут к возникновению внешнеэкономических противоречий между странами. Противоречия ведут к нестабильности, неустойчивости и диспропорциональности рынка, в результате чего возникают кризисы, причиной которых является перепроизводство товаров (производство товаров превышает спрос на них).

Основной формой экономических кризисов являются промышленные циклы. Эти циклы проходят последовательно четыре фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем.

Кризис (спад) характеризуется резким сокращением размеров производства, разорением многих компаний, ростом безработицы, уменьшением зарплаты, снижением курса ценных бумаг.

В период депрессии приостанавливается падение производства, насильственно восстанавливается равновесие между спросом и предложением, формируются предпосылки для будущего экономического роста благодаря массовому обновлению технической базы производства.

Оживление сопровождается медленным ростом производства, достижением экономических показателей докризисного уровня, ростом покупательского спроса, повышением цен, уменьшением безработицы.

В период подъема быстро растет производство, объем выпуска продукции превышает предкризисный.

Циклы не носят регулярного характера и могут длиться от нескольких лет до нескольких десятков лет. Циклам дают собственные имена, например циклы Кондратьева (происходят в течение длительного периода). Н. Д. Кондратьев предсказал кризис 1929г.

В 60-е гг. XX в. возникли новые формы экономических кризисов: сырьевые, продовольственные, энергетические, финансовые.

В условиях смены общественно-экономических формаций возникают системные кризисы. В конце XX в. начался системный кризис социализма, который привел к гибели социализма в нашей стране и других странах социалистического лагеря.

 

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Деньги, их происхождение и сущность

 

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникают тогда, когда люди, хотят они того или нет, вынуждены обмениваться результатами своего труда. Происходит это из-за общественного разделения труда — такой организации производства, когда работник специализируется на производстве какого-либо одного продукта. Следовательно, для удовлетворения своих потребностей он должен вступать в обменные отношения с другими специализированными производителями.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно найти людей, которым нужен его товар и которые имеют товар, нужный работнику. В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров (их часто называют «товарными деньгами») в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью — были всеобщим эквивалентом (ВЭ). В результате люди обменивали свой товар на всеобщий эквивалент и с его помощью получали нужный товар. Так возникло товарное обращение: Т = ВЭ = Т.

Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т. п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера: меновые товары → любые → черные металлы → цветные металлы (медь) → благородные металлы (серебро и золото).

Известно, что в конечном счете золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Таким образом, деньги — это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. По образному выражению К. Маркса, «каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены».

Продолжим краткую историю денег. Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков, которые находили в природе. При купле товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем — «лепешечки». В VII в. до н.э. возникли монеты — золотые лепешечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил. В Киевской Руси чеканка монет началась в конце IX в.

Во времена монголо-татарского ига (1243—1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга, от которой произошло название российских денег.

Основными «денежными» материалами были золото и серебро. Слитки серебра в XIII в. рубили на куски, получившие название рублей. В начале XVII в. на Руси установилась стабильная единая монета — копейка, названная так потому, что на ней был отчеканен всадник с копьем. Копейка из серебра, весившая 0,68г, представляла собой ценную монету. Кроме нее в ходу были полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец.

Применение драгоценных металлов в качестве денег потребовало точного измерения их количества и качества. Возникло понятие «проба», означающее соотношение между «чистым» и «общим» весом монеты.

Золотые и серебряные монеты льют из основного металла с добавлением лигатуры[1]. При изготовлении монет используют лигатуры, обладающие наибольшей устойчивостью к изнашиванию.

К другим мерам веса драгоценных металлов относятся карат (единица массы, общая для драгоценных камней и драгоценных металлов; 1 карат = 0,2 г), гран (часть карата; для золота 1 гран = = 1/12 карата, для серебра 1 гран = 1/18 карата) и тройская унция (международная единица массы золота; 1 тройская унция = 31,1 г), равная 1/12 тройского фунта (373,2 г).

Бумажные деньги начали хождение в XVIII в., но зародились они гораздо раньше. Предположительно, бумажные деньги были изобретены еще древними китайскими купцами. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769г. при Екатерине II; они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов, имевших твердо установленный курс. В этот период российские денежные банкноты (общее наименование бумажных денежных знаков) почти целиком обеспечивались наличным золотом; допускался выпуск банкнот сверх разменного золотого фонда на сумму не более одной трети. После первой мировой войны (1914—1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания (несоответствие количества бумажных денег количеству драгоценных металлов, подкрепляющих их номинальную стоимость).

Три столетия бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обменивались на него. И только в 30-х гг. XX в. обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

Деньги, став именно «бумажными», обслуживают лишь обращение товара.

Сущность денег как всеобщего эквивалента раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости; средство обращения; средство образования сокровищ и накоплений; средство платежа; мировые деньги.

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свою стоимость в деньгах, представляемых мысленно, т. е. в идеальных деньгах. Цена — показатель стоимости товара. Рыночная цена товаров обычно не совпадает с их стоимостью.

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (Т — Д — Т). Осуществив продажу товаров (Т — Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д — Т). Средством обращения выступают только реальные деньги.

Деньги как средство образования сокровищ и накоплений. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в Центральном банке страны).

Деньги как средство платежа. Товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т. е. с отсрочкой платежа. При продаже товаров в кредит средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства.

Из функций, которые деньги выполняют как средства платежа, возникает особая форма денег — кредитные деньги. Основными видами кредитных денег являются вексель, банкнота, чек, кредитная карточка.

Вексель — это письменное обязательство заемщика об уплате определенной суммы денег кредитору по истечении указанного в нем срока. Векселя бывают двух видов: простые и переводные. Простой вексель — это долговое обязательство, выданное заемщиком кредитору. Переводной вексель выписывается кредитором и представляет собой письменный приказ кредитора должнику об уплате ему или третьему лицу определенной суммы денег по истечении указанного в нем срока.

Банкнота — это вексель эмиссионного банка. Банкноты выпускаются взамен учтенных или принятых в качестве залога коммерческих (торговых) векселей.

Чек — это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на текущий счет другого лица определенной суммы денег. Чеки бывают именные (на определенное лицо) и предъявительские (на предъявителя).

Кредитная карточка — это платежно-расчетный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий им право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указываются фамилия и образец подписи ее владельца, номер счета в банке, срок ее действия. Осуществив покупку товара в торговых точках, входящих в сферу обращения кредитных карточек, владелец предъявляет ее продавцу, который выписывает счет с указанием номера кредитной карточки, фамилии ее владельца и даты покупки. Банк регулярно присылает владельцу кредитной карточки общий счет за все произведенные покупки с приложением копий отдельных счетов.

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. Как правило, в роли мировых денег выступает золото. В современной экономике золото потеряло монопольный статус международного расчетного средства. Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Все мы знаем, видели и использовали деньги в виде бумажных денежных знаков, которые именуются ассигнациями, банкнотами, купюрами, банковскими билетами. Также хорошо известны деньги в виде монет, называемые мелочью. Перечисленные виды денег называют наличными деньгами, или наличностью.

Наличность — это деньги в явном виде, в своей первичной форме. За рубежом такие деньги называют коротким словом «кэш». Кроме наличных широко используются безналичные деньги, которые не существуют в явной, наличной форме, но позволяют получить наличные деньги, или сами выполняют отдельные платежные функции. Безналичные деньги хранятся на банковских счетах. Любая организация вправе иметь свой расчетный счет в банке, а человек — лицевой банковский счет, с которого можно востребовать принадлежащие им деньги.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению нового вида денег — электронных. При использовании электронных денег денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров и средств передачи информации.

Для того чтобы иметь возможность получать со своего счета в банке наличные деньги в любом месте, где установлено специальное устройство для выдачи денег — банкомат, достаточно получить в банке специальную пластиковую карточку с магнитной записью о наличии у вас денег на счете. Поместив карточку в банкомат и набрав код, вы получите в окошечке деньги со своего банковского счета.

Характеристика денег будет неполной без выяснения законов денежного обращения. Количество денег в каждой стране можно определить, используя общий закон денежного обращения, согласно которому количество денежных единиц, необходимых обществу для обслуживания денежного обращения в данный период времени, прямо пропорционально количеству товаров и услуг, их цене и обратно пропорционально скорости обращения денег.

Следовательно, объем денежной массы:

М = РQ/Y, где

М — денежная масса;

Р — цена товаров и услуг;

Q — количество товаров и услуг;

Y— скорость обращения денег.

Этот закон может быть выражен также с помощью математической формулы, предложенной американским экономистом Ирвингом Фишером («модель Фишера») и отражающей зависимость уровня цен от денежной массы:

МY=РQ.

Обращение денег тесным образом связано с их выпуском (печатанием, чеканкой). Выпуск денег в обращение называется эмиссией. В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования основным эмитентом, т. е. организацией, осуществляющей эмиссию денежных средств, является центральный банк. В некоторых странах наряду с центральным банком, формально не подчиненным правительству, существует государственное казначейство, обладающее определенными правами воздействия на эмиссию наличных денег.

 

Цены и их функции. Механизм ценообразования, виды цен

 

Цены появились одновременно с деньгами. Купля-продажа результатов производства (товаров) означает, что они обладают общественной ценностью. Эта ценность, выраженная определенным количеством платежных знаков, называется денежной ценой товара. Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется, то и денежная цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен составляет основу рыночной экономики.

Для того чтобы определить основные функции цены, необходимо обеспечить свободное движение цен. А такая свобода возможна только при отсутствии инфляции и монополизма.

Первичная функция цены — измерительная, так как с помощью цены измеряется ценность товара. Благодаря ценам устанавливается количество товара в денежном исчислении. Например, если годовой объем производства продукции фирмы составил 20 млн. руб., то это означает, что фирма, к примеру, выпустила 10 000 изделий по цене 2000 руб. каждое.

Главная функция цены в рыночной экономике — регулирование производства и обращения товаров путем уравновешивания спроса на товары и их предложения.

В условиях рынка цена является главным регулятором, который английский ученый-экономист Адам Смит (1723— 1790) назвал «невидимой рукой рынка».

Цена выполняет стимулирующую функцию, побуждая производителей выпускать выгодную, рентабельную продукцию и не производить бесприбыльную.

Цена выполняет очень важную социальную функцию, так как от нее зависит объем и структура потребления материальных благ и услуг, а также потребительский бюджет. В централизованно управляемой плановой экономике на цены возлагают плановую и распределительную функции, так как цены используются в планировании и служат инструментом перераспределения доходов путем назначения цен, выгодных для определенных отраслей или социальных групп населения.

Способы установления цен называют ценообразованием. Чем же определяется цена товара? Самый сложный вопрос экономической теории: какой способ ценообразования предпочтительнее — рыночный или затратный? В условиях рыночного способа ценообразования определяющий фактор — конъюнктура рынка (спрос и предложение товара). Рыночный способ соответствует формированию цен на свободном рынке купли-продажи, где цена устанавливается самим рынком, в процессе торга между продавцами и покупателями. При затратном способе ценообразования за основу установления цены товара берут денежные затраты, связанные с производством и продажей товара. Затратный способ позволяет рассчитать цену еще до продажи товара.

Для рыночного способа ценообразования приемлемо следующее определение: цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. При таком способе рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки покупателем полезного эффекта этих затрат. Это значит, что в отличие от затратного способа цена представляет собой только оценку покупателем полезности данного товара. В этом случае цена становится самостоятельной (внестоимостной) величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Для затратного способа ценообразования типично следующее определение: цена есть денежное выражение стоимости товара. Согласно затратному способу цена определяется посредством суммирования всех факторов, затраченных на производство единицы товара, в их денежном выражении (измерении).

Суммарные денежные затраты называют совокупными издержками производства, или себестоимостью. Для установления искомой цены необходимо к издержкам прибавить определенную величину прибыли.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того, что производитель, реализуя товар по определенной цене, должен не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Тогда цену, определяемую на основе затратного способа, можно рассчитать по формуле

Ц = С + ПР,

где Ц — цена единицы товара; С — совокупные издержки производства (себестоимость); ПР — прибыль, получаемая производителем в результате производства и продажи товара.

Система цен в современной экономике очень сложна. Существует большое разнообразие видов цен, различающихся по ряду признаков. В зависимости от объема продаж товара различают оптовые и розничные цены.

Оптовыми называют цены, по которым товары реализуются крупными партиями посредством оптовой торговли, а розничными — по которым товары продаются в розницу небольшими партиями. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой наценки, которая должна покрыть расходы и создать прибыль организациям розничной торговли.

В зависимости от степени регулирования цены бывают фиксированные (жестко устанавливаемые правительством), регулируемые (учитывающие изменения экономической конъюнктуры. Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного значения или предела ее отклонения от фиксированных государственных цен) и рыночные (свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов).

Переход от фиксированных (государственных) цен к свободным (рыночным) называют либерализацией цен.

Цены, устанавливаемые на основе официальных договоров, контрактов между продающей и покупающей сторонами, называют договорными. Эти цены учитывают только спрос на данный товар и предложение. Договорные цены имеют недостаток: они могут быть необоснованно завышены (или занижены). В результате этого нарушается равновесное состояние рынка.

В зависимости от типа рынка существуют биржевые, аукционные, комиссионные и конкурсные цены.

В международной торговле применяются мировые цены. По мировым ценам совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Особую разновидность составляют трансфертные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между подразделениями, расположенными в разных странах.

До сих пор мы рассматривали денежную цену товара. Однако существует такое экономическое понятие, как цена денег. Это связано с тем, что деньги могут быть объектом купли-продажи. Например, когда речь идет об обмене валюты, то подобный обмен и есть продажа, осуществляемая по определенным ценам — валютному курсу (цене денежной единицы страны, выраженной в денежных единицах других стран). Установление валютного курса на биржах называют котированием валют, а курс, определенный таким образом, — котировкой. Валютный курс рубля может быть выражен не только в долларах или марках, но и в международных денежных единицах (например в евро — денежной единице Европейского экономического союза).

Продажа денег бывает не только в ее валютной форме. Если деньги, например, предоставляются в долг, в кредит под определенный ссудный процент, то этот процент и есть цена денег.

Ссудный процент (процентная ставка) — это выраженная в процентах доля заемных средств, которые заемщик должен платить кредитору за пользование кредитом в течение определенного периода времени. Кроме кредитных процентных ставок существует депозитный процент, который чаще называют процентом по вкладам. Банки, привлекая средства вкладчиков денег, становятся их заемщиками, а сами вкладчики выполняют роль кредиторов банков. Банк выплачивает вкладчику депозитный процент за то, что пользуется вкладом в течение срока его хранения. Сумма выплат начисляется в процентах от величины вклада.

 

Инфляция: сущность, причины, последствия

 

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен. Инфляция означает обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности.