Tafel I.
zu S. 41.
il.V/'K. Entsiefumg и, ЕпЫ'кНшщ eiiur urvsrmt.h.ijtl. f.U.vjifrr
Л us Sindrene 'Oesolll 'Bwx. Suorum humani corporis fabric:» llbrorum epitome cum annofaiionibus S/flcofal iFontanl, Amsterdam 1642.
Рис. 1
Aus '/('оиюсгсИ. SoMionsiehnili. Jena 1912. Kcnno Ж-hwabe ft Co.. lintel 1035.
Au« tTtiomoc 'Barlfiotlnl Anatome, Lucdurii Batavorum 167 V
Tafel II.
zu S. 7:2.
FLECK* EnMehung и. Et\hvicktung viner wissen&chafll. jMsjchc
M
LmJ
das Komplement
das Ar
der Amboceptor
die Binduny dieser drei Siolli*
ustk-orb, Nach Meittmonn.
Schema der Reaklion nach Hcrdet-Gengou'. das Komplement isl in der ersten Bi iduny verbraucht worden, also Iceine /.weite Binduni> (Haemolyse) nflftch
Рис 2
Benno Schwabc & Co.. Basel №35.
Tafel III. S Ml o. 147
VIVA,К. I'liisNhiiric M. f'.rBlwrfiirij:
Die Vesalsche.n Sk-clcttfiauren. Nneh Jiolfi.
Btla-icklmig Ыте wimtmiMHI. Tit&jchc Tafel IV.
CK, Entstelumg и.
ш 5. 145.
Au«enquersch nut, 1539. Nach Sudfioff.
Cichirnoberflache. Aus rOesa!s lipitome, 1543.
Bemio Kciswabe & Co., B:i.4( | 1930.
AuatiMiiisihc Abbiidunycn von> J.ihrc И 55, Nach Sudfioll.
SkeleUfiuvH von !Л2У
Pt-rsisrhe an.itum. Abbildunscn.
Nach ,7/йусг - Sleinea ЬиМоЦ.
Um 1460. Nach Wctodter.
I'oetas in uteio. —
1 Fleck L. 0 niektorych swoistych cechach myslenia lekarskiego //Archivum historii i filozofii medycyny oraz historii nauk przyrodniczych / 1927, t. 6, ss. 55-56; Zur Krize der «Wirklichkeit»//DieNaturwissenschaften. 1929, Bd. 17, № 23, SS. 425-430; Zur Frage der Grundlagen der medizinischenErkenntnis// Klimsche Wochenshaft. 1935, Jahr, 14,S. 1255; 0 obserwacji naukowej i postrzeganiu w ogole // Przeglqd Filozoficzny/ 1935, t. 38, ss. 57-59, а также работы, переведенные в данном сборнике.
1 Kuhn Т. Foreword // Fleck L. Genesis and Development of a Scientific Fact. Chicago, L.,.1979. P. vii-xi.
3 Merton R. K. Science, Technology, and Society in Seventeenth Century England. N.-Y., 1970, p. 221 ff. Монография Мертона впервые была опубликована в 1938 г.
1 Ibid.
macer, livens, piger, ad motiones ineptus, moestus, gemebundus, et ad omnes actiones impotens... [Через три месяца он почувствовал боль во всех суставах, у него стали выпадать волосы, изменилось лицо, он исхудал, посинел, стал апатичен, печален, двигался с трудом, вздыхал и был не способен к какому-либо занятию... В середине весны он по совету врача принял Guaiacum и вполне излечился, избавившись от болезни]». «Dicant modo Paradoxorum defensores, — вопрошает Томитанус скептиков, — an hie morbus, ab hac causa emanans, sit ex antiquis affectionibus, an novus et inauditus? [Пусть ответят скептики, является ли болезнь, приобретенная подобным образом, одним из давно известных заражений или же новым, о котором ранее мы не слыхали?]». Если этот рассказ мы читаем с простодушной надеждой на то, что здесь имеет место «святое наблюдение», «простое, решающее видение», мы вскоре должны быть разочарованы. Во всяком случае, рассказ не лишен неясностей. Инкубационный период при сифилисе никогда не продолжается 24 часа; это возможно при мягком шанкре. Гнойники также появляются при мягком шанкре, при сифилисе же их никогда не бывает. С другой стороны, описанные здесь вторичные симптомы, имевшие место через три месяца, не могут быть связанными с мягким шанкром, зато они вполне могут быть связан, ны с сифилисом либо с другой «неспецифической» болезнью. Decoctum guaiaci — распространенное средство от сифилиса в тогдашней врачебной практике — указывает только на то, что врач подозревал у больного сифилис. Ничего не доказывает и успешный эффект лечения, поскольку Dec. Guaiaci не является специфическим средством против того, что мы сегодня называем сифилисом.
Вся история болезни рисует схематическую и неясную картину мистической болезни греховного наслаждения (невинность, соблазнение, наказание на половые органы, общее заболевание, излечение применением Dec. Guaiaci). Перевести эту историю на язык современной медицины невозможно. По крайней мере, мы не можем считать это «чистым случаем»; некоторые симптомы и их последовательность могли бы быть обнаружены через три месяца после смешанного заражения: мягкий шанкр + сифилис либо мягкий шанкр + независимое невенерическое заболевание (см. также примечание на с.122).
1 Hermann J. Es gibt keine constitutionelle Syphilis: Ein Trostwort fur die gesamte Menschheit. Hagen in Westphalia, 1891. У него были последователи, и подобные мнения могли высказываться и цитироваться даже спустя 12 лет после открытия Нейссе- ром возбудителя гонореи в 1879 г. и два года спустя после того, как Дюкрей (Ducrey) открыл возбудителя мягкого шанкра в 1889 г. Германн основывает свою теорию на том факте* что он обнаружил ртуть в выделениях больных, у которых другие врачи диагностировали конститутивный сифилис, подобно тому как у рабочих зеркальных фабрик, страдавших ртутными отравлениями, обнаруживались общие и часто весьма сходные симптомы. В этих симптомах, связанных со ртутью, Германн видел конститутивное, наследуемое и очень разнообразное в проявлениях заболевание. Он лечил своих пациентов без использования ртути и заявлял, что никогда не наблюдал возврата заболевания, а имели место только повторные, свежие заражения. Его мнения, таким обра
3 Philippe Ricord, 1800-1889.
1В двух вариантах: французская и немецкая теории.
5 «Если вскрыть шанкры, под их поверхностью находятся струпья. Причиной тому обильная густая и пенистая кровь, зараженная ядовитым началом». (Ibid., S. 88).
4 Bloch I. Op. cit., S. 98.
2 Практически далеко не всегда по причине нередких ошибок при выращивании экспериментальных культур и прививках.
г Отвратительная обязанность. — Прим. перев.
1 Тем, кто хотел бы убедиться в этой невозможности, я посоветовал бы ознакомиться с содержанием спора между Бете (Bethe) и анатомами на страницах «Klinische Wo- chenschrift», 1928 г. [Среди участников спора были Аккерм,,анн (Ackermann), Фик (Fick), Фрёлих (Frohlich), Гёпперт (Goppert), Голдстейн (Goldstein) и Петерсен (Petersen). — Прим. ред. англ. перевода.]
7 Nageli О. Allgemeine Konstitutionslehre in naturwissenschaftlicher und medizini- scher Betrachtung. Berlin. 1927, S. 50, 51. Несмотря на явно выраженные у.Нэгели обвинения, я все же полагаю, что причина не сводится к простой mala fides [недобросовестности (лam.). — Прим. перев.] у Камерера, оригинального и способного исследователя.
2 Хотя еще никто не сомневался в коллективном происхождении таких ментальных -
образований, как язык, народная песня, фольклор и т. п.
5 Jerusalem W. Op. cit., S. 183.
5 Само по себе (пат.). — Прим. перев.
64 случаях был обнаружен специфический сифилисный антиген; в то же время 7 вытяжек из мозговой ткани людей с прогрессивным параличом реагировали отрицатель
но (тогда еще не удалось показать наличие спирохет в мозговой ткани больных прогрессивным параличом). Четырнадцать контрольных тестов с несифилитическим тканевым материалом дали одинаковый отрицательный результат» (WeilE. Op. cit., S. 967).
06 открытии антигена, которое впоследствии было полностью отвергнуто, пишет Брук: «Чтобы исследовать, можно ли превратить связывание комплемента при обнаружении антигена также и в клинически используемую техническую процедуру, Нейс- сер, Брук и Шухт пытались проверить сыворотку, содержащую антисифилитические антитела, на вытяжках из кровяных корпускул пациентов-сифилитиков. Результаты, которые вначале выглядели довольно обещающими, вызывали, однако, возражения, и потому из них нельзя было сделать последовательных выводов. Однако выяснилось, что и вытяжки из крови сифилитиков биологически отличны от вытяжек, взятых у здоровых людей. В чем состоит это отличие: в повышенном содержании антигена в крови сифилитиков или в иных факторах — неизвестно. Сегодня, когда мы уже немного ориентируемся в существе реакции, эти попытки имеют лишь второстепенное значение (Bruck С. Op. cit., S. 7).
Выделенное мною курсивом слово «также» в первом предложении этой цитаты соответствует не тому, как обстояло дело в 1906 г., а именно «второстепенному значению» этих тестов, которое они имели для Брука только в 1924 г.
г Laubenheimer K. Serumdiagnose der Syphilis // Ко lie W., Kraus R., Uhlenhuth P. Op.
cit. Bd. 7, S. 216.
1 В основе того, что некоторый факт может рассматриваться в отрыве от специфического контекста его развития, лежит преувеличение какого-то одного мыслительного ограничения, взятого в искусственной изоляции от остальных. Активные элементы знания в таком случае выглядят как нарушения нормального хода познания, которые следует преодолеть. Они как бы играют роль трения, которое тормозит, а не усиливает движение. Но если рассматривать факты в их взаимосвязи и развитии, то скоро выясняется, что активные и пассивные элементы какого бы то ни было знания многократно меняются ролями. Активность или пассивность этих элементов — это то, что определяется стилем мышления. Возвращаясь к отношению между реакцией Вассермана и сифилисом, можно сказать, что понятие «сифилис» для современного знания является в высокой степени активным; «реакция Вассермана» — менее активным, а отношение между этими двумя понятиями должно считаться пассивным. Для того, кто рассматривает эту болезнь как кару за греховное наслаждение, посылаемую Высшим существом, сифилис — это пассивный (объективный) факт, а реакция Вассермана — активный (искусственный) конструкт, который вообще не имеет прямого отношения к сифилису, поскольку к так понимаемому сифилису следовало бы добавить гонорею и прочие венерические заболевания. Даже если бы на понятие сифилиса накладывалось то мыслительное ограничение, которое соответствует сегодняшнему знанию, то и в этом случае связь (если вообще можно было бы говорить о какой-либо связи) с реакцией Вассермана оставалась бы неясной: ведь результат этой реакции зависит от стадии заболевания и потому не может быть поставлен в однозначное соответствие с понятием абсолютной, объективной, независимо существующей болезни. Если мыслить последовательно, то пришлось бы считать реакцию Вассермана, само понятие сифилиса и различные классификации этой болезни кощунственными софизмами, ибо кара за греховное наслаждение лучше распознается моральным анализом совести, а не лабораторным анализом крови. В приведенной ранее истории болезни из XVI столетия (см. главу 1, с. 29, прим. 2) диагноз, помимо прочего, основывался на анализе греха, совершенного невинным и благочестивым юношей; поэтому здесь речь шла не о современном понимании сифилиса как болезни, а о примере наказания за греховное наслаждение в соответствии с понятиями того времени. Для автора этой истории реакция Вас сермана (как и ее отношение к сифилису) была бы совершенно непонятной, чем-то вроде ложной игры ума. При рассмотрении этого казуса XVI века одна связь представляется особенно интересной: схематически этот случай соответствует общей картине сифилиса в современном значении этого термина, в то же время детали существенно противоречат этой картине. Очередность симптомов указывает на сифилис: после полового сношения — первичное заражение, затем поражение суставов, позднее, через некоторое время — общие симптомы. Детали (временные интервалы, отдельные симптомы, описанные выше) не соответствуют современному знанию об этой болезни. В те времена форма этой болезни была известна в общих чертах, детали же были-выяснены намного позднее. Таким образом, форма, так сказать, ждала своей реализации. Она гипотетически прикладывалась и к тем случаям, к которым она в принципе неприменима. Было ли это простым заблуждением? Или, может быть, рождение некоторого общего понятия всегда выглядит так, что вначале оно появляется слишком широким и неясным, а затем обогащается содержанием и приобретает более узкие очертания?
1 Множественной скромности (лam.). — Прим. перев.
1 В силу этого (лam.). — Прим. перев.
1 А 7