Анализ доходности и структуры бизнеса

Реструктуризация компаний, обоснование ее целесообразности является сложнейшей организационной и финансовой проблемой. По мере роста в условиях ограниченности ресурсов любая компания сталкивается с необходимостью анализировать возможности роста своей результативности, в том числе перераспределяя ресурсы в пользу тех направлений, которые дают данному бизнесу максимальную отдачу.

При решении вопросов реструктуризации бизнеса к релевантным будут относиться доходы и затраты, возникающие как дополнительный эффект в результате перетока клиентов от одних частей бизнеса к другим. Например, при открытии нового магазина торговой сети вмести с прогнозом количества покупателей в этом магазине следует рассмотреть как релевантные затраты падения покупательского потока в других магазинах сети в связи с тем, что часть покупателей (перейдет) из старых магазинов в новые.

В практике работы реальных компаний для решения вопроса реструктуризации, а в особенности – о продаже наименее продуктивных активов с целью более доходных вложений средств, следует принять во внимание не только экономические аспекты (доходность), но и неэкономические (социальные, политические и т.д.), Окончательное решение актива следует принимать на основании комплексной оценки ситуации, в том числе и с точки зрения стратегической перспективы.

Активы компаний и отдельные сегменты бизнеса характеризуются разным уровнем доходности. Условия, при котором компании целесообразно продолжать использовать этот актив: доходность актива, критическая доходность.

Под критической доходностью можно понимать один из следующих показателей:

- требуемая доходность владельцев;

- средняя доходность по компании;

- средняя рыночная доходность и др.

Если уровень доходности отдельных активов хронически не достигает критического, периодически должен подниматься вопрос о целесообразности для компании владеть или управлять этим активом.

Определение границ активов

Критериями выделения единиц для определения доходности могут быть:

- возможность реализации отдельно от другого имущества организации (отдельно стоящее здание, поточная линия и т.п.);

- возможность эксплуатации независимо от экслуатации прочих активов организации (это может относиться, например, к части здания);

- общность технических характеристик и способов эксплуатации группы активов (например, автоколонна);

- доходы и/или расходы, четко идентифицируемые в общем потоки доходов и/или расходов предприятия (например, собственное производство различных лекарственных форм в аптечной сети);

- отдельные учетно-управленческие единицы используются в единой производственной цепочке (например, транспортный цех производственного предприятия).

В основу выделения активов может быть положен один или несколько из вышеназванных критериев. В каждом конкретном случае подход к определению границ активов будет индивидуальным, зависящим от особенностей предприятия.

Классификация активов

Оценка рентабельности действующих активов проводится на основе определения приростных доходов, генерируемых данным активом.

При этом как в оценке доходности актива, так и в разработке вариантов его реализации следует исходить из того, что все активы можно разделить на две группы:

- активы, которые напрямую генерируют доходы, оценка их рентабельности возможно прямым методом, т.е. путем выделения в потоке выручки, затрат и прибыли компании, составляющих, относящихся именно к этому активу (релевантных выручки и затрат). Рентабельность определяется отношением прибыли к активам;

- активы, для которых невозможно определить напрямую релевантные выручку и затраты – для них используется метод альтернативных затрат.

Для оценки рентабельности определяются приростные выручка и затраты. Приростная выручка равна разнице потоков доходов, которые получает предприятие от своей операционной деятельности при наличие данного актива и без участия его.

Приростные затраты –это разница между величиной затрат, которые предприятие несет владея активом, и затратами в случае, если бы актива в распоряжении предприятия не было. Рентабельность определяется отношением приростной прибыли к стоимости активов.

Алгоритм расчета доходности

1.Определить, к какой группе относится актив.

2.Поскольку оценка рентабельности актива осуществляется на основе годовых величин, требуется привести данные. Касающиеся выручки и затрат к годовой основе. Для этого следует найти величины выручки и затрат (по курсу на последний день месяца, к которому они относятся), усредненные по нескольким месяцам, и умножить на двенадцать.

3.Оценить рентабельность актива по одной из вышеприведенных формул.

Круг управленческих решений, принимаемых на основе информации о релевантных затратах не ограничивается рассмотренными проблемами. Подход использования релевантной информации является самым продуктивным не только в оперативном управлении производственной деятельностью организаций, но в принятии финансовых решений всех видов.

Роль учетной информации, прежде всего о затратах, в информационном поле любой организации трудно переоценить, однако, именно в раках управленческого учета бухгалтерские данные с помощью различных аналитических методик превращаются в информацию, пригодную для принятия управленческих решений.

Вопросы для контроля

1.В чем суть концепции релевантных затрат?

2.Какое отношение к концепции релевантных затрат имеет классификация затрат на переменные и постоянные?

3.Сформулируйте общий принцип принятия финансовых решений на основе релевантной информации.

4.Как следует учитывать степень загрузки имеющихся производственных мощностей при принятия решения о принятии дополнительного заказа?

5.Почему бухгалтерская калькуляция себестоимости обычно не подходит для принятия решений о принятии дополнительного заказа на производство?

6.Поясните значение термина «приростные доходы и затраты».

7.Самый общий подход к ценообразованию подразумевает, что цена должна покрывать все затраты, которые предприятие понесло для производства этого продукта. Всегда ли это так?

8.Поясните высказывание: самой нижней границей цены можно считать переменную себестоимость.

9.Каков самый нижний предел, ниже которого цену на продукт устанавливать нельзя?

10.Можно ли продавать товар ниже себестоимости? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

11.Поясните значение термина аутсорсинг. Почему появилась подобная практика? Каковы современные мировые тенденции в области аутсорсинга?

12.Какие факторы следует принять во внимание при рассмотрении проблемы производства комплектующих собственными силами или их покупке на стороне? Какие риски сопровождают действие этих факторов?

13.Какие затраты следует принять во внимание при рассмотрении проблемы при производстве комплектующих собственными силами или их покупки на стороне?

14.Какие доходы и затраты следует рассматривать в качестве релевантных при рассмотрении проблемы производства комплектующих собственными силами или их покупки на стороне?

15.Каковы критерии принятия решения об отказе от собственного производства комплектующих и размещении заказа на стороне?

16.Какие доходы и затраты следует рассматривать в качестве релевантных при рассмотрении проблемы замены производственного оборудования новым или ремонта старого?

17.Каковы критические принятия решения о замене производственного оборудования новым или ремонте старого?

18.Какие доходы и затраты следует рассматривать в качестве релевантных при рассмотрении проблемы прекращения деятельности некоторых сегментов бизнеса

19.Каковы критерии принятия решения о прекращении деятельности некоторых сегментов бизнеса?

20.С какими трудностями может столкнуться бухгалтер-аналитик в процессе выявления релевантных затрат при рассмотрении проблемы прекращения деятельности некоторых сегментов бизнеса?

21.Сформулируйте условия, при оторых компании целесообразно продолжать использовать этот актив или прекратить его деятельность.

22.На основе какого критерия проводится оценка рентабельности действующих активов в процессе анализа необходимости реструктуризации бизнеса?

23.Каким образом определяется приростная выручка для целей оценки необходимости реструктуризации бизнеса?

24.Каким образом определяются приростные затраты для целей оценки необходимости реструктуризации бизнеса?

25. Чем будет различаться процедура анализа релевантных затрат при рассмотрении проблемы реструктуризации бизнеса с точки зрения прекращения деятельности некоторых сегментов бизнеса и продажи этих сегментов?

26.Каким образом можно оценить необходимость и целесообразность реструктуризации бизнеса?

27.Опишите основные этапы процедуры оценки рентабельности отдельных активов или сегментов в рамках одного бизнеса.

28.Дайте определение понятию «управленческие решения».

29.Назовите классификацию управленческих решений в менеджменте и управленческом учете.

30.Обозначьте место управленческого учета в системе контролинга.