Конституция Италии 1947 г. Исторические условия ее разработки и принятия. Ее структура и особенности. Конституционный контроль.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.
В марте 1848 г. в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон, т.н. «Альбертинский статут», названный так по имени короля Карла Альберта. После полного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны. По своему характеру этот документ – типичная дарованная «сверху» конституция. Италия объявлялась наследственной монархией с наследованием престола старшим потомком мужского рода. Католическая религия провозглашалась единственной религией государства. Король получал самые широкие полномочия: одобрял законы, назначал весь состав верхней палаты – Сената., назначал всех высших чиновников королевства, в любой момент мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Вместе с этим вводились элементы народного представительства, законодательные функции осуществлялись наряду с королем, избираемой Палатой депутатов, в главе о правах и обязанностях граждан декларировались: равенство перед законом, некоторые личные свободы, право на собственность, свобода печати, слова. Избирательные права были серьезно ограничены системой цензов. И все же это было началом демократической эволюции Италии. В 1912 году было введено всеобщее избирательное право. В 1922 году в стране установился тоталитарный фашистский режим во главе с Б.Муссолини. Значительно возросла роль главы правительства, был установлен однопартийный режим, а глава партии – вождь (дуче) – одновременно являлся главой всей исполнительной власти. При фашизме король оставался формальным главой государства. После поражения Италии во второй мировой войне на референдуме 2 июля 1946 г. была отвергнута монархическая форма правления, и было избрано Учредительное собрание. 18 июня Италия была провозглашена республикой.
Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. подавляющим большинством голосов и с 1 января 1948 г. вступила в силу.
Это был многоплановый, тщательно проработанный политико-юридический документ, состоящий из вводного раздела «Основные принципы», двух главных статей «Права и обязанности граждан»и «Устройство Республики» и переходных и заключительных постановлений. Эта Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах расширенного большинства. Этот основной закон относится к категории «широких конституций», в котором, наряду с нормами, определяющими устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные возможности для развития граждан, упрочение социальной солидарности в рамках единого государственного сообщества). Ст.10 Конституции определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.
В ней не упоминается о принципе разделения властей, но проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная принадлежит Парламенту и областным советам; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд. При сохранении особых отношений с Ватиканом Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий.
В 90-х годах после победы на выборах левоцентристского блока в Италии проведены глубокие конституционные реформы. Была проведена крупномасштабная судебно-прокурорская операция по борьбе с государственной коррупцией «чистые руки». В ноябре 1997 г. специально созданная парламентская комиссия подготовила законопроект «О федеральном устройстве Италии», который предусматривает полную замену в Конституции части II «Устройство Республики».
Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (20 областей) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступление в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области (могут, в частности, самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза).
В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган.
В Италии вводится президентская (или, во всяком случае, полупрезидентская) форма правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. Президент назначает Председателя Совета министров, но не председательствует на заседаниях правительства. Он наделяется правом роспуска Палаты депутатов в случае отставки правительства. Может инициировать в Парламенте вотум доверия правительству.
Значительно расширяются функцииКонституционного суда,его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции парламентского меньшинства, коммуны, провинции получают право прямого обращения в Конституционный суд.