Завершение технической реконструкции промышленности в годы П пятилетки. Проблема кадров.

В 1 пятилетку индустриализация не была завершена. В экономике возникли диспропорции:

1. Диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями;

2. Между отраслями 1 и П подразделения; (точнее между платежеспособным спросом ипроизводством предметов потребления);

3. Между ростом промышленности и отставанием транспорта.

В центре всех проблем оказалось освоение новой техники. Поэтому задачей П пятилетки стало завершение технической реконструкции хозяйства и овладение новой техникой.

План П пятилетки устанавливался дважды. В первом его варианте, принятом на ХУП Партийной конференции в январе 1932 г., планировалось получить 250 млн. тонн угля, 100 млрд. квт/час электроэнергии, 22 млн. тнн чугуна, построить к концу пятилетки 25-30 тыс км железных дорог. Но ХУП съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) снизил первоначальные плановые задания в 1,5 - 2 раза.

Особенности П пятилетнего плана:

1. В плане было намечено создание новых опорных баз тяжёлой промышленности в восточных районах страны. Сюда было направлено около половины ассигнований на новое капитальное строительство в тяжёлой промышленности. В целом же капвложения в народное хозяйство более, чем в 2 раза превысили капвложения 1 пятилетки и половину этих средств получила промышленность.

2. К исходу П пятилетки планировалось преобладание (по стоимости продукции) лёгкой промышленности над тяжёлой. Для отраслей группы "Б" были предусмотрены опережающие среднегодовые темпы роста - в 18,5 %, тогда как для производства средств производства - в 14,5 %. В группе "А" наиболее быстрому развитию подлежали те отрасли, которые обслуживали транспорт, лёгкую, пищевую промышленность и сельское хозяйство (что должно было помочь ликвидации узких мест 1 пятилетки).

3. Программа завершения технической реконструкции хозяйства и нового строительства должна быть выполнена при относительном незначительном увеличении численности рабочих и служащих на 29 % в крупной промышленности. Государство осуществляло политику оргнабора, вербуя людей на стройки пятилетки. Делался рассчёт на массовое привлечение в промышленность горожан. В целях ограничения перемещения сельских жителей в города в 1932 г. был введён паспортный режим (отметка о прописке).

В стране была создана сеть курсов и школ по техническому обучению и повышению квалификации рабочих. Среди рабочих в 1935 г. возникло движение за овладение новой техникой и повышение производительности труда ("стахановское движение").

Решающую роль сыграло материальное стимулирование труда.В первой пятилетке оплата труда осуществлялась на основе тарифов 1927/28 гг., а они вели к уравниловке. Сами по себе нормы были сравнительно низкими, но заработки свыше 30-40 % сверх нормы считались недопустимыми. Когда нормы перевыполнялись, их повышали, чтобы сохранить средний уровень уровень заработной платы и недопустить роста себестоимости продукции. Уровень трудовой активности при таких условиях был невысок. При этом, заработанные деньги трудно было реализовать полностью при карточной системе.

С января 1935 г. были отменены карточки на хлеб и введена прогрессивная форма оплаты труда. Каждый мог зарабатывать столько, сколько выработает, а нормы выработки были закреплены на долгое время. Это и составило основу для развёртывания в 1935 г стахановского движения. На текстильных производствах началось движение многостаночниц. Но в основе этого лежала не интенсификация физических усилий работников, а рационализация трудового процесса и, прежде всего, чёткое разделение труда между квалифицированными и подсобными рабочими. Все рекорды стали возможными, благодаря:

1. Передаче подсобным рабочим всех вспомогательных функций, которые ранее выплняли квалифицированные рабочие;

2. Повышению культуры труда и, прежде всего, установлению порядка на рабочем месте, чего ранее не было. И новые тарифы

Занятость в промышленности возросла, но в меньших размерах, чем планировалось: на 4 млн. чел против 7,1 млн. по плану. На этот раз, в отличие от 1 пятилетнего плана, прирост промышленного производства был достигнут за счёт фондовооружённости и энерговооружённости труда. Это обеспечило повышение его производительности. В итоге П пятилетки производительность труда превзошла уровень 1932 г. - на 82 % и плановый уровень был превышен (увеличение планировалось на 63 % , а было достигнуто 79 % прироста промышленного производства, благодаря росту ПТ).

Промышленное производство возросло за 5 лет в 2,2 раза. В строй вошло 4,5 тыс. предприятий. Удельный вес машиностроения в валовой промышленности составил в 1937 г. 25,5 % (в США в 1935 г. -17,6 %.).. Оно было сосредоточено на 65070 % на крупных специализированных заводах, выпускавших болеедешёвую массовую и крупносерийную продукцию. По производству станков СССР опередил США в 1935 г. (44,4 тыс. против 40,2 тыс.) Удельный вес импортных станков составилв 1937 г. около 10 % в промышленности.

Во П пятилетке было устранено несоответствие в развитии добывающих отраслей и отраслей, производящих орудия труда. За исключением добычи нефти и производства цемента, добывающие отрасли, включая металлургию, увеличили темпы развития. С развитием машиностроения, авиастроения, электроэнергетики сильно расширилась область применения алюминия и это привело к развитию алюминиевой промышленности. В конце 1 пятилетки СССР стоял на 11 месте в мире по производству алюминия, но в 1937 г. страна стала третьей в мире производителем алюминия.Но и здесь план не был выполнен полностью. Причина отставания этой энергоёмкой отрасли заключалось в отставании электроэнергетики. Многие электростанции, запланированные к пуску во П пятилетке, не были сданы в эксплуатацию (Челябинская ТЭЦ, Пермская, Кемеровская и др.).При этом развитие других отраслей было спланировано с расчётом на ожидаемый рост производства электроэнергии. Возникшая диспропорция задержала развитие многих отраслей. Лёгкая индустрия не приобрела во П пятилетке опережающих темпов развития. Отставание было вызвано и сырьевыми затруднениями, но в основном - замедлением их реконструкции. В связи с нарастанием военной опасности в Европе и на Дальнем Востоке часть средств была переключена из лёгкой промышленности в оборонную, которая за 5 лет выросла на 286 %, тогда как вся промышленность - на 120 %.. В связи с ростом оборонного производства уменьшается выпуск автомобилей, тракторов, комбайнов. В 1937-1938 гг. в связи с необоснованными репрессиями произошла смена руководящего состава промышленности, а неопытность новых руководителей привела к ошибкам и просчётам, а в конечном счёте и к текучести в руководящем составе промышленности.

В годы П пятилетки была преодолена диспропорция в развитии промышленности и железнодорожного транспорта. Развитие транспорта выразилось в росте городского транспорта - в городах появились первые автобусы и троллейбусы, а в Москве в 1935 г. был открыт метрополитен.

П пятилетка была успешней первой.По структуре промышленного производства СССР поднылся на уровень развитых стран, а по объёму уступал только США.

Во П пятилетке был почти прекращён импорт сельхозтехники., затраты на приобретение металлов за границей сокращены с 1,4 млрд. руб. до 88 млн. руб. В 1937 г. с новых предприятий было получено 80 % промышленной продукции. Иными словами, основная задача П пятилетки - завершить техническую реконструкцию промышленности - была в основном завершена. ХУШ съезд ВКП(б) в марте 1939 г. признал, что главная задача П пятилетки выполнена. СССР превратился в экономически страну, обеспечивающую всем необходимым своё хозяйство и нужды обороны. Это не означало, что индустриализация была закончена. Предстояло закрепить новую культуру труда и развить собственную научно-техническую мысль.

Источники финансирования индустриализации в СССР. Свёртывание НЭПа.Экономические реформы конца 1920-х - начала 30-х гг. и формирование административно-командной системы хозяйствования.

Индустриализация в СССР опиралась на исключительное сочетание природных и людских ресурсов. Индустриализация потребовала определённой политики в области накоплений, т.к. нельзя было рассчитывать на то, что средства, необходимые для финансирования индустриализации будут накапливаться самотёком. Ответ 5 (начало): Иностранный капитал участия в финансировании индустриализации в СССР не принял и расчитывать приходилось на внутренние ресурсы. Ответ 5 (конец).Основные каналы накопления средств для индустриализации определила ХУ конференция ВКП(б) осенью 1926 г. На неё был выдвинут лозунг, призывавший народ в исторически короткий срок догнать и перегнать капиталистический мир. Это были:

1. Накопления обобществлённой промышленности;

2. Доходы других отраслей народного хозяйства, привлекаемые через госбюджет;

3. Сбережения трудящихся, привлекаемые через сберкассы, внутренние займы и т.д.

В середине 20-х гг. доходы госбюджета составили 5 млрд.руб. в год. Этого было недостаточно для финансирования индустриализации. Поэтому в области накоплений политика индустриализации опиралась на чрезвычайные меры. Одна из таких мер - "добавочный налог", которым было обложено крестьянство и который перераспределял средства из сельского хозяйства в индустриализацию с помощью определённой политики цен. Крестьянство переплачивало государству, покупая промышленные товары по сравнительно высоким ценам, и в то же время недополучало, осуществляя поставки государству хлеба по низким ценам. Только в 1926 г. на одних промышленных товарах крестьянство переплатило государству свыше 1 млрд. руб. В июле 1928 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) Сталин обосновал это как "дань" с крестьянства. Этот добавочный налог, который был способом "перекачки" средств из сельского хозяйства в промышленность (аналогично идее Преображенского), ВКП(б) рассматривала как временную и вынужденную меру. Хотя эта политика начала постепенно пересматриваться только не ранее 60-х гг. Сбережения населения были привлечены к финансированию индустриализации через сберегательные кассы, а также посредством внутренних займов, которые под названием "займов индустриализации" выпускались ежегодно с 1927 г. Выполнение плана индустриализации в 1 пятилетке обеспечивалось также за счёт ограничения потребления внутри страны: для закупок намеченного планом промышленного оборудования за границей в годы 1 пятилетки был форсирован экспорт хлеба - в ущерб внутреннему потреблению. При росте городского спроса и трудностях в хлебозаготовках в связи с коллективизацией, это привело к ухудшению продовольственного снабжения городов, которое вновь стало строиться на карточной основе. С 1929 г. снабжение хлебом и сахаром в городах осуществляется на карточной основе, которая распространяется и на некоторые промышленные товары.

В 1931 г. советские закупки составили 1/3 мирового экспорта машин и оборудования, а в 1932 г. - даже около 1/2. В обмен на это шёл хлеб. План хлебозаготовок осуществляется неукоснительно и от него не отступили даже в неурожайном 1932 году.

В годы П пятилетки 80-89 % оборудования, установленного на советских заводах, было закуплено на Западе. Это было обеспечено зерновым экспортом, на долю которого приходилось 40 % всей экспортной выручки СССР в 1928 - 1932 гг. Всего за 1 пятилетку было вывезено 13 млн. тонн зерна ли почти 15 % его товарной массы. Таким образом за импорт станков деревня расплатилась колхозами и голодом 1932-1933 гг., от которого погибло много крестьян, особенно на Украине. Это цена индустриализации.

Чтобы осуществить намеченные капитальные затраты проводилось сдерживание роста заработной платы (т.е. те же средства распределялись между большим количеством рабочих), строжайший режим экономии, а также "авралы", когда люди после завершения рабочего дня оставались на рабочих местах для завершения срочных работ. Помимо этого: бесплатный труд миллионов заключённых, форсированное производство водки, эмиссия бумажных денег. Все эти меры позволили создать за 5 лет - с 1928 по 1930 гг.- фонд в 65 млрд.руб., вложенных в новое капитальное строительство. Главным же источником была перекачка средств из сельского хозяйства. Но пока крестьяне оставались собственниками своего продукта, они могли отказаться сдавать свою продукцию по низким ценам. И тогда, в ходе коллективизации, землю у крестьян отобрали, и государство без проблем стало получать продукцию сельского хозяйства у колхозов бесплатно или почти бесплатно. Таким образом, Сталин развил идеи Е.Преображенского, который предполагал покупку продукции у крстьян, хотя и по заниженным ценам. Так обеспечивался экспорт хлеба за границу в обмен на оборудование (хлеб-валюта-оборудование). Наибольшую выручку за вывоз хлеба удалось получить в 1930 г. - 883 млн. руб. В тот же год продажа нефтепродуктов и лесоматериалов дала более 1 млрд. 430 млн. руб.

"Великий перелом" в воспроизводственных пропорциях 1929 -1931 гг. кончился бы крахом денежной системы и государственных финансов, если бы не жёсткие меры рестрикции и предотвращение вынужденных сбережений.

Возрастание уд веса малоквалифицмрованного труда, закрепощение колхозников и перевод их на натуральное снабжение с приусадебных участков, формирование "спецконтингентов" дарового труда - всё это обеспечило рост занятости без соразмерного увеличения потребительского спроса. Из средств специального монитарного характера надо упоминуть займы. Всё это обеспечило относительную стабильность денежной системы, хотя напряжение форсированной индустриализации увеличивало номиналы цен и доходов. Так, во П пятилетке фонд заработной платы рабочих и служащих увеличился в 2,5 раза при планировавшемся приросте на 55 %. Розничные цены не снижались, а быстро росли.

В последующие годы цены на зерно на мировом рынке резко упали. Экспорт большого количества хлеба в 1932-1933 гг. принёс всего 389 млн. руб, а вывоз лесоматериалов примерно 700 млн,. нефтепродуктов - столько же. Только продажа пушнины в 1933 г. позволила выручить средств больше, чем за вывезенный хлеб. Зерно изымалось у крестьян по баснословно низкой цене, а увеличение добычи и экспорта нефтепродуктов и других видов прибыльной продукции требовало значительных усилий.

В этот период происходит свёртывание НЭПа и вормирование командно-административной системы. Происходит переход к директивному планированию. Первым перспективным комплексным планом был план ГОЭЛРО - декабрь 1920 г. В востановительный период планирование развивалось от планов отдельных отраслей, к плану промышленности и к контрольным цифрам развития всего народного хозяйства, которые не имели директивного характера.

Уже в 1927 г. тресты были ориентированы не на получение прибыли, а на выполнение обязательного для каждого предприятия плана. Мобилизация ресурсов всех отраслей для осуществления строительной программы потребовала перераспределения средств из одних отраслей в другие (снова принцип "общего котла"), а это вело к свёртыванию хозрасчёта. Промышленные предприятия переводятся на государственную дотацию, а для перераспределения средств в пользу приоритетных отраслей в 1930 г. был ввелён налог с оборота,заменивший все виды прежних налогов, которые выплачивали предприятия. Второй вид выплат - отчисления от прибыли. У предприятия оставалась только та часть, которая по плану предназначалась для его нужд. Остальное поступало в госбюджет.

В 1929 г. были упразднены тресты. Основным звеном управления становились отдельные предприятия.Их основной задачей становилось выполнение плана, утверждённого ВСНХ. Предприятия формально переводились на хозрасчёт, но основным показателем деятельности предприятий становилась не прибыль, а разница между плановой и фактической себестоимостью.Сначала 1930 г. начался переход к созданию специализированных главных управлений (Главков), в подчинении которых находились предприятия одного профиля.

Хозрасчёт предприятия носил чисто формальный характер, он трактовался лишь как средство для достижения главной цели - выполнения плановых заданий. Хозрасчётными единицами с 1936 г. вновь стали главки, в непосредственном ведении которых находились предприятия союзного значения. С 1936 г. они держали в своих руках все финансовые и материальные ресурсы отрасли. Так как они являлись полными хозяевами в отрасли, то централизовали сбытовые и снабженческие функции. Аппарат управления рос и становился громоздким вместе с количественным ростом промышленности. Промышленностью стало сложно управлять из одного центра. Поэтому в 1932 г. функции ВСНХ (главный руководящий орган промышленности) перешли к вновь созданным общесоюзным Наркоматам тяжёлой, лёгкой и лесной промышленности. Затем произошло разукрупнение самих наркоматов. В 1939 г. их стало 6, а в 1940 г. - 23. Это означало усиление централизма.Такое раздробление на верху позволяло ужесточить контроль за предприятиями.

Отказ от принципов НЭПа в 1927-1929 гг. осложнил развитие экономики, поскольку административные методы игнорировали прибыль и рентабельность и, следовательно, подавляли хозяйственную инициативу и заинтересованность.

В 1940 г. был достигнут "потолок" внеэкономического принуждения. Рабочее время трудящегося было увеличено на 33 часа в месяц (закон 26 июня 1940 г о преходе на 8 часовой РД и семидневную неделю), самовольный уход с предприятия стал караться тюремным заключением. По закону от 10 июля 1940 г. выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Система становилась всё более похожей на систему хозяйственного руководства эпохи "военного коммунизма".

НЭП функционировала лишь до 1927 г. Отказ от неё связывют с возникновением фашизма и нарастанием военной опасности в Европе. Но это неверно. Фашизм в Германии пришёл к власти в 1933 г., а НЭП был свёрнут в 1927 -1928 гг.

Сейчас трудно ответить на вопрос: "Можно ли было осуществить индустриализацию, сохранив НЭП, и, следовательно, обеспечить её всем необходимым по линии товарообмена с деревней?" В принципе, это было возможно. Международная обстановка этому не препятствовала. Запад дал технику для индустриализации. Однако недостаточный уровень культуры у большинства и "революционная нетерпимость" толкали к упрощённым и волевым методам решения проблем. Эти воспользовался Сталин, создавший режим личной власти в стране.

 

11.5. Ш пятилетний план и итоги хозяйственного развития СССР в годы довоенных пятилеток.

В конце 30-х гг. утвердилась новая социальная структура хозяйства. В 1937 г. на долю общественного сектора приходилось 99,8 % валовой продукции промышленности и 98,6 % продукции сельского хозяйства, частнокапиталистический уклад в торговле был ликвидирован в 1930 г В эти годы вместо коммерческих методов, на которых строились отношения между предприятиями в период НЭПа, утвердилось директивное планирование. Оно оспиралось на товарно-денежные отношения.

Индустриализация и введение планового метода в советскую экономику преобразили не только народное хозяйство, но и социальную структуру населения: увеличилось городское население, исчезла мелкая городская и сельская буржуазия, исчезла безработица, возросла численность рабочих. Это новое состояние экономики и социальной структуры было закреплено в Конституции СССР, принятой в 1936 г.

ХУШ съезд ВКП(б) в марте 1939 г. сформулировал новую долгосрочную задачу - сравняться и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. По объёму промышленного производства СССР вышел на П место в мире после США.Уровень душевого промышленного производства составил в 1937 г. 15 % от американского.

Главная задача развития промышленности в Ш пятилетке состояла в укреплении военно-промышленного потенциала страны, как того требовало нарастание военно-промышленного потенциала страны. Этого требовало нарастание военного конфликта в Европе и на Дальнем Востоке. На военные нужды была ассигнована 1/3 пятилетнего бюджета (32,6 %), 84 % ассигнований на новое промышленное строительство было направлено в группу "А". В отраслевом отношении упор делался на развитие производства качественных сталей.В территориальном размещении промышленности - на восточные районы, получавшие 1/3 капвложений в промышленность.

Ш пятилетка была прервана войной, но за эти 3,5 года в строй вошло 3 тыс. крупных промышленных объектов, а выпуск промышленной продукции составил в 1940 г 30 % от уровня США. Развитие оборонной промышленности, преимущественно авиационной и танкововй, отразилось на замедлении роста производства не только в группе "Б", но и в отраслях группы "А" (на предприятиях этой группы гражданское производство сворачивалось).Выпуск тракторов по сравнению со П пятилеткой сократился в 2 раза, а производство чугуна и стали увеличилось всего на 3 %. Не была преодолена полностью диспропорция между ростом промышленности и электроэнергетики. Степень мезанизации сельского хозяйства несколько возросла - число МТС достигло 7 тыс. Они обслуживали 85 % колхозов. Валовые сборы зерна оставались на прежнем уровне, поголовье скота не было восстановлено и животноводческой продукции в 1940 г. производилось меньше, чем в 1928 г.

Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны экономика СССР имела во многом другой облик, чем в 1925 г. Национальный доход с 1928 до 1940 г. вырос в 5 раз. Промышленность превысила уровень 1913 г. по объёму производства в 7,7 раза. В 1940 г. действовало 9 тыс. новых промышленных объектов. В эксплуатации находилось на 20 тыс. км железных дорог больше, чем в 1925 г. Отрасли группы "А" и"Б" как бы поменялись местами: в 1940 г. доля первых составила 61,2 % в общем объёме промышленного производства против 35,1 % в 1913 г. Численность рабочих и служащих достигла 33,9 млн.чел., а рабочий класс в промышленности - 8,3 млн. чел. На долю новых восточных промышленных районов в 1940 г. приходилось 22 % электроэнергии, 32 % стали, 36 % угля общесоюзного производства

Достигнутый уровень промышленного производства, особенно в восточных районах, составил основу для снабжения Советской Армии вооружением в годы Великой Отечественной войны.