Защита электродвигателей
Повреждения электродвигателей:
1) замыкания на землю
Защита от замыкания на землю устанавливается на них при токе замыкания более 10 А (Р<2000 Вт), при мощности более 2000 Вт и при токе замыкания на землю более 5 А. Защита действует на отключение.
2) междуфазные КЗ
В качестве защиты используют токовую отсечку или продольную дифференциальную защиту, действующую на отключение.
Защита от витковых замыканий на электродвигателях не устанавливается. Ликвидация повреждения этого вида осуществляется другими защитами электродвигателей, поскольку витковые замыкания в большинстве случаев сопровождаются замыканием на землю или переходят в междуфазные.
Электродвигатели напряжением до 500 В защищают от к. з. всех видов (в том числе и от однофазных) с помощью плавких предохранителей или быстродействующих автоматических выключателей [7].
Ненормальные режимы работы электродвигателей:
1) перегрузка током больше номинального;
2) неполнофазный режим;
3) самозапуск .
1. Защита электродвигателей от многофазных коротких замыканий
Основной защитой электродвигателей является защита от к. з. между фазами, и её установка обязательна во всех случаях.
В качестве защиты электродвигателей от к. з. применяется максимальная токовая защита мгновенного действия (токовая отсечка), отстроенная от пусковых токов и токов самозапуска электродвигателей. При недостаточной чувствительности токовой отсечки на мощных электродвигателях 2000 кВт и больше, может применяться дифференциальная токовая защита. На электродвигателях мощностью более 5000 кВт установка дифференциальной защиты считается обязательной.
Электродвигатели напряжением 500 В и ниже, как правило, защищаются от к. з. плавкими предохранителями. Предохранители могут применяться и на электродвигателях более высокого напряжения, если только разрывной мощности предохранителей достаточно для разрыва тока короткого замыкания [1].
Токовая отсечка наиболее просто выполняется с помощью реле прямого действия, встроенного в привод выключателя.
Токовую отсечку двигателей до 2000 кВт следует выполнять, как правило, по более простой и дешевой однорелейной схеме (рисунок 5). Недостатком этой схемы является более низкая чувствительность, по сравнению с отсечкой на двух реле (рисунок 6, а).
Поэтому для повышения чувствительности токовую отсечку на электродвигателях мощностью 2000…5000 кВт выполняют по двухрелейной схеме. Также двухрелейную схему токовой отсечки следует применять на электродвигателях мощностью до 2000 кВт, если коэффициент чувствительности однорелейной схемы при двухфазном КЗ на выводах электродвигателя менее 2.
Ток срабатывания токовой отсечки от междуфазных к. з. отстраивается от бросков тока, посылаемых электродвигателем в первый момент к. з. в сети, питающей двигатель, и от пускового тока электродвигателя при полном напряжении питающей сети [1].
Ток срабатывания отсечки выбирается из выражения:
,
где Iпуск – пусковой ток двигателя;
kсх –коэффициент схемы;
kн – коэффициент надежности;
kв – коэффициент возврата;
kтт – коэффициент трансформации трансформаторов тока.
Пусковой ток – это ток необходимый для запуска электродвигателя, обычно превышающий номинальное значение тока (тока потребляемого при нормально-устойчивом режиме работы) в 3-8 раз. Указывается заводом изготовителем в виде табличных данных.
Коэффициентом схемы называют отношение тока, протекающего через обмотку реле и тока, протекающего через трансформатор тока. Для однорелейной схемы (рисунок 5) коэффициент схемы принимают равным . Для двухрелейной (рисунок 6, а) и трехрелейной схем (рисунок 6, б) коэффициент схемы принимают равным 1 [8].
Рисунок 5 – Однорелейная схема токовой отсечки
Коэффициентом надежности называют отношение величины тока в обмотках исполнительного реле к величине тока срабатывания реле. Он зависит от конструктивного исполнения схемы и указывается заводом изготовителем в виде табличных данных. Для реле РТ-40 равен 1,8; для реле РТ-82, РТ-84 и реле прямого действия равен 2.
Коэффициент возврата – это отношение тока возврата к току срабатывания. У большинства современных реле он находится в пределах 0,8-0,9.
Коэффициент трансформации трансформаторов тока определяется отношением первичного тока трансформатора ко вторичному.
Рисунок 6 – Схема токовой отсечки
а) двухрелейная схема защиты электродвигателя;
б) трехрелейная схема защиты электродвигателя.
На электродвигателях мощностью 5000 кВт и более устанавливается продольная дифференциальная защита. Эта защита выполняется в двухфазном или трехфазном исполнении. Ток срабатывания реле принимается 2×IНОМ.
2. Защита электродвигателей от замыканий одной фазы на землю
Защита электродвигателей до 2000 кВт от замыканий на землю считается нецелесообразной в связи с небольшой стоимостью маломощных электродвигателей и устанавливается лишь в том случае, если ток замыкания на землю превышает 10А.
На мощных двигателях от 2000 кВт защита от замыканий на землю устанавливается, если ток замыкания на землю превышает 5А. Защита выполняется с действием на отключение без выдержки времени с использованием трансформатора нулевой последовательности (рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема защиты электродвигателей от замыканий на землю одной фазы
Ток срабатывания защиты принимается равным:
,
где Ic– емкостной ток двигателя;
kн -коэффициент надежности (kн =1,2…1,3);
kб -коэффициент, учитывающий бросок емкостного тока электродвигателя при внешних перемежающихся замыканий на землю. Для защиты, действующей без выдержки времени (kб =3…4) [1].
3. Защита электродвигателей от перегрузки
Перегрузка электродвигателя возникает в следующих случаях:
а) при затянувшемся пуске или самозапуске;
б) по техническим причинам и перегрузке механизмов;
в) в результате обрыва одной фазы;
г) при повреждении механической части электродвигателя
или механизма, вызывающем увеличение момента Мc и торможение электродвигателя.
Перегрузки бывают устойчивыми и кратковременными. Для электродвигателя опасны только устойчивые перегрузки.
Сверхтоки, обусловленные пуском или самозапуском электродвигателя, кратковременны и самоликвидируются при достижении нормальной частоты вращения. Эти токи могут представлять опасность, только если процесс развертывания электродвигателя затянется.
Значительное увеличение тока электродвигателя получается также при обрыве фазы, что встречается, например, у электродвигателей, защищаемых предохранителями, при перегорании одного из них. При номинальной загрузке в зависимости от параметров электродвигателя увеличение тока статора при обрыве фазы будет составлять примерно (1,6 ÷2,5) Iном. Эта перегрузка носит устойчивый характер. Также устойчивый характер носят сверхтоки, обусловленные механическими повреждениями электродвигателя или вращаемого им механизма и перегрузкой механизма.
Основной опасностью сверхтоков для электродвигателя является сопровождающее их повышение температуры отдельных частей и в первую очередь обмоток. Повышение температуры ускоряет износ изоляции обмоток и снижает срок службы электродвигателя [7].
· Защита от перегрузки с тепловым реле
Защита с тепловым реле (рисунок 8) лучше других может обеспечивать характеристику, приближающуюся к перегрузочной характеристике электродвигателя, тепловые реле, которые реагируют на количество тепла Qр, выделенного в сопротивлении его нагревательного элемента:
Тепло, выделяемое в тепловом реле, пропорционально теплу, выделяемому в электродвигателе, т. е. Qр ≡Qд
Рисунок 8 – Схема защиты от перегрузки с тепловым реле
Реле настраивается так, чтобы его уставка срабатывания соответствовала теплу, выделение которого в электродвигателе считается предельно допустимым.
Наиболее часто тепловые реле выполняются на принципе использования коэффициента линейного расширения различных металлов под влиянием нагревания. Основой такого теплового реле, является биметаллическая пластинка, состоящая из спаянных по всей поверхности металлов с сильно отличающимися коэффициентами линейного расширения. При нагревании пластинка прогибается в сторону пластиныс меньшим коэффициентом расширения и освобождает защелку рычага, который, поворачиваясь, под действием пружины замыкает контакты реле. Нагревание пластинки осуществляется нагревательным элементом при прохождении по нему тока I.
Тепловые реле сложны в обслуживании и наладке, имеют различные характеристики отдельных экземпляров реле, часто не соответствуют тепловым характеристикам двигателей и имеют зависимость от температуры окружающей среды, что приводит к нарушению соответствия тепловых характеристик реле и электродвигателя. Поэтому тепловые реле следует применять лишь в тех случаях, когда более простые токовые реле не обеспечивают защиты двигателей [9].
· Защита от перегрузки с токовыми реле
Для защиты электродвигателей от перегрузки обычно применяются максимальные токовые защиты с использованием токовых реле с ограниченно зависимыми характеристиками выдержки времени или максимальные токовые защиты, выполненные комбинацией мгновенных токовых реле и реле времени.
Преимуществами токовых защит, по сравнению с тепловыми, являются более простая эксплуатация, более легкий подбор и регулировка характеристик защиты. Однако токовые защиты не позволяют использовать перегрузочные возможности электродвигателей из-за недостаточного времени действия их при малых кратностях тока. Для двигателей, не имеющих технологических перегрузок, этот недостаток не имеет значения[1, 10].
Защита от перегрузки выполняется одним токовым реле, включенным на один из фазных токов (рисунок 9, а), или по двухфазной однорелейной схеме, когда по этой же схеме выполнена защита от междуфазных к. з. (рисунок 9, б).
а) однофазная однорелейная схема защиты от перегрузки
б) двухфазная однорелейная схема защиты от перегрузки
Рисунок 9 – Схемы защит от перегрузки
Ток срабатывания защиты:
,
где Iном – номинальный ток двигателя;
kн – коэффициент надежности;
kв –коэффициент возврата.
kв =1,1…1,2.
Время срабатывания составляет tСЗ =(10…15) с.
4. Защита электродвигателей от понижения напряжения
Защита от потери питания устанавливается для предотвращения повреждений в электродвигателях, затормозившихся в результате кратковременного или длительного снижения напряжения, при восстановлении питания, а также для обеспечения требований техники безопасности и условий технологического процесса.
Отключение электродвигателей при исчезновении напряжения обеспечивается установкой одного реле минимального напряжения, включенного на линейное напряжение.
Защита с одним реле напряжения (рисунок 10) надежно реагирует на трехфазные к. з. Однако при двухфазных к. з. защита с одним реле действует только при к. з. между фазами, на которые включено реле, что является существенным недостатком.
Для обеспечения работы защиты при всех случаях двухфазного к. з. иногда применяется трехфазная схема, показанная на рисунке 11. Эту схему применяют в сетях, где возможно длительное отключение, сопровождаемое снижением напряжения ниже 70%.
Существенным недостатком защиты минимального напряжения является возможность ее неправильной работы в случае обрыва цепей напряжения, чаще всего возникающего при перегорании предохранителей в этих цепях. Поэтому трехфазная защита минимального напряжения применима лишь для неответственных электродвигателей.
Рисунок 10 – Защита от понижения напряжения с одним реле
Во избежание ложного отключения электродвигателей при обрыве цепи напряжения в ответственных установках применяются схемы с двумя комплектами реле напряжения, включенными на разные трансформаторы напряжения.
Контакты реле обоих комплектов соединяются последовательно, поэтому при нарушении цепи, питающей один комплект реле, защита не может подать импульс на отключение двигателей [1].
Рисунок 11 – Трехфазная защита минимального напряжения
Вывод
В данной главе дипломного проекта рассмотрена общая характеристика релейной защиты, в которую входят такие вопросы как: назначение релейной защиты, основные требования к релейной защите, структура релейной защиты и используемая информация, основные органы релейной защиты , реле и их классификация, защита электродвигателей.