Владение

Право владения – вещное право, представляющее собой юридичес­ки обеспеченную возможность осуществлять обладание вещью.

Владение в нашем законодательстве рассматривается как одно из правомочий права собственности. Однако в римском праве, так же, как и в ряде правовых систем континентального права, владение (possessio) не всегда напрямую связывалось с собственностью.

Римские источники в числе правомочий собственника не упоминают владение (possessio), т. е. обладание вещью.

В древнем цивильном праве применительно к правомочию собственника бытовал термин usus – использование, обеспечивающее непосредственное господство над вещью, но не ограниченное по своему объему. В классическом римском праве завершилось формирование понятия владения.

Владение – есть фактическое господство лица над вещью. Это фактическое господство не предполагает непременно физического воздействия лица на вещь; для его наличности достаточно такого отношения между лицом и вещью, при котором при обычных условиях владелец может рассчитывать на продолжительное и обеспеченное от посягательства третьих лиц и от препятствий со стороны сил природы распоряжение вещью. Кроме фактического господства над вещью, существует право на полное и беспрепятственное господство над вещью. Это право есть право собственности (dominium, proprietas), в отличие от него фактическое господство называется владением (possessio). Смешивать эти термины нельзя. Владение – институт, совершенно отличный от права собственности; собственник вещи может не быть ее владельцем, и наоборот, владеть вещью может и несобственник1.

Противоречивость института владения заключается в том, что он объединяет в себе правовойифактический составы.

Если составные части права собственности (пользование (uti), собирание плодов (frui), распоряжение (abuti) и другие) мыслимы только как юридические, то владение нередко существует как чисто фактическое состояние. Основанием владения может быть не только право собственности (когда собственник и владелец совпадают в одном лице), но и иное вещное право (например, право суперфиция). Владение также может не иметь никакого правового основания (например, владение вещью, приобретенной у лица, не являющегося его собственником) и быть даже нарушением права (например, владение вора). В таких случаях налицо факт, а не право. Но даже тогда, когда собственник и владелец совпадают в одном лице, владелец с внешней стороны рассматривается не как собственник, а как лицо, имеющее реальную, фактическую власть над вещью2.

Наибольшее влияние на становление и развитие современного гражданского права оказали теории владения, выдвинутые в начале XIX в. К.-Ф. Савиньи и в середине XIX в.– Р. Иерингом.

По теории Савиньи, владение само по себе есть не право, а факт. Если право преследует известные случаи нарушения владения, то лишь ввиду того, что ими нарушается неприкосновенность владеющего лица. Упрощенная владельческая защита была одной из мер борьбы с самоуправством. Государство ограждало владельца от посягательств на владение помимо суда, даже если он и не имел права на владение.

Владение предполагает наличие воли лица на владение вещью как своей. В случае, когда воля направлена на обладание в качестве собственника или иного носителя вещного права, речь идет о юридическом владельце. В случае отсутствия такой воли у лица, осуществляющего господство над вещью в интересах другого лица, обладатель имущества считается простым держателем – хранителем, перевозчиком, комиссионером и т. д. Держание владельческой защите не подлежит3.

По теории Иеринга, наличность владения создает для владельца презумпцию права собственности. В силу этих соображений закон возлагает тяжесть доказывания собственности на невладеющее лицо, которое могло доказать незаконность владения путем предъявления петиторного иска, доказать свое право собственности и истребовать вещь. По мнению Иеринга, владение защищается не ради владения, а ради собственности. Владение есть форпост собственности (Vorwerk des Eigentums). По теории Иеринга, главным элементом владения является тело владения (corpus). Владельческая воля (animus) воплощается в фактическом осуществлении владения: corpus молчаливо включает animus4.

Если говорить коротко о практическом значении теории владения, то, по теории Савиньи, для защиты владения необходимы были оба элемента (и corpus, и animus), в случае отсутствия владельческой воли лицо признавалось не владельцем, а простым держателем для другого, и не подлежало владельческой защите. По теории Иеринга, различие между владением и держанием отрицалось; владельческой защитой должно обеспечиваться любое фактическое обладание, независимо от намерений владельца.

Обе теории легли в основу всех последующих споров об основаниях защиты владения в римском праве и последующих кодификаций гражданского права.

Теория Савиньи позднее получила название субъективной теории владения, а теория Иеринга – объективной теории владения.

Разграничение владения и держания, в соответствии с субъективной теорией владения, закреплено в гражданских кодексах Франции, Италии, Японии и Нидерландов.

Положения объективной теории в известной степени нашли отражение в Германском Гражданском Уложении и Швейцарском Гражданском Уложении.

В советском праве право владения как самостоятельное вещное право исчезло совсем. Владение в настоящее время, в т. ч. и в ГК РК, закрепляется только как одно из правомочий собственника. Владение рассматривается также при регулировании вещно-правовых исков о защите права собственности. Говорится о незаконном владении, добросовестном владельце, владении как вещном праве лица, не являющегося собственником (ст. ст. 259–267 ГК).

В литературе по гражданскому праву России и других стран СНГ понятие “владение” как самостоятельное вещное право практически не рассматривается. Содержатся лишь отдельные упоминания при изучении курса гражданского права. Например, отмечается, что правомочие владения входит в состав не только права собственности, но и некоторых других субъективных гражданских прав, как вещных, так и обязательственных (например, права залогодержателя, арендатора и др.). Поэтому понятие законного (титульного) и незаконного (фактического) владения применимы не только в праве собственности5. О титульных владельцах упоминается при изучении виндикационного иска, причем к титульным владельцам относят арендатора, хранителя, комиссионера и т. д., а также обладателей вещных прав на имущество: права пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, права оперативного управления и т. д6.

Можно констатировать, что в гражданском законодательстве Республики Казахстан, так же, как и в законодательстве стран СНГ, отсутствует закрепление владения как самостоятельного вещного права.

Между тем, признание наличия такого права позволило бы объяснить некоторые проблемы, решение которых вызывает определенные трудности.

Считаем, что понятие владения может употребляться в нескольких значениях:

1) владение как одно из правомочий права собственности. Собственнику для осуществления своего права собственности необходимо наличие фактического господства над вещью. “Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом”(п. 2 ст. 188 ГК);

2) владение как элемент других вещных прав, когда владелец не относится к вещи как к своей и признает власть собственника. Это то, что называется detentio – в римском праве, непосредственное владение – в германском праве, держание – во французском, и т. п.

Такое владение возникает на основе договоров аренды, залога, ренты, хранения и других договоров, на основе которых собственник добровольно передает собственность во временное владение и пользование. На основе договора у арендатора, залогодержателя и т. п. возникают обязательственные права, но вместе с тем возникает и вещное право, пользующееся вещно-правовой защитой, в т. ч. и против собственника.

В данном случае владение не имеет самостоятельного значения. Оно также составляет одно из правомочий вещного права, причем не самое главное правомочие. Арендатор берет в аренду вещь, главным образом для того, чтобы пользоваться ею. Владение необходимо для того, чтобы осуществлять правомочие пользования.

Особое место занимает право владения как составная часть права хозяйственного ведения и оперативного управления. Передача владения, так же как и остальных правомочий – пользования и частично распоряжения, производится в данном случае не на основе договора, а на основе административного акта – постановления правительства, приказа министра, распоряжения акима и т. п. о создании государственного предприятия или учреждения как юридического лица;

3) владение как самостоятельная категория, возникающая при реализации отдельных способов приобретения собственности, при котором владелец, так же, как и собственник, относится к вещи как к своей.

В первую очередь — это правило о приобретательной давности (ст. 240 ГК).

В чем сущность приобретательной давности?

Гражданин или юридическое лицо, не являющиеся собственниками имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15-ти лет, либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретают право собственности на это имущество (приобретательная давность). Об этом говорится в п. 1 ст. 240 ГК.

Следовательно, право собственности приобретается через 15-ть лет владения недвижимым имуществом. Но какое же право имелось у лица в течение этих 15-ти лет? Обычно (и нередко) доказывают, что это не право, а факт. Тем не менее, это подлинное право, пользующееся юридической защитой против третьих лиц.

Пункт 2 ст. 240 ГК гласит: “До приобретения на имущество права собственности гражданин или юридическое лицо, владеющее им как своим собственным, имеют право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законодательными актами или договором основания”.

Здесь имеет место конфликт прав преимущества на осуществление вещного права. Владение на основе ст. 240 ГК не имеет преимущества перед правом собственности или иным более сильным вещным правом, но имеет преимущества перед правами всех других третьих лиц.

В той или иной степени право владения возникает у лиц и существует до передачи вещи собственнику, или передачи в коммунальную собственность, или обращения в свою собственность, в следующих случаях:

находка (ст. 245);

безнадзорные животные (ст. 246);

клад (ст. 247);

бесхозяйные вещи (ст. 242);

самовольная постройка (ст. 244 ГК).

4) владениекак самостоятельная категория, возникающая при реализации вещно-правовой защиты от третьих лиц.

В ГК говорится о добросовестных и недобросовестных владельцах, законных и незаконных владельцах (гл. 15). Кроме того, говорится о защите вещных прав лица, не являющегося собственником. Такая защита, аналогичная защите прав собственника, предоставляется лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного землепользования, либо по иному основанию, предусмотрен­ному законодательными актами или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (ст. 265 ГК).

В данной статье ГК, помимо таких прав, как хозяйственное ведение, оперативное управление, постоянное землепользование, говорится о владении имуществом по иному основанию, предусмотренному законодательством или договором.

Таким образом, завершаяисследование категориивладение” и излагая нашу позицию по вопросу о понятии владения, можно констатировать следующее: владение не есть только факт, владение – это и право, пользующееся правовой защитой и влекущее за собой юридические последствия.

В споре между субъективной и объективной теориями владения мы придерживаемся объективной теории владения Иеринга и считаем правильным решение вопроса в Германском Гражданском Уложении и Швейцарском Гражданском Уложении. И владение, и держание должны пользоваться одинаковой владельческой защитой. Ведь и то, и другое является разновидностями единого понятия вещного права владения.

Любое обладание вещью, независимо от оснований возникновения такого обладания, может рассматриваться как владение, причем как право владения, пользующееся юридической защитой. Даже прикосновение к вещи (например, некто взял вещь в руки посмотреть на нее) уже можно рассматривать как владение. Правда, такое владение обычно никаких юридических последствий не несет и не нуждается в правовой защите. Но можно представить гипотетическую возможность возникновения необходимости такой защиты (например, взятая посмотреть вещь осталась у данного субъекта по каким-либо причинам – пожар, землетрясение, внезапная смерть собственника и т. п. В этом случае это лицо будет пользоваться владельческой защитой от посягательств любых других лиц до тех пор, пока он не сможет вернуть вещь собственнику).

Для признания права владения не имеют большого значения также намерения субъекта. С одной стороны, законный владелец может не относиться к вещи как к своей (арендатор, залогодержатель и т. п.). С другой стороны, незаконный владелец может относиться к вещи как к своей (вор, похитивший вещь у собственника; добросовестный владелец, купивший похищенную вещь у вора). В обоих случаях имеет место владение, пользующееся владельческой защитой. Собственник вещи в этих случаях утрачивает права владения (передает его по договору или у него похищают вещь), право владения возникает у арендатора или вора. Недаром виндикационный иск называют иском невладеющего собственника к владеющему несобственнику. Но до тех пор, пока собственник не докажет свое право владения и не изымет вещь, фактические владельцы имеют право владения на эту вещь и пользуются владельческой защитой против всех других лиц, в т. ч. против собственника.

В большинстве случаев владение не имеет самостоятельного значения. Оно выступает или как одно из правомочий собственника, или как одно из правомочий вещного права, возникающего при опосредованном владении. Как отмечалось выше, при опосредованном владении главенствующим правомочием является правомочие пользования. Правомочие владения занимает подчиненное положение.

Тем не менее, есть случаи, когда правомочие владения приобретает самостоятельное значение. Прежде всего – это владение при приобреталь­ной давности, а также иные случаи, когда владение как вещное право выступает как основание приобретения права собственности (находка, клад, бесхозяйные вещи, безнадзорные животные).

Определенное значение приобретает владение как вещное право при реализации защиты права собственности.

Не столь широкое применение категории владения не дает оснований отмахнуться от этой проблемы. Данная проблема существует, и рано или поздно ее необходимо решать законодательно. Целесообразно воспользоваться опытом законодательства большинства стран и закрепить в ГК Республики Казахстан институт владения как самостоятельного вещного права.

§ 2. Права хозяйствования юридических лиц

Наряду с правом собственности, гражданское законодательство РК (ст. 33 ГК), как самостоятельное имущественное право юридических лиц, рассматривает право хозяйственного ведения государственных предприятий (ст. 196) и право оперативного управления казенных предприятий, государственных учреждений и учреждений (ст. 202).

Гражданский кодекс РК однозначно определил данные имущественные права юридических лиц как самостоятельные вещные права, что вытекает из расположения их в разделе 2 ГК “Право собственности и иные вещные права”.

С положениями ГК о вещном характере права хозяйственного ведения и права оперативного управления скорреспондированы и некоторые нор­мативные правовые акты РК. Так, в соответствии со ст. 131 Указа о налогах плательщиками налога на имущество являются юридические и физические лица, имеющие объект обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; в соответствии с п. 1 ст. 2 Указа о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, объектами государственной регистрации являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления, наряду с правом собственности и другими правами на недвижимость. Тем самым подтверж­дается вещный характер права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Это так называемые нормативные, правовые основы харак­теристики данных имущественных прав как вещных.

Почти единодушно отнесены к числу вещных прав большинством ученых-цивилистов право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право хозяйственного веденияявляется вещным правом государст­венного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных ГК и иными законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 196 ГК).

Пределы осуществления прав владения, пользования и распоряжения устанавливаются ГК, Указом о государственном предприятии и иными законодательными актами. Нельзя установить ограничения по осуществ­лению этих прав подзаконными актами, включая Указы Президента и Постановления Правительства РК. Государственный орган, выступающий от имени государства как собственника, также не вправе устанавливать такие ограничения, за исключением тех, которые он может проводить в соответствии с ГК и иными законодательными актами.

Имуществом на праве хозяйственного ведения могут обладать только государственные предприятия. Все остальные негосударственные коммер­ческие организации, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, должны или прекратить свое существование, или преобразо­ваться в хозяйственное товарищество или кооператив, или преобразоваться в филиал создавшего их юридического лица.

К таким образованиям применяется п. 4 Постановления Верховного Совета РК от 24 декабря 1994 г. “О введении в действие Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть)” о том, что юридические лица, образованные до официального опубликования ГК в организационно-правовых формах, не предусмотренных ГК, подлежат преобразованию в организационно-правовые формы, предусмотренные ГК, до 1 января 1998 г.

В пределах, установленных ГК и другими законодательными актами, государственное предприятие полностью самостоятельно в осуществлении хозяйственной деятельности.

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения ГК о праве собственности, если иное не вытекает из ГК и иных законодательных актов (ст. 201 ГК). Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности (п. 2 ст. 198 ГК). Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (см. ст. 200 ГК; Указ о государственном предприятии).

У собственника имущества есть права, которые он осуществляет в соответствии с законодательными актами, по решению следующих вопросов:

создание предприятия;

определение предмета и целей его деятельности;

реорганизация и ликвидация предприятия;

контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия (ст. 199 ГК).

Некоторые виды предпринимательской деятельности, связанные с использованием основных фондов, участием в коммерческих структурах, предоставлением ссуд частным предпринимателям, государственные предприятия вправе осуществлять только с согласия собственника или уполномоченного им государственного органа (ст. 200 ГК).

Во всем остальном, в частности, в распоряжении движимым имуществом (п. 2 ст. 200) государственное предприятие осуществляет свою деятельность самостоятельно. Собственник не вправе вмешиваться в текущую производственную деятельность предприятия.

Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия – по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т. е. государственными органа­ми, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, являются для республиканских предприятий министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий – местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия (п. 2 ст. 10 Указа о государственном предприя­тии). В этом существенное отличие от имущества хозяйственных товариществ и кооперативов.

В отношении имущества государственного предприятия на праве хозяйственного ведения законодателем установлены размеры уставного фонда. Размер уставного фонда предприятия определяется его учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 расчетных показателей, установленных на дату государственной регистрации предприятия (п. 1 ст. 21 Указа о государственном предприятии).

Предприятие обязано формировать резервный фонд в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее десяти процентов его уставного фонда, направляя на эти цели не менее пяти процентов остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения (интереса) по ним в случае недостаточности иных средств предприятия (п. 2 ст. 21).

Объектом права хозяйственного ведения (ст. 197 ГК) является любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством.

Хотя не все имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения – это вещное право. Вещный характер имущественного права юридического лица проявляется при осуществлении им своих правомочий в отношении материальных объектов, переданных государством. Право хозяйственного ведения не распространяется на безна­личные деньги, так как право предприятия на эти безналичные денежные средства, находящиеся в банках,– не вещное, а обязательственное. Следовательно, правовым титулом на этот вид имущества будет не право хозяйственного ведения, а обязательственное право. Не принадлежит государственному предприятию на праве хозяйственного ведения также арендованное имущество, природные ресурсы, земля. Природные ресурсы (земля, ее недра) являются объектом собственности государства (п. 1 ст. 193) и передаются предприятию лишь во владение и пользование за плату в установленном порядке. Согласно Указу о земле, государственным юриди­ческим лицам земля предоставляется в постоянное землепользование (см. подпункт 3 п. 1 ст. 36, подпункт 2 п. 1 ст. 40). Таким образом, правовым титулом на природные ресурсы, предоставленные предприятию, являются самостоятельные вещные права – соответственно землепользования и недро­пользования или водопользования и т. п.

Предприятие как участник правоотношения хозяйственного ведения имеет не только права, но и несет обязанности перед государством в лице соответствующих государственных органов (финансовых или вышестоящих) и несет самостоятельную ответственность по этим обязательствам. (Учреждение, как субъект права несет ответственность лишь в пределах выделяемых учредителем денежных средств).

Из вышеизложенного вытекают следующие выводы:

1) право хозяйственного ведения – это право юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью;

2) право хозяйственного ведения – это вещное право, производное от права государственной собственности;

3) в силу этого право хозяйственного ведения может возникнуть только у государственного предприятия и носит унитарный характер. Не может быть права хозяйственного ведения у негосударст­венных коммерческих организаций. Для них предусмотрены только такие юридические формы: акционерное общество, хозяйственное товарищество и производственный кооператив;

4) государственное предприятие обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом, но собственником не является. Собственником остается государство.

Право оперативного управленияявляется вещным правом учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Своим зарождением понятие права оперативного управления обязано А. В. Венедиктову7, предложившему так обозначить имущественное право государственных организаций на выделяемое государственное имущество (имеется в виду как государственных предприятий, так и государственных учреждений, ибо в правовом положений этих субъектов в период административно-командной системы управления экономикой и домини­рованием лишь государственной собственности было больше схожести, чем различий, они и назывались единым понятием “госорган”).

Как правовой институт, право оперативного управления было внедрено впервые в законодательство вначале в ч. 2 ст. 21 Основ гражданского законодательства , затем оно было продублировано ст. 87 ГК КазССР с целью обозначения имущественных прав государственных организаций. Имущественное право оперативного управления означало владение, пользование и распоряжение государственным имуществом государст­венными организациями, юридическими лицами в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества.

Позже, с возникновением проблемы обозначения имущественного права негосударственных предприятий, конструкция права оперативного управления была распространена и на такого рода субъектов имущественных отношений. В 1981 г. законодатель включил в Основы гражданского законодательства ст. 26-1 “Оперативное управление имуществом”8 и, соответственно, в 1982 г. в ГК КазССР ст. 85-1 “Оперативное управление имуществом”9. Тем самым конструкция права оперативного управления получила распространение и на такие негосударственные субъекты, как кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия – юридические лица.

Теоретические дискуссии по поводу права оперативного управления с первоначального законодательного закрепления и по сей день популярны в юридической литературе.

С отходом от административно-командной системы управления экономикой и внедрением рыночных отношений, соответственно, законода­телю необходимо было осовременить правовые институты. Гражданский кодекс 1994 г., наряду с конструкцией права хозяйственного ведения, для обозначения имущественного права государственных предприятий, правом собственности для коммерческих юридических лиц, вместе с тем сохранил институт права оперативного управления, расширив субъекты данного имущественного права, в отличие от прежнего законодательства.

На праве оперативного управления, в соответствии с действующим законодательством, могут обладать имуществом казенное предприятие, государственное учреждениеинегосударственное учреждение. Затрудни­тельно на основе нынешнего законодательства выявить общее при определении субъекта права оперативного управления11. Более простым представляется различение субъектов права оперативного управления – как коммерческие юридические лица – казенное предприятие, и некоммерческие – государственные учреждения и учреждения.

Государственное казенное предприятие и государственное учреждение могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов.

Негосударственное учреждение создается по решению частного собственника – юридического лица или гражданина.

Казенные предприятия, в зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими или коммуналь­ными казенными предприя­тиями. Соответственно, права собственника в отношении их осуществляют разные государственные органы.

Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения по следующим основным особенностям:

казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими средствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направление использования своей прибыли;

казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения, по общему правилу, не являются для него обязательными, если иное не вытекает из законодательства или уставной правоспособности.

Казенное предприятие, в отличие от учреждения, является коммерческой организацией. Значит, казенное предприятие преследует (или может преследовать) в качестве основной цели своей деятельности извлечение доходов, а учреждение – нет. Учреждение, как правило, финансируется собственником.

Казенное предприятие, государственное учреждение и учреждение обладают специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК, иными законодательными актами и волей собственника в уставе казенного предприятия государственного учреждения, учреждения. Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены казенным предприятием (учреждением) по своему усмотрению только в пределах уставной правоспособности. Из этого следует, что собственник может вмешиваться в уставную деятельность казенного предприятия (учреждения), если иное не предусмотрено законодательными актами и учредительными документами.

Собственник может определять для казенного предприятия и учреждения правовой режим использования имущества и выдавать обязательные к исполнению задания.

Казенное предприятие и учреждение могут иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо для обеспечения их уставной деятельности.

Пределы осуществления права оперативного управления, а также правовой статус казенных предприятий, а теперь и государственных учреждений12 определены ГК и Указом о государственном предприятии.

Казенное предприятие и учреждение не отвечают по обязательствам своего собственника, государства, административно-территориальной единицы, юридических лиц и граждан, а указанные выше субъекты-несобственники казенного предприятия (учреждения) не отвечают по обязательствам казенного предприятия и учреждения.

Собственник казенного предприятия, государственного учреждения, учреждения несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам созданного им казенного предприятия, государственного учреждения, учреждения в части долга, не покрытого их денежными средствами. При недостаточности у учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия денежных средств ответственность по их обязательствам несет собственник учреждения или казенного предприятия (ст. 207 ГК). То есть собственник несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам учреждения или казенного предприятия (п. 1 ст. 44).

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием, государственным учреждением, учреждением, возникает у этого казенного предприятия, государственного учреждения, учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия, государственного учреждения, учреждения признается передачей имущества.

Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в имущественном обороте, является собственностью их учредителей. Вместе с тем, с этим оно находится у казенного предприятия, государственного учреждения, учреждения на праве оперативного управления.

Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию, государственному учреждению, учреждению по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям13.

При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается14.

При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.

Функции собственника казенного предприятия и государственного учреждения осуществляется уполномоченными государственными органами. Такими уполномоченными органами в отношении республиканских казенных предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это правительством РК государственные органы. В отношении же казенных предприятий уполномоченными органами являются местные исполнительные органы, уполномоченные главой местной администрации.

Республиканское казенное предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства РК, а коммунальное казенное предприятие – по решению главы местной администрации. Осуществление процессов реорганизации и ликвидации производится соответствующими уполномоченными органами (например, Агентством по реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий).

Изъятие и перераспределение имущества государственного учреж­дения, казенного предприятия производится по решению собственника имущества в лице Правительства или главы местной администрации.

Учреждение, государственное учреждение (ст. 206 ГК) не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, за исключением случаев, когда такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.

Казенное предприятие (п. 2 ст. 206) вправе самостоятельно распоря­жаться закрепленным за ним имуществом в случае, если такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником. Однако, в отношении денег казенного предприятия это правило следует понимать ограниченно. Так, в соответствии с п. 2 ст. 35 Указа о государственном предприятии, “казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа”. Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа.

Казенное предприятие не может создавать дочерние предприятия либо выступать учредителем других предприятий (учреждений), не получив согласия Правительства или Министерства финансов (его территориальных органов).

Право самостоятельного распоряжения.Ранее действовавшее законодательство для субъектов права оперативного управления, учреждений предусматривало возможность с разрешения собственника его имущества или органа, уполномоченного управлять имуществом от имени собственника, занятия деятельностью, приносящей доходы (ч. 2 п. 1 ст. 206 ГК в ред. 1994 г.): “Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящие доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе”.

Хотя это положение в настоящее время исключено из ГК, тем не менее, дискуссия в отношении права самостоятельного распоряжения учреждений актуальна, ибо для частных учреждений это право, наряду с правом опера­тивного управления, предполагается.

Вопрос стоит об отличном от права оперативного управления вещном праве учреждений, объект которого (имущество, полученное за счет доходов) также не совпадает с объектом права оперативного управления.

Существование теоретических дискуссий в гражданском праве относительно данного имущественного права подтверждает появление в юридической литературе полярных мнений. В юридической литературе высказывались различные мнения по поводу коммерческой деятельности субъектов права оперативного управления и имущественного права учреждений на доходы от этой деятельности. Одни авторы полагают, что имущественное право учреждений на доходы от полученной предпринима­тельской деятельности, – это вещное право, отличное от права хозяйствен­ного ведения и права оперативного управления15, другие – утверждают, что полномочия учреждений на занятие предпринимательской деятельностью – это право хозяйственного ведения16. Мы сторонники того, что это самостоятельное вещное право учреждений, называемое правом самостоя­тельного распоряжения17.