IV. Глоссарий

Говорение – вид речевой деятельности, посредством которой, совместно со слушаньем осуществляется вербальное общение.

Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам и цель этой направленности достигнуть необходимого воздействия на слушателя.

Диалогическая речь – процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

V. Вопросы для самоконтроля

Блок I.

1. Приведите классификацию опор.

2. Какие опоры называют смысловыми, а какие содержательными?

3. Назовите важное условие использования опор.

Блок II.

4. Назовите, что можно отнести к вербальным опорам.

5. Скажите, какое значение для обучения говорению играют вербальные опоры.

6. Что такое ЛСС? Когда их можно использовать?

Блок III.

7. Формированию каких навыков и развитию каких умений способствуют схематические опоры?

8. Назовите требования к схемам.

Блок IV.

9. Что может использоваться в качестве иллюстративных опор?

10. Почему задание «Опишите картину» является методически неверным?

 

VI. Дидактический практикум

1. Подходит к концу урок развития речевого умения, и учитель, желая убедиться в плодотворности работы на уроке, предлагает классу: «Составьте высказывания и употребите все новые слова». При этом каждый ученик получает листок со словами, которые он должен употребить.

Если даже ученик употребит все слова, означает ли это, что он ими владеет?

2. Усваиваются лексические единицы: «находиться», сочетание «на улице» и т. п. Тема — «Город». Учитель вывешивает большую схему города либо показывает отдельные схемы через эпидиаскоп. Когда слово, например «находиться», отработано на основе схемы, следуют вопросы для использования этого слова в высказывании о личном опыте. Могут ли такие вопросы содержать усваиваемое слово? Почему?

3. Сформулируйте задания для работы с картиной «Зима».