Анализ эффективности решения проблемы
Заключительный этап решения проблемы включает в себя следующие компоненты.
Контроль и оценка результатов решения проблемы. Для согласования фактических результатов с ожидаемыми необходимо обеспечить систему их отслеживания и контроля. Оперативный контроль осуществляется, начиная с момента реализации принятого решения.
В условиях решения проблемы педагогом речь идет о самоконтроле. Г.Альтшуллер предлагает следующие вопросы для отслеживания правильности решения задачи:
1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы:
- Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?
- Почему я так долго не мог найти хорошего решения?
- Что мне помогло догадаться?
2.Проведите анализ причин появления решенной вами проблемы.
- Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?
- Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?
- Чему меня научила эта задача?
- Что осталось нерешенным? Кто остался недовольным?
- Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка.
3.Определите возможность появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность.
- Действует ли еще причина появления задачи?
- На какой срок удалось решить конфликт?
- Кто остался недовольным?
4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.
Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу"[25].
Анализ эффективности решения проблемы
Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач:
- анализ постановки задачи;
- анализ программирования педагогических действий;
- анализ педагогических действий;
- диагностика профессионального развития педагога[26].
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Как определяется педагогическая проблема? Какие формы выявления проблем существуют в педагогической практике? Дополните их своими примерами.
2. Что такое педагогический диагноз? На основании чего он ставится?
3. Соотнесите подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы, представленные в табл. 22. Какой вариант является для вас предпочтительным и почему?
4. Обоснуйте роль каждого этапа в общей технологии решения педагогической проблемы.
5. Какие требования предъявляются педагогу, осуществляющему выбор и принятие решений педагогической проблемы?
6. Можно ли перенести данную технологию в другую сферу человеческой деятельности?
7. Сформулируйте стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи по конкретной педагогической проблеме, выявленной вами.