Страхование средств воздушного транспорта
Договоры страхования воздушных судов страховые компании заключают с их владельцами (пользователями, арендаторами), которые могут выступить в качестве страхователей.
Объектом страхования является имущественный интерес, связанный с владением и эксплуатацией воздушного судна. Страхованием возмещаются убытки от гибели или повреждения воздушного судна по любой причине во время полета, подруливания, нахождения на земле или на воде.
Договор страхования воздушного судна может быть по соглашению сторон заключен на основании одного из следующих условий:
1. «С ответственностью за гибель, пропажу без вести и повреждения воздушного судна».
При страховании на этих условиях возмещаются:
- убытки и расходы вследствие полной гибели воздушного судна;
- расходы по устранению повреждений конструкции воздушного судна, его оборудования и снаряжения;
- убытки и взносы по общей аварии по доле воздушного судна;
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию воздушного судна.
Полной конструктивной гибелью воздушного судна признается такое его повреждение, при котором общая сумма расходов на устранение последствий страхового случая составит не менее 100% стоимости воздушного судна на момент наступления страхового случая.
2. «С ответственностью за гибель и пропажу без вести воздушного судна».
При страховании на этих условиях возмещаются убытки, возникшие вследствие полной гибели воздушного судна или его пропажи без вести.
3. «С ответственностью за гибель и пропажу без вести воздушного судна, включая расходы по спасению».
4. «С ответственностью за повреждение воздушного судна».При страховании на этих условиях возмещению подлежат расходы (в совокупности не превышающие 75% страховой стоимости воздушного судна на момент наступления страхового случая):
- по устранению повреждения воздушного судна (кроме возмещения расходов на замену изношенных и выработавших эксплуатационный ресурс конструктивных частей и элементов);
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению (уменьшению) убытка или определению его размера, если убыток подлежат возмещению по условиям договора страхования и если возмещение таких расходов страховщиком особо оговорено в страховом полисе;
- убытки, расходы по общей аварии воздушного судна. При этом не возмещаются убытки в случае полной гибели или пропажи воздушного судна без вести.
Не подлежат возмещению убытки всех видов, произошедшие вследствие:
- умысла или грубой небрежности страхователя (его представителя или выгодоприобретателя) или его сотрудников, а также нарушения кем-либо из них установленных компетентными органами правил и требований эксплуатации средств авиатранспорта или противопожарной защиты или хранения горючих (воспламеняющихся) или взрывчатых веществ и материалов;
- известной страхователю или его представителю непригодности воздушного судна к летной эксплуатации до выпуска воздушного судна в полет;
- эксплуатации воздушного судна в целях и условиях, не предусмотренных его назначением и не указанных в страховом полисе;
- использования воздушного судна вне согласованного в страховом полисе района эксплуатации, если только это не вызвано действием непреодолимой силы;
- прямого или косвенного воздействия радиации от ядерного взрыва или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии или расщепляемых материалов, транспортировки на воздушном судне или на аэродромах расщепляемых материалов;
- грабежа, кражи, других преступных или злоумышленных действий, если они совершены страхователем или его представителем;
- прямого или косвенного воздействия ударной звуковой волны;
- пилотирования воздушного судна лицами, не имеющими на это законных прав или не уполномоченных на осуществление полета;
- использования для приземления участков, не предназначенных специально для таких целей или для посадки данной модели воздушного судна, за исключением тех случаев, когда это вызвано форс-мажорными обстоятельствами или обстоятельствами, находящимися вне контроля страхователя;
- повреждения или гибели воздушного судна при транспортировке любым видом транспорта.
Страхованием не возмещается также ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, порчи электрооборудования или отдельных механизмов и механической поломки деталей и частей.
Страховая стоимость авиатранспортного средства - это стоимость приобретения нового воздушного судна аналогичного класса и параметров на момент заключения договора страхования или иная оценка стоимости воздушного судна, принимаемая по взаимному согласию страхователя и страховщика.
Страховая сумма — это стоимость, в которой страхователь страхует свой интерес в отношении застрахованного воздушного судна и которая указана в страховом полисе.
Страховая стоимость определяется по соглашению между страховщиком и страхователем, при этом ответственность за правильное определение страховой стоимости лежит на страхователе.
Страхование ответственности авиаперевозчика предусматривает защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении определенных событий, в частности, при возникновении обязанности авиаперевозчика согласно законодательству возместить вред, причиненный имущественным интересам третьих лиц, при эксплуатации воздушных судов (самолеты, вертолеты, средства малой авиации, мини-лайнеры, планеры и т.п.).
Деятельность страхователя должна осуществляться на основании обязательных лицензий, сертификатов и аттестатов на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Третьими лицами могут быть пассажиры, грузовладельцы, грузоотправители, организации почтовой связи, иные физические и юридические лица.
Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы страхователя, связанные с возмещением причиненного им вреда жизни и здоровью или имуществу юридических лиц, если:
- ответственность страхователя перед третьими лицами определена соответствующим законодательством;
- вред жизни и здоровью или имуществу третьих лиц причинен в прямой связи с использованием воздушного судна;
- страховой случай, повлекший причинение вреда третьим лицам, имел место во время полета на территории страхового покрытия в том районе и времени выполнения рейса (полета), которые указаны в договоре страхования, а также при погрузке в воздушное судно и выгрузке из него.
Территорией страхового покрытия является территория пролегания трассы полета воздушного судна в соответствии с планом полета в пределах географических районов, разрешенных к полетам для данного воздушного судна.
Страхованием покрывается гражданская ответственность страхователя за вред, причиненный:
- жизни и здоровью пассажира воздушного судна;
- багажу и находящимся при пассажире вещам.
Лимиты возмещения, указанные в договоре страхования, являются предельными суммами выплат страхового возмещения и не могут быть меньше:
- за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, — 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета;
- за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам, - 2 минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа, и 10 минимальных размеров оплаты труда за вещи, находящиеся при пассажире;
- за вред, причиненный грузовладельцу или грузоотправителю за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, - 2 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза.
Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление, в котором должен сообщить:
- сведения о воздушном судне (тип, год постройки, бортовой и(или) заводской номер, грузоподъемность, пассажировместимость, налет с начала эксплуатации и иные сведения о воздушном судне, летном экипаже и характере полетов по усмотрению страховщика);
- страховую сумму (лимиты возмещения);
- срок страхования;
- при страховании на рейс — аэропорты отлета и прилета, а при страховании на срок — территории полетов;
- другие сведения, имеющие существенное значение для суждения о степени риска.
По договору страхования страховщик несет ответственность за убытки, произошедшие только в том районе или рейсе, которые были оговорены в полисе.