Подготовка фильма к монтажу

ГЛАВА 2. МОНТАЖ ПРОСТОГО ФИЛЬМА

Работа с проектами.Каждый раз в начале монтажа нового материала создается новый файл проекта, в котором этот материал будет находиться. Каждый проект может включать несколько типов элементов, таких как видео, музыка, звуковые эффекты, закадровый текст и графику, которые комбинируются определенным образом при монтаже. Элементы проекта отображаются в окне Browser на вкладке проекта.

При запуске Final Cut Pro открывается либо последний проект, над которым работали, либо новый проект без названия. В окне Browser есть вкладка с именем проекта.

После настройки начальных установок и настройки системы (описано выше) проект нужно сохранить. Для этого нужно выбрать в меню File > Save Project As…. В появившемся окне Save(рис. 2.1) пишется название проекта и выбирается папка для его сохранения. При нажатии на треугольник справа названия проекта окно Save примет развернутую форму.

 

 

Рис. 2.1 Окно Save

 

Как уже говорилось, проект может содержать четыре типа элементов: клип, аудиоклип, эпизод, Bin (Корзина). Перед монтажом фильма в проект нужно добавить или импортировать эти исходные составляющие. Для этого нужно в меню выбрать File > Import > Files, в появившемся окне Choose a File (рис. 2.2) выбрать файл, который нужно импортировать и нажать Choose. При необходимости, можно импортировать целиком папку с файлами. Для этого необходимо выбрать File > Import > Folder, в появившемся окне Choose a Folder нужно выбрать папку, и нажать Choose.

Чтобы просмотреть элементы проекта можно выбрать одно из двух представлений: значки изображений или алфавитный список. При просмотре документов в виде значков с использованием одной из опций View as Icons отображается эскиз каждого видеоклипа. Эскиз – это визуальное представление содержимого клипа. С помощью команды View as List клипы располагаются в списке в алфавитном порядке.

 

 

Рис. 2.2. Окно Choose a File

 

Чтобы выбрать то или иное представление нужно щелкнуть правой кнопкой на пустой серой области в столбце Name в окне Browser. Появившееся всплывающее меню содержит три команды View as Icons, каждая из которых представляет свой собственный размер значка или изображения, а также команду View as List(рис. 2.3). Флажок рядом с одной из команд говорит о том, что на данный момент выбрано именно это представление.

С помощью этого же всплывающего меню можно выбрать размер шрифта, которым отображены элементы проекта. Для этого во всплывающем меню нужно выбрать Text Size > Small (Medium, Large).

Рассмотрим упорядочивание элементов проекта. Ключевым моментом здесь является сортировка клипов и элементов в корзинах, аналогично сортировке электронных документов в папках. В корзинах также можно создавать вложенные корзины, аналогично вложенным папкам в родительских каталогах.

Первым шагом для упорядочивания проекта является создание новых корзин для сортировки элементов проекта. Создать корзину можно одним из следующих способов:

1. Выбрать в меню File > New > Bin.

2. Использовать комбинацию клавиш {Command + B}.

3. В окне Browser щелкнуть правой кнопкой мыши на серой области под столбцом Nameи выбрать в контекстном меню команду New Bin(рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Всплывающее меню в окне Browser

 

После выполнения одного из трех, приведенных выше, действий в браузере появится новая корзина с именем по умолчанию Bin 1 (Bin 2, Bin 3 и т. д.) (рис 2.4). Если требуется, корзине можно присвоить другое имя.

После создания корзин, предназначенных для упорядочивания элементов проекта, нужно разложить элементы в соответствующие корзины. Предварительно выделив эти элементы, можно перетащить их в соответствующие корзины. В корзину можно перетащить один элемент или группу элементов одновременно. Различные способы выделения элементов в окне Browser соответствуют стандартным способам выделения элементов на компьютерах Mac.

 

Рис. 2.4. Создание корзин в окне Browser

 

Чтобы удалить корзины из проекта, нужно щелкнуть по корзине один раз, чтобы выделить элемент и нажать {Delete}.

Для просмотра клипов понадобится быстрый доступ к ним в корзинах. Существует несколько способов упрощенного доступа к содержимому корзин. Рассмотрим эти способы.

1. Нужно щелкнуть на треугольнике дерева рядом с корзиной, чтобы отобразить ее содержимое (рис. 2.5).

 

 

Рис. 2.5. Работа с корзинами в окне Browser

 

2. Дважды щелкнуть на корзине. Она откроется в отдельном окне, которое можно переместить в любое место интерфейса (рис.2.6).

3. Чтобы просмотреть содержимое корзины другим способом, нужно удерживать клавишу {Option} и дважды щёлкнуть на корзине. Корзина откроется в отдельной вкладке, рядом с вкладкой проекта (рис. 2.7).

Имя корзин настраивается аналогично имени других элементов. В каждой корзине можно использовать свое собственное имя.

 

Рис. 2.6. Корзина (Bin), открытая в отдельном окне

 

 

 

Рис. 2.7. Корзина (Bin), открытая во вкладке в окне Browser

 

Для перехода к определенной корзине можно также использовать «быстрые клавиши»:

- нужно выделить корзину, затем нажать клавишу с правой стрелкой, чтобы отобразить содержимое корзины, нажать клавишу с левой стрелкой, чтобы скрыть содержимое корзины;

- нажать клавиши со стрелкой вверх или вниз, чтобы выбрать другую корзину на том же уровне;

- нажать клавишу с правой стрелкой один раз, чтобы открыть корзину, после чего нажать на нее еще раз, чтобы переместить курсор выделения в корзине на первый клип, затем нажать клавиши со стрелкой вниз или вверх для перемещения по клипам в корзине;

- чтобы закрыть корзину, нужно два раза нажать на клавишу с левой стрелкой.

Чтобы работать сразу с несколькими эпизодами потребуется создать новые вкладки с эпизодами, для этого нужно выбрать в меню File > New > Sequence, либо нажать комбинацию клавиш {Command + N}. Новый эпизод можно также создать, вызвав контекстное меню в окне Browser (рис. 2.3), и выбрать в появившемся меню New Sequence. При необходимости эпизод можно переименовать.

Работа с клипами и эпизодами.Окно Viewer – это место воспроизведения и пометки исходных клипов во время подготовки к монтажу. Окно Viewer содержит несколько вкладок в своей верхней части (рис. 2.8). По умолчанию открывается первая вкладка – Video, здесь можно воспроизводить клипы и ставить метки. Вкладка Audio предназначена для более детальной работы со звуковым сопровождением клипа. Вкладки Filters и Motion используются при создании эффектов.

 

 

Рис. 2.8. Окно Viewer

 

Чтобы просмотреть или отобразить клип в окне Viewer, его необходимо открыть из окна Browser. Существует несколько способов открыть клип в окне Viewer.

1. Дважды щелкнуть на клипе в окне Browser.

2. Перетащить клип из окна Browser в окно Viewer и отпустить кнопку мыши.

3. Выбрать клип в окне Browser и нажать клавишу {Enter}.

На панели заголовка окна Viewerотображаются название клипа и проекта. Размер окна Viewer можно увеличить, как это было описано выше.

Чтобы воспроизвести клип, нужно нажать кнопку Play в окне Viewer (рис. 2.8) или кнопку {Space} (Пробел) на клавиатуре. Полоса под областью изображения называется областью воспроизведения. Расстояние между левым и правым краем полосы отражает полную длительность клипа. Непосредственная длительность клипа отображается в поле Timecode Duration в левом верхнем углу окна Viewer. Вертикальная линия с треугольником называется Playhead. Ее положение соответствует определенному кадру клипа. В правом верхнем углу окна Viewer есть поле Current Timecode, число, отображаемое в этом поле, представляет собой временной код кадра, на котором в данный момент расположена Playhead.

При открытии клипа с наложенным звуком в окне Viewer появится вкладка Stereo или Mono, в зависимости от числа каналов звуковой дорожки клипа (рис. 2.9). Если присутствуют два канала, они могут отображаться в виде стереопары, либо на двух отдельных вкладках Mono.

 

 

Рис. 2.9. Вкладка Stereo (a1a2) окна Viewer

 

Чтобы открыть в окне Viewer последние клипы, с которыми работали, нужно щелкнуть на кнопке всплывающего меню Recent Clips в правом нижнем углу окна Viewer(рис. 2.10). Последний из клипов располагается наверху списка. Меню отображает по умолчанию 10 последних клипов, но их число можно настроить в окне User Preferences (клавиши {Option + Q}), чтобы сохранять вплоть до 20 клипов.

 

 

 

Рис. 2.10. Меню Recent Clips

 

Для навигации по клипам в окне Viewer есть кнопки перехода, а также предусмотрена возможность использования комбинаций клавиш. Кроме того, отображается перфорированный край пленки при нахождении метки воспроизведения на первом или последнем кадре клипа (рис. 2.11.).

 

 

Рис. 2.11. Первый и последний кадры клипа

 

Чтобы осуществлять навигацию по клипам, нужно открыть клип в окне Viewer. Чтобы отобразить последний или первый кадр открытого клипа, нужно нажать кнопку {End} или {Home}, соответственно. Также можно воспользоваться клавишами со стрелкой вниз и стрелкой вверх, соответственно, либо воспользоваться кнопками Go to Next Edit или Go to Previous Edit, соответственно, справа и слева по краям от кнопки Play (рис. 2.8) в окне Viewer.

Клавиши со стрелками вправо и влево являются хорошим способом покадрового перехода к началу или концу определенного действия. Можно также удержать клавишу со стрелками для перехода с замедленной скоростью воспроизведения.

При использовании клавиши {Shift} в комбинации с клавишами стрелок влево и вправо происходит перемещение метки воспроизведения назад и вперед, соответственно, на 1 секунду.

Перетаскивание Playhead позволяет перейти в определенное место клипа, отслеживая положения по содержимому в области воспроизведения.

Для перехода и прокрутки кадров можно также использовать ползунок и роликовый регулятор. Они работают аналогично традиционным элементам управления на видеомагнитофонах.

Клавиши {J}, {K}, {L} обеспечивают альтернативный способ перемещения по клипу (как это описано в разделе 1.3).

Чтобы переместиться к определенному моменту клипа (к определенному времени) нужно щелкнуть на поле Current Timecode и ввести требуемый временной код, после чего нажать клавишу {Return}.

Все команды воспроизведения и перехода, используемые в окне Viewer могут быть задействованы в окнах Canvas и Timeline, при этом иногда наблюдаются несколько различные результаты. Названия эпизодов отображаются на вкладках вверху окон Canvas и Timeline.

Окно Canvas содержит метку воспроизведения и область перемотки, аналогично Viewer. В окне Timeline видеоклипы, помеченные синим цветом, и звуковые дорожки, помеченные зеленым цветом, располагаются в горизонтальных треках. Эти треки являют собой линейное представление временной линейки; отсчет времени производится слева направо (рис. 2.12).

 

 

Рис. 2.12. Окно Timeline

 

Область перемотки в окне Canvas представляет собой длину всего эпизода, а не одного клипа. Это значение длины отображается в поле Timecode Duration,расположенном в левом верхнем углу.

При воспроизведении Playhead в области линейки Timeline перемещается вместе с Playhead в окне Canvas; окно Canvas показывает изображение, а окно Timeline отображает графическое представление отдельно смонтированных фрагментов.

В окнах Canvas и Timeline клавиши со стрелками вверх и вниз перемещают метку воспроизведения на первый кадр предыдущего или следующего клипа. Символ в левом нижнем углу окна Canvas, напоминающий букву «L», является обозначением того, что Playhead находится на первом кадре монтируемого клипа. Обратный символ «L» в правом нижнем углу окна Canvas обозначает, что метка воспроизведения находится на последнем кадре монтируемого клипа. Вертикальный синий прямоугольник в правой части окна Canvas обозначает, что Playhead находится в конце эпизода (рис. 2.13).

 

 

 

Рис. 2.13. Обозначение первого и последнего кадров клипа и последнего кадра эпизода

 

Чтобы воспроизвести смонтированный эпизод в полноэкранном режиме на мониторе компьютера, нужно расположить метку воспроизведения в начале эпизода и выбрать View > Video Playback > Digital Cinema Desktop Preview – Main. Затем нажать клавиши {Command + F12}. Для навигации по источнику, после отображения во весь экран, нужно использовать клавиши {J}, {K}, {L}. Чтобы выйти из полноэкранного режима, нужно нажать клавишу {Escape}.

Чтобы пометить определенные действия в исходных клипах, нужно установить монтажные точки в окне Viewer. Для этого существуют следующие способы:

- кнопки Mark In и Mark Out в окне Viewer(рис. 2.14);

 

Рис. 2.14. Кнопки Mark In и Mark Out

 

- клавиши {I} для установки точки In и {O} для установки Out.

После установки точки In и OutIn и {O} для установки Out.

После установки точки In и Out остаются в клипе, если не менять их местоположение или полностью не удалить. Монтажные точки можно менять, удалить и перемещать. При работе со звуковыми эффектами или статическим видеоматериалом можно ввести длительность для определения длины монтированного фрагмента, а не искать определенное действие для метки.

При пометке клипа значение длительности в поле Timecode Duration в окне Viewer будет меняться, отражая только длину помеченного фрагмента. Новые метки In и Out отобразятся в области перемотки в том месте, где находится Playhead.

Чтобы воспроизвести отмеченный фрагмент клипа, нужно нажать кнопку Play In to Out слева от кнопки Play (рис. 2.8). Чтобы просмотреть первый или последний кадры отмеченной области клипа, нужно нажать {Shift + I} или {Shift + O}, соответственно. Все комбинации клавиш, связанные с начальной или конечной меткой, включают клавиши {I} и {O}.

Сохранение, скрытие и выход в программе Final Cut Pro осуществляется так же, как и в любом другом приложении Apple – через меню или с помощью комбинаций клавиш, которые описаны в разделе 1.3.